Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике в 10 классе «Комплексные числа и основные арифметические действия над ними».»
Конспект урока по математике в 10 классе
Жматова Г.В.
Тема урока: «Комплексные числа и основные арифметические действия над ними».
Задачи:
Образовательная – расширение знаний о числе;
Воспитательная – воспитание взаимовыручки, поддержки, толерантности при работе в группах;
Развивающая – привитие навыка добывать знания самостоятельно, решая возникающие проблемы через исследования.
Вступительное слово учителя.
Многовековая история развития представлений человека о числах одна из самых ярких сторон развития человеческой культуры. Числа это один из основных математических объектов.
Повторение.
- Вспоминаем: «С какими числами мы уже знакомы?»
( ученики называют множества чисел, учитель записывает на доске).
- Какие алгебраические операции можно допустить в перечисленных множествах?
(учитель кратко записывает эти операции на доске)
Ученики делают вывод: По мере продвижения от натуральных чисел к действительным список допустимых операций с числами расширяется).
- Какие числа называют комплексными? (Комплексными числами называют выражения вида , где a и b — действительные числа, i — некоторый символ такой, что .)
- Какой корень имеет уравнение на множестве комплексных чисел? (Этот корень комплексное число i такое, что .)
- Как называются числа a, b, i, если комплексное число имеет вид ? (Число a называется действительной частью комплексного числа, число b — его мнимой частью, число i — мнимой единицей.)
- Чему равна мнимая и действительная части следующих комплексных чисел?
а)
б)
в)
г)
- Каким условиям удовлетворяют комплексные числа?
С1) Существует комплексное число, квадрат которого равен -1.
С2) Множество комплексных чисел содержит все действительные числа.
С3) Операции сложения, вычитания, умножения и деления комплексных чисел удовлетворяют обычным законам арифметических действий (сочетательному, переместительному, распределительному).
3. Сформулировать правила арифметических действий на множестве комплексных чисел.
(работа в парах по карточкам)
Карточка 1
Для комплексных чисел и найдите сумму :
1)
2)
3)
4)
Карточка 2
Для комплексных чисел и найдите разность :
1)
2)
3)
4)
Карточка 3
Для комплексных чисел и найдите произведение :
1)
2)
3)
Карточка 4
Для комплексных чисел и найдите частное :
1)
2)
3)
4. Решение проблемы.
О возможности складывать и вычитать комплексные числа рассказывают эксперты по сложению и вычитанию. Рассказывая, обучают этим действиям других ребят.
Умножению учат эксперты по умножению. При этом все формулы доказываются на доске, примеры разбираются.
Деление обстоятельно и доказательно разбирают эксперты по делению: выводят формулы, разбирают примеры.
5. Проверочная работа на полученные знания. (карточки)
Вариант 1
Для комплексных чисел , и :
.
Найдите:
А1)
А2)
А3)
А4)
В1)
С1)
Вариант 2
Для комплексных чисел , и :
.
Найдите:
А1)
А2)
А3)
А4)
В1)
С1)
6. Проверка ответов (карточки)
7. Дифференцированное домашнее задание.
В зависимости от того, как вы справились с проверочной работой, запишите себе домашнее задание:
«3» - по учебнику стр. 240-246 читать
по задачнику - стр.179 №32.10, 32.11, 32.19
«4» - по учебнику стр.243-246 читать
по задачнику - стр.179 №32.11, 32.17, 32.20
«5» - по учебнику стр.243-246
по задачнику - стр.179 №32.18, 32.24, 32.27
8. Подведение итогов.
Что нового вы узнали для себя на этом уроке?
Определение. Если у комплексного числа сохранить действительную часть и поменять знак у мнимой части, то получится комплексное число, сопряженное данному. Если данное комплексное число обозначено буквой z, то сопряженное число обозначают : =
Свойство 1. Если , то
Знакомство с сопряженными числами мы продолжим на следующем уроке и рассмотрим методы решения квадратных уравнений на множестве комплексных чисел.