kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока математики в 4 классе "Прикидка результатов арифметических действий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока математики в 4 классе по учебнику Л.Г.Петерсон разработан в технологии проблемного обучения

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в 4 классе "Прикидка результатов арифметических действий"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7







Урок математики в 4 классе


Тема:


«Прикидка результатов арифметических действий».
















Подготовила

Голыбина Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов









г. Ставрополь, 2010 год

План-конспект урока

Тема: Прикидка результатов арифметических действий.

Предметные цели:

  • сформировать представление о прикидке результатов арифметических действий, способность к её выполнению;

  • повторить и закрепить взаимосвязь между умножением и делением, изученные приёмы умножения и деления многозначных чисел

Общеучебные цели:

интеллектуальные:

  • развивать умения ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

  • учить представлять информацию в виде алгоритмов;

  • формировать навыки анализа и синтеза.

организационные:

- учить намечать цель работы, выстраивать план работы; проверять, исправлять и оценивать результаты своих действий.

коммуникативные:

- развивать умения высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- учить уважительно относиться к позиции другого.

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: презентация к уроку, таблица «Алгоритм прикидки арифметических действий», модели банков, «знаки аварийной остановки», карточки с числами для составления задач, учебник математики Л. Г. Петерсон, 4 кл.

ХОД УРОКА

1. Организационное начало.

2. Самоопределение к деятельности. Создание эмоционального настроя.

Математическая разминка.

1.Чему равна сумма 35 и 65?

2.Чему равна разность 86 и 34?

3.Найдите частное 42 и 2.

4.Найдите произведение 18 и 4.

5.К количеству сторон у квадратного стола прибавить число букв в названии столицы России.

6.Умножьте количество углов в прямоугольнике на наибольшее однозначное число.

7.Любимую оценку отличника умножь на количество дней в одной неделе.

8. Число 56 разделите на количество планет Солнечной системы.

9. Количество девочек в нашем классе умножьте на самое маленькое трёхзначное число.

Ответы: 100, 52, 21, 72, 10, 36, 35, 7, 1000

В соответствии с ответами на слайде появляются буквы. Дети составляют слово Ставрополь.

Рассказ о дне города (сопровождается демонстрацией слайдов)

Ежегодно в конце сентября жители города Ставрополя празднуют День города. В 2010 году этот день - 25 сентября.


- Когда был основан город?

- Почему он имеет такое название?

В 1777 году по указу Екатерины II здесь была заложена Ставропольская крепость. При строительстве нашли огромный каменный крест. Это событие отразилось в названии города от греческих слов «stavros polis», что означает город креста.










В 2010 году Ставрополю исполняется 233 года.

Наш город имеет свою символику.

Герб Флаг







Ставрополь стоит на границе степей в зелёном ожерелье лесного очарования на самой макушке высокой Ставропольской возвышенности. Отсюда виден как на ладони, седой и царственный Эльбрус со шлейфом серебристых Кавказских гор.









Много тенистых лесов раскинулось вокруг зеленой степной столицы: Чилинский, Таманский, Русский, Мамайский, Грушевый. Лес Круглый, что стал парком Победы – теперь счастливое пристанище для детей, прекрасное место отдыха для всех жителей и гостей города.

Много лет Ставрополь держал марку самого зеленого города в стране. Наш город отличается аллеями стройных пирамидальных тополей, пышными в весеннем цветении каштанами. Обычны на улицах липы, березы, дубы, ясени, ивы, ели, сосны. Много деревьев привезено из других природных зон и хорошо прижилось на городских улицах.









Предмет особой гордости горожан – газоны и клумбы. Растения подстригают, придавая им декоративные формы грибов, пирамидок, зеленых диванов. Невозможно перечислить все названия цветов, господствующих на клумбах.









В нашем городе много достопримечательностей, исторических памятников и архитектурных. Город включен правительством России в число 115 исторических городов. В Ставрополе находятся 222 памятника истории.



Бурлит растущий город в новостройках, в трудах и заботах будних дней. И в праздник весенний, и в летнюю пору блещет он чистотой и зелёной своей красотой.







3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

1.Повторение взаимосвязи между умножением и делением.

- Сколько административных районов имеет наш город?

- В каком районе живем мы?

- А кто из вас знает, сколько школ в Северо-Западном районе?

- В каждой школе учится примерно по 120 четвероклассников.

- Скажите, сколько четвероклассников ходят по нашему району и наслаждаются его красотой?

120 , 4 = 480

- Какие ещё равенства можно составить с числами 120, 4, 480?

- Что значит: «умножить а на b»? (Найти сумму b слагаемых, каждое из которых равно а)

- Что значит: «разделить а на b? (Найти такое число с, при умножении которого на b получается число а).

На доске выставляются соотношения, известные детям со 2 класса.


a b = a + a + a … + a


b раз



a : b = c c b = a

- Пользуясь смыслом умножения, найдите с помощью равенства 120 4=480 произведения чисел:

120 и 5 120 и 6 140 и 4 12 и 70

(480, 600, 720, 560, 840)

- Что общего между данными числами? (Все числа трёхзначные, круглые)

- Какое число «лишнее»? Почему?

(600 – кратно 100, а остальные – нет, 560 – нарушает закономерность, так как остальные числа увеличиваются на 120 и т.д.)

2. Оценка деления:

- Верно ли выполнена оценка частного:

1000 : 200 1040 : 208

(Нет, так как неверно подобраны делители при вычислении верхней и нижней границ: получилось, что частное больше 5, но меньше 4.)

- Исправьте ошибки, пользуясь алгоритмом оценки частного.

(1000 : 250 1200 : 200, значит, 4

- Рассмотрите полученный результат. Можно ли здесь определить точное значение частного? (Да, это 5, так как только число 5 удовлетворяет данному неравенству).

- Как можно быстро найти частное, не подсчитывая границы? (1040 – примерно 1000; 208 – примерно 200; 1000 : 200 = 5)

- А как, используя связь между умножением и делением, проверить, что подбор верный.

( 208  5 = 1040)

- В жизни часто бывает удобно использовать не точные, а приближенные значения чисел. Решая примеры, полезно сначала прикинуть, какой будет ответ. Для этого нет необходимости искать «границы» выражений. Удобнее заменить компоненты действий близкими по значению круглыми числами и найти значение полученного выражения. Замену близкими по значению круглыми числами называют прикидкой.

4. Выполнение индивидуального задания.

- Кто из вас мечтает работать в банке?

- Какие банки есть в нашем городе?

- Давайте представим, что вы не просто ученики, а служащие банка. Первый ряд представляет «Ставропольшколбанк». Этот банк занимается выдачей наличных денег на приобретение школьной мебели, компьютеров, тренажеров и прочего школьного имущества.

Второй банк Ставропольмедбанк. Он осуществляет финансирование бесплатной медицины, выделяет денежные средства на приобретение путевок в санатории, дома отдыха и прочие места отдыха детей.

Третий банк «Ставропольшоубанк» выдаёт денежные займы на проведение развлекательных мероприятий для детей.

- В каждом банке есть управляющий, менеджер, кассиры, контролеры, служба безопасности.

К нам пришли аудиторы, которые проверят устойчивость каждого банка.

- Среди данных примеров только один решен правильно. Найдите его за 1 минуту.









- Какими способами вы пользовались?

(Уч-ся могут предложить разные варианты ответов и способов действий. Многие увидят, что первый пример решен неверно. Кто-то для этого воспользуется приемом последней цифры, другие заметят, что числа 324 и 424 отличаются на 100, а не на 98. А вот относительно других примеров, мнения разделятся.)

5. Постановка учебной задачи.

- Какое задание выполняли?

- Почему не смогли найти пример? (Здесь не подходят ни вычисления, ни оценка – слишком мало времени.)

- Это задание удобно выполнять с помощью прикидки, но у вас нет алгоритма прикидки и необходимой тренировки. (После этого формулируется цель и тема урока):

- Поставьте перед собой цель.

(Нам надо научиться делать прикидку, построить ее алгоритм.)

- Предложите свой вариант формулировки темы урока.

«Прикидка результатов арифметических действий».

6. Построение проекта выхода из затруднения. («Открытие» детьми нового знания.)

Подводящий диалог:

- С чего начнём прикидку? (Заменим данные числа круглыми)

- Любыми, какими захотим? (Нет, чтобы они были примерно равны данным и чтобы удобно было считать)

- Давайте назовём такие числа просто удобными круглыми числами. Перевернём первый блок – верно вы определили первый шаг алгоритма?

- Что же дальше надо делать с этими числами?

- Проверим. Всё верно?

- Но ведь прикидка делается не от нечего делать, а для чего-то. Что же делать с полученным числом? (Сделать вывод о том, чему примерно равен результат действия с данными числами.

- Перевернём 3 блок. Молодцы! Все шаги отгадали!





Алгоритм прикидки a * b ( * обозначает +, -, или :)

Заменить данные числа a и b удобными круглыми числами



Выполнить действия с круглыми числами



Проанализировать результат и сделать вывод

(Под удобными понимаются круглые числа, близкие по значению и удобные для вычислений)



- А теперь скажите, что быстрее выполнять – оценку или прикидку? Почему?

А теперь давайте выполним задание все вместе, уложившись в указанное время –

1 минуту.

52 . 64 50 . 60 3000

Опорный сигнал:

a * b a * b = …

В данной записи зафиксированы все шаги алгоритма: знак  и кружки вокруг чисел a ,b – их замену удобными круглыми числами, знак = - вычисление результата действия, а многоточие – фиксацию результата и вывод.

7. Первичное закрепление во внешней речи.

1 стр. 28 Первичное закрепление с проговариванием в громкой речи.

А сейчас я предлагаю вам проверить результаты работы служащих банков г.Михай-ловска.

а) 248 . 702  200 . 700 = 140000, а у Веры получился ответ почти в 10 раз меньше. Уменьшение количества знаков могло произойти из-за того, что она неверно расположила неполные произведения.

б) 42 300 : 6  42 000 : 6 = 7000, а у Володи получился ответ в 10 раз меньше. Скорее всего, это произошло из-за пропуска 0.

3 Фронтальная работа. (1 чел. у доски)

Уч-ся делают прикидку, а затем вычисляют точное значение произведения и убеждаются, что полученные результаты приближенно равны.

Оценивание работы банков.

ФИЗМИНУТКА

- А сейчас давайте мысленно представим, что мы гуляем в парке, наслаждаемся теплом «бабьего лета», наблюдаем за полётом осенних листьев.

гимнастика для глаз (слайды)

- А теперь давайте дружно встанем, возьмём веники и перед праздником наведём порядок.

Мы дорожки подметаем

(имитация движений)

Листья в кучи собираем

(наклониться, имитировать движение)

Чтоб гуляя, малыши

Веселились от души!

(подскоки на месте)

Ох, устали («обтереть пот со лба»)

Отдохнем (присесть)

На урок скорей пойдем (шаги на месте)

8. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Работа в парах.

4 с. 29

Посмотрите, какое задание будем выполнять?

- Какие правила вы должны помнить, выполняя это задание?

Алгоритм деления многозначного числа на однозначное:

  • Найти первое неполное делимое.

  • Определить число цифр в частном.

  • Найти цифры в каждом разряде частного.

  • Найти остаток (если он есть)

- А сейчас я предлагаю вам прокатиться по предпраздничному городу.

- Давайте представим, что ученики 1 варианта – водители, а 2 – пассажиры. Водители, будьте внимательны, помните о правилах дорожного движения, о пробках на дорогах в связи с ремонтом. Берегите своих пассажиров, а вы, товарищи пассажиры, тоже будьте очень внимательны. Если возникнут проблемы – ставьте знак аварийной остановки, вызывайте помощь.

(Проверка)

- Чья же машина проехала по городу, не нарушив правил? Молодцы!

9. Включение в систему знаний и повторение. Работа в группах.

Составление задач о городе Ставрополе, используя данные числа.

1777 и 2010 864 и 4 4476 и 9854

10. Итог урока. Рефлексия деятельности.

на познавательном уровне:

- Чему учились на уроке?

- Зачем нужно делать прикидку результатов арифметических действий?

- Назовите алгоритм прикидки.

на эмоциональном:

- Кто очень хорошо понял тему урока и может теперь сам помочь другим детям в изучении прикидки? Вы отлично поработали, возьмите флажки города Ставрополя.

- Кто из вас тоже понял тему, но немного нуждается в тренировочных упражнениях? Возьмите флажки.

- А теперь подойдите ко мне те дети, для кого тема нашего урока оказалась непонятной. В группе продленного дня я и мои помощники поможем вам разобраться, объясним, выполним тренировочные упражнения. Возьмите флажки.

- Несите флажки домой. Пусть праздник будет в каждом доме.


12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока математики в 4 классе "Прикидка результатов арифметических действий"

Автор: Голыбина татьяна Васильевна

Дата: 22.08.2018

Номер свидетельства: 476206

Похожие файлы

object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Рабочая программа по математике 5 кл на 2014-2015 уч год. УМК В.Я. Виленкин. "
    ["seo_title"] => string(82) "rabochaia-proghramma-po-matiematikie-5-kl-na-2014-2015-uch-ghod-umk-v-ia-vilienkin"
    ["file_id"] => string(6) "154969"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421231588"
  }
}



ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства