| 1 этап обобщения и систематизации (воспроизведение и коррекция опорных знаний) | - Итак, начнем с главного: повторим теоретические сведения по данной теме (слайд 4). Каждому учащемуся раздаются разноуровневые карточки. После заполнения данных карточек, производится проверка по компьютерной презентации. | Заполняют карточки: Проверяют правильность выполнения вместе с учителем по презентации. |
| 2 этап обобщения и систематизации (повторение алгоритмов решения дробно-рациональных неравенств) | - Дробно-рациональные неравенства в зависимости от знака делятся на два вида. Какие? (слайд 5): - Приведите примеры дробно-рациональных неравенств каждого вида. Учитель записывает примеры учащихся на доске, распределяя их сразу по столбцам. - Каким методом чаще всего решаем такие неравенства? - Каков алгоритм решения неравенств методом интервалов (слайд 6). -Какими точками на числовой прямой отмечаем нули числителя? - Какими точками мы отмечаем нули знаменателя? Учитель предлагает учащимся устно проделать ряд упражнений: 1) Проверьте, верно ли нанесены нули числителя и знаменателя на координатной прямой? Обоснуйте свой ответ 2) 3) - А теперь решим более сложные неравенства и (слайд 7). Учитель просит пометить учащихся, что данное задание является заданием №14 из ОГЭ. Вид доски, где решают неравенства (приложение 4) Система вопросов после решения неравенств: - Итак, чем отличаются эти два неравенства? - В чем существенное отличие строго неравенства от нестрого? - Как бы изменился ответ в первом неравенстве, если бы стоял знак «»? - Как бы изменился ответ во втором неравенстве, если бы стоял знак «»? - А теперь рассмотрим с вами переход от дробно-рационального неравенства к целому рациональному. Это мы сделаем для того, чтобы не работать с большой дробью. Для этого рассмотрим пример: - Данное неравенство мы так же решаем методом интервалов. - Найдем область определения неравенства: Откуда - Сведем наше дробно рациональное неравенство к целому рациональному, для этого домножим всю дробь на квадрат знаменателя. - Найдем нули функции: - Нанесем все точки на координатную прямую: 1 -1 0 -2 3 5 - Расставляем знаки на полученных интевалах. - Выбираем нужные промежутки (со знаком «+», т.к. знак нервенства «≥») - Записываем ответ. | - строгие и нестрогие Учащиеся приводят примеры и записывают их в тетрадь. Методом интервалов Алгоритм: Привести неравенство к стандартному виду . (знак неравенства согласно условию Найти нули числителя и нули знаменателя; Нанести нули на числовую прямую; Определить знаки на полученных промежутках; Выбрать нужный промежуток (согласно знаку неравенства); Записать ответ. - В зависимости от знака неравенства: если знак строгий, то точки выколотые, если знак нестрогий, то – закрашенные. - Всегда выколотые, не зависимо от знака неравенства. -Неверно, точка 2 должна быть выколота, т.к. это нуль знаменателя, а точка 3 закрашена, т.к. знак неравенства нестрогий. - Неверно, точки 1, -3 должны быть выколоты, т.к. знак неравенства строгий. - Неверно, точка -9 должна быть выколота, т.к. это нуль знаменателя, а точка 1 - закрашена, т.к. знак неравенства нестрогий У доски работают два ученика, остальные ученики делятся на 2 варианта и решают в тетрадях, в конце сравниваем полученные ответы - знаком неравенства, первое строгое, а второе нестрогое - в строгом все точки выколоты и не включаются в промежутки, а в нестрогом закрашены и включаются - (-4;1)(4;8) - [-4;1)[4;8) - Ответ: |
5 | Подведение итогов, сообщение домашнего задания. | - Итак, какие цели мы с вами ставили в начале урока? (слайд 8). - Удалось ли нам реализовать поставленные цели? (да, удалось, мы повторили теорию, повторили решения методом интервалов и закрепили наши умения) - Остались ли у вас какие-нибудь вопросы? - Что непонятно? - Записываем домашнее задание: №138(в,г): №142; №144 (а,б) (слайд 9). | - повторить всю теорию по теме; закрепить наши умения решать рациональные неравенства. - да, удалось, мы повторили теорию, повторили решения методом интервалов и закрепили наши умения. Если что-то осталось непонятно, задают вопросы |