kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспек урока по математике в 6 классе на тему "Прямоугольная система координат на плоскости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и систематизации знаний 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспек урока по математике в 6 классе на тему "Прямоугольная система координат на плоскости"»

Урок математики в 6-м классе

Тема: "Прямоугольная система координат на плоскости»

«Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай действовать самому, и я научусь»
(Китайская мудрость)

Тип урока: урок повторения из ученного материала.

Цельурока: закрепить понятие прямоугольной системой координат на плоскости, используя предметы и образы окружающей действительности;

Задачиурока:

- отработать навыки определениякоординатыточки, отмеченнойнакоординатнойплоскости, построенияточкипозаданнымкоординатам;помочьучащимсяосознатьпрактическуюзначимостьучебногоматериала.

-развитиеобразногомышленияучащихся, математическойречи,познавательной и творческойактивностиучащихсянапримерахприменениясистемыкоординат в окружающейжизни, астрономии;


- воспитыватьаккуратность, любовь к предмету, настойчивостьприрешениепроблемы;формированиесотрудническихотношений в классеприрешениипрактических задач.



Оборудованиеурока: ноутбук, интерактивная доска, документкамера, акустическая система, чертежные инструменты, раздаточныйматериал, выставка рисунков учащихся.

Времяреализациизанятия- 45минут.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Авторскиймедиапродукт- презентация …слайдов (среда POWER POINT)

Ходурока

  1. Организационныймомент. Сообщение темы, цели и задач урока.

- Здравствуйте, ребята! Сегоднянаурокенампредстоитзакрепитьматематические понятия, безкоторыхмынеможемобойтись в повседневнойжизни.Выдолжныбытьвнимательными и активными.

- Какую последнюю тему мы изучили в курсе математики 6 класса?

( ответ:Прямоугольная система координат)

- Открываем тетради, записываем число, кл.работа.

Тема: « Прямоугольная система координат»

- Как вы думаете: где за пределами нашей школы, нашего урока могут пригодиться ваши знания, полученные при изучении этой темы?

(Ответы: определить место в театре, положение фигуры на шахматной доске, в игре «морской бой», в армии, в военных действиях).

- Можнопривестимногодругихпримеровизжизни, которыесвязаны с системойкоординат. Системыкоординатпронизываютвсюпрактическуюжизньчеловека.

- На каких уроках вы встречались с системами координат? ( На географии – долгота и широта, роза ветров, на информатике – при рисовании рисунков)

- Каквыпонимаетвыражение: «Оставьтемневашикоординаты»? (Одинчеловекпросит у другогоадресилиномертелефона, которые и считаются в этомслучаекоординатамичеловека, т. е. этотеданные, покоторымможнонайтиконкретногочеловека.)

- Перед нами стоит цель: повторить все понятия, связанные с темой нашего урока и использовать ваши знания при создании графического рисунка с использованием учебной компьютерной программы.

- Математический язык – это язык цифр, чисел, символов и рисунков.

- Правильно выполненные рисунки, чертежи способны понять люди разных национальностей, здесь не существует языковых барьеров. Они могут заменить долгие разъяснения. Ведь верно выполненный рисунок к задаче залог верного ее решения. Уже в древности ученые научились заменять доказательства теорем геометрическим рисунком, чертежом.

Идея изображать числа в виде точек, а точкам давать числовые обозначения зародилась в далекой древности. Первоначальное применение координат связано с астрономией и географией, с потребностью определять положение светил на небе и определенных пунктов на поверхности Земли, при составлении календаря, звездных и географических карт.

2. Актуализацияопорныхзнаний.

Работа с интерактивной доской.

1. Собрать определения.

Перпендикулярныепрямые, координатная плоскость, ось абсцисс, ось ординат, начало координат.

2. Дорисовать необходимые элементы на пр. системе координат.

-Какопределяетсяпрямоугольнаясистемакоординат?

-Какобозначаются и называютсяосикоординат?

-Какзаписываютсякоординатыточкинаплоскости?



3. Построить точки по заданным координатам и определить координаты построенных точек.

4. Минутка грамматики. Вставить пропущенные буквы( один ученик у доски, остальные по карточкам).

 К…рдината, перп…ндикулярные,а…сци…, орд…нат, пара..ельные.





3.Практическоеприменениезнанийприрешениизадач.

Мынаучилисьопределятькоординатыточек, строитьточкипозаданнымкоординатам. А теперьпроверим, каквыусвоилиданнуютему.

Звучит космическая музыка. Дети закрывают глаза и слушают учителя.

- Представьте себе, что вы находитесь теплой летней безоблачной ночью далеко от своего поселка в широком бескрайнем поле. Вы поднимаете голову вверх и вашему взору предстает чудесная картина звездного неба. Звезды, словно разноцветные горошины рассыпаны на небесной сфере. Они кажутся такими далекими, такими загадочными… Как хочется полететь к ним… Коснутся их… Сколько загадок они таят!? Сколько легенд о них существует!

- Всего существует 88 созвездий. Они имеют свои имена, часто связанные с героями мифов и легенд. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.

- У древнихгрековсуществовалалегенда о созвездияхБольшой и МалойМедведицы.ВсемогущийЗевсрешилвзятьсебе в жёныпрекраснуюнимфуКалисто, однуизслужанокбогиниАфродиты, вопрекижеланиюАфродиты. ЧтобыизбавитьКалистоотпреследованийбогини, ЗевсобратилКалисто в БольшуюМедведицу, а еёлюбимуюсобаку - в МалуюМедведицу и взялихнанебо.

Задание. ПостройтепоточкамнакоординатнойплоскостисозвездиеБольшойМедведицы, соединяясоседниеточкиотрезками.

(-12;1), (-5;3), (0;2), (4;1), (6;-3), (13;-2), (13;3), (4;1).

СозвездиеМалойМедведицы

(6;6); (3;7); (0;7,5); (-3;5,5); (-6;3); (-8;5); (-5;7); (-3;5,5)

(Работу выполняют в парах)

Самые яркие звезды этих созвездий, образуют фигуру, похожую на ковш, поэтому их легко найти на небе. Эти созвездия отмечают направление на север. Одна из звезд ручки ковша Малой медведицы – Полярная звезда.

Задание. Построить точки на координатной плоскости и последовательно соединить их.(Работу выполняют в парах)

СозвездиеЦефея(0; 5), (– 1; 4), (– 2; 1), (1; – 1), (6; – 1), (3; 2)(-1;4)


СозвездиеКассиопеи(– 5; 0), (– 3; 2), (– 1; 0), (1; 0), (3; – 2)


СозвездиеПерсея(– 5; – 3), (– 2; – 2), (0; – 1), (2; – 2), (4; – 1), (5; 0),(6; 2)


(0;-1) (0,5; 1), (1; 3).



Созвездие Кита(11; – 7),(9; – 6), (10; – 5), (7; – 1), (4; – 1), (2; 0), (0; 3), (2;0)
(6; 1), (9; 2)

Созвездие Андромеды(– 2; 9), (0; 7), (1; 4), (2; – 2), (– 2; – 1)

(1;4)(– 2; 5), (– 4; 4)

Созвездие Пегаса(– 6; 8), (– 4; 9), (0; 7), (1; 5), (8; 5), (8; – 2), (0; – 1), (– 2; – 4)


(0; – 1), (– 2; – 2)

(0; – 1), (1; 5).



Учитель читает легенду, а ученики выходят со своими рисунками к доске.

Легенда.

В незапамятныевремена у царяэфиоповЦефеябылакрасавицажена – Кассиопея.

Однаждыонаимеланеосторожность в присутствиинереид (жительницморя) похвастатьсясвоейкрасотой. Обидевшись, онипожаловалисьбогуморя – Посейдону, и оннаслалнаберегаЭфиопиистрашноечудовище – Кита.

Тотразорялстранудотехпор, покапосоветуоракулаЦефейнерешилпринести в жертвусвоюпрекраснуюдочь – Андромеду.Ееприковали к прибрежнойскале.

В этовремягеройПерсейсовершалодинизсвоихподвигов. ОнубилМедузуГоргону, женщинусозмеямивместоволос, еевзглядобращалвсеживое в камень. КогдаПерсейотсекееголову, изтелаМедузывыпорхнулкрылатыйконь – Пегас.

НанемПерсейотправилсядомой. ПролетаянадЭфиопией, онзаметилприкованную к скалепрекраснуюАндромеду и влюбился в нее. Персейвступил в бой с чудовищем и одолелего.ГеройосвободилАндромеду и женилсянаней.

Героевэтогомифафантазиядревнихгрековпоместилананебо в видесозвездийЦефея, Кассиопеи, Андромеды, Персея, Пегаса и Кита.


Звучит космическая музыка.

4. Экскурс в историю.

Д. Габрикевичрассказывает о Рене Декарте и еговкладе в математику.

Идеякоординат, т. е. задаватьположениеточкинаплоскости с помощьючисел, зародилась в древности. Первоначальноеихприменениесвязано с астрономией и географией, с потребностьюопределитьположениесветилнанебе, присоставлениикалендаря, географических и звёздныхкарт.

ФранцузскиематематикиПьерФерма и РенеДекарт в XVII векевпервыеоткрылизначениеиспользованияметодакоординат в математике. Ферма в болеесистематическойформе, чемДекарт, развилметодкоординат.

Декартвпервыеопубликовализложениеметодакоординат в книге«Геометрия»,поэтомупрямоугольнуюсистемукоординатчастоназываютдекартовой.

- Где же еще мы с вами встретимся с именем этого великого ученого.

- На уроках алгебры ( Учебник Алгебра-7кл, стр. 122) при изучении темы «Линейная функция и ее график» и уроках геометрии

( учебник Геометрия 7-9). Учитель знакомит учеников с новыми учебниками.

Задание. Расшифровать информацию.( ответ: Всем удачи)




5. Домашнее задание:Индивидуальное, дифференцированное задание на лето.

6. Подведение итогов, выставление оценок.

Сегоднянауроке я узнал…

•    Сегодня
на уроке я научился…

•    Сегоднянауроке я познакомился…

•    Сегоднянауроке я повторил…

•    Сегоднянауроке я закрепил…

•    Сегоднянауроке я поставилбыоценкусебе …


7. Рефлексия. Выбрать звезду соответствующего цвета.

( Интерактивная доска)

Важнаятема Урокпонравился Я молодец Лёгкаятема Мнебылоинтересно

- Спасибозаурок.

Интернет ресурсы:

1. http://www.zapisnyh.narod.ru/dwnld.htm

3. http://www.chemtable.com/

4. http://www.zaitseva-irina.ru

























































Разработка урока

Тема: «Координатная плоскость»
Цель:

1)  Закрепление знаний по теме: «Координатная       плоскость».
2) Отработка умений определять координаты точек на          плоскости, отмечать точки по их координатам.
3) Развивать творческие способности

Ход урока

1.    Актуализация изученных знаний
2.    Устная работа
3.    Практическое задание
4.    Проверь себя
5.    Задание – игра
6.    Сравни рисунки
7.    Домашнее задание
8.Итог урока

Актуализация изученных знаний
Система координа
т
*    Две перпендикулярные координатные прямые х и у, которые пересекаются в начале отсчета – точке О называют системой координат на плоскости.
*    ОХ – ось абсцисс;
*   ОУ – ось ординат.

Координаты точки
*    Каждой точке на координатной плоскости соответствует пара чисел: её абсцисса и ордината.
*    Абсцисса всегда пишется на первом месте, а ордината -на втором.

Четверти координатной плоскости
*  Координатные оси делят координатную плоскость на четыре квадранта (четверти). Точки, лежащие на осях координат, не принадлежат ни одному квадранту.


 

Декартова система
Описанная система координат называется прямоугольной 
или декартовой системой координат в честь французского
 философа и математика Рене Декарта (1596-1650)

Устная работа

Найди точку, соответствующую данным координатам

 (0;-2)

 (-3;0)

  (0;0)

 (5;2)

 (3;1)

 (3;-5

 (4;-3)

 (-5;-5)

 (-2;-4

 (-4;3)

 (-2;4)

 (2;5)


                          Практическое задание

   
1.На координатной плоскости отметьте точки, координаты  которых приведены дальше.
2.Соедините точки в заданной последовательности.
3.Помните, что первое число – по оси ОХ, второе – по оси ОУ.
Проверяйте правильность выполнения задания на каждом этапе.

Карточка № 1
Рисуем по координатам


Нарисовать животное на плоскости по его заданным координатам.
(Отметить точки на координатной плоскости, соседние точки соединяются отрезками).

(3;3); (0;3); (-3;2); (-5;2); (-7;4); (-8;3); (-7;1); (-8;-1);
(-7;-2); (-5;0); (-1;-2); (0;-4); (2;-4); (3;-2); (5;-2); (7;0); (5;2);
(3;3); (2;4); (-3;4); (-4;2); глаз (5;0).

 Карточка № 2
Рисуем по координатам


Нарисовать животное на плоскости по его заданным координатам.
(Отметить точки на координатной плоскости, соседние точки соединяются отрезками).
(3;0); (1;2); (-1;2); (3;5); (1;7); (-3;6); (-5;7); (-3;4);
(-6;3); (-3;3); (-5;2); (-5;-2); (-2;-3); (-4;-4); (1;-4); (3;-3);
(6;1); (3;0); глаз (-1;5).

Карточка № 3
Рисуем по координатам


Нарисовать животное на плоскости по его заданным координатам.
(Отметить точки на координатной плоскости, соседние точки соединяются отрезками).

(1;7); (0;10); (-1;11); (-2;10); (0;7); (-2;5); (-7;3); (-8;0);
(-9;1); (-9;0); (-7;-2); (-2;-2); (-3;-1); (-4;-1); (-1;3); (0;-2);
(1;-2); (0;0); (0;3); (1;4); (2;4); (3;5); (2;6); (1;9); (0;10); глаз (1;6).

Карточка № 4
Рисуем по координатам


Нарисовать животное на плоскости по его заданным координатам.
(Отметить точки на координатной плоскости, соседние точки соединяются отрезками).

(1;-4); (1;-6); (-4;-6); (-3;-5); (-1;-5); (-3;-4); (-3;-3);
(-1;-1); (-1;0); (-3;0); (-3;-1); (-4;-1); (-4;0); (-3;1); (-1;1);
 (-1;2); (-3;3); (-1;4); (0;6); (1;4); (1;2); (3;4); (6;5); (9;2); (9;0);
(9;-4); (6;-4); (5;-1); (4;-1); (1;-4);    глаз (-1;3).

Карточка № 5
Рисуем по координатам


Нарисовать животное на плоскости по его заданным координатам.
(Отметить точки на координатной плоскости, соседние точки соединяются отрезками).

(7;-2); (7;-3); (5;-3); (5;-4); (1;-4); (1;-5); (-7;-5); (-8;-3);(-10;-3);
 (-11;-4); (-11;-5); (-6;-7); (-4;-9); (-4;-11); (-12;-11);  (-15;-6);
 (-15;-2); (-12;-1); (-10;-1); (-10;1); (-6;3); (2;3); (3;4); (5;4); (6;5); (6;4); (7;5); (7;4); (8;2); (8;1); (4;-1); (4;-2); (7;-2);     глаз (6;2).

Ответы: 1 – рыба; 2 – утенок; 3 – заяц; 4 – белка; 5 – кошка.

 


Задание – игра
«Астрономия на координатной плоскости»



Легенда 1
У древних греков существовала легенда о созвездиях Большой и Малой Медведиц. Всемогущий бог Зевс решил взять себе в жены прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини Афродиты, вопреки желанию последней. Чтобы избавить Калисто от преследований богини, Зевс обратил Калисто в Большую медведицу, ее любимую собаку – в Малую Медведицу и взял их на небо.

Легенда 2
В незапамятные времена у царя эфиопов Цефея была красавица-жена – царица Кассиопея. Однажды Кассиопея имела неосторожность похвастать своей красотой в присутствии нереид – жительниц моря. Обидевшись, завистливые нереиды пожаловались богу моря Посейдону, и он напустил на берега Эфиопии страшное чудовище – Кита. Чтобы откупиться от Кита, опустошавшего страну, Цефей вынужден был по совету оракула отдать на съедение чудовищу свою любимую дочь Андромеду. Ее приковали к прибрежной скале. Каждую минуту Андромеда ожидала, что из морской пучины вынырнет Кит и проглотит ее.
В это время герой древней Греции Персей совершал один из своих подвигов: он проник на уединенный остров на краю света, где обитали три страшные женщины – горгоны с клубками змей на голове вместо волос. Взгляд Горгоны превращал в камень все живое. Воспользовавшись сном горгон, Персей отсек голову одной из них по имени Медуза. Из ее тела выпорхнул крылатый конь Пегас. Две другие горгоны, проснувшись, хотели броситься на Персея, но он вскочил на крылатого Пегаса и, держа в руках драгоценную добычу – голову Медузы, полетел домой.
Пролетая над Эфиопией, Персей заметил прикованную к скале Андромеду. К ней уже направлялся Кит, вынырнувший из морской пучины. Персей вступил в смертельный бой с чудовищем. Одолеть кита удалось лишь после того, как на него упал леденящий взгляд мертвой головы Медузы. Кит окаменел, превратившись в небольшой остров. Персей расковал Андромеду, привел ее к Цефею, а впоследствии женился на ней.
Главных героев этого мифа фантазия древних греков поместила на небо. Так появились названия созвездий Цефея, Кассиопеи, Андромеды, Персея, Пегаса, Кита.

Построй созвездия и сравни рисунки
1.Созвездие «Лебедь»


(– 3; 4),
(– 2; 2),
(0; 0),
(2; – 2),
(5; – 3)
(3; 1)
(– 3; – 1),
(– 7; – 2)

2.Созвездие «Весы»

(1; 5)
(– 2; 4),
(– 5; 5)
(– 5; – 1)
(– 1; – 2)
(3; 1)


3.Созвездие «Льва»

(2; 5),
(1; 4),
(0; 4),
(– 1; 3),
(– 1; 2),
(– 5; 1),
(– 7; – 2),
(– 5; – 1),
(0; 0)

4.Созвездие «Дракона»

(12; 6),
(14; 0),
(12; – 1),
(9; – 5),
(4; – 7),
(1; – 7),
(– 1; – 6),
(– 4; – 2),
(– 4; 2),
(– 7; 5),
(– 10; 5),
(– 10; 2),
(– 8; – 5),
(– 11; – 7),
(– 7; – 9),
(– 6; – 7)












































Домашнее задание

Домашнее задание (по вариантам): изобразить данные созвездия на координатной плоскости. И подготовить сообщения о них (5–10).


Созвездие «Цефея»

(0; 5),
(– 1; 4),
(– 2; 1),
(1; – 1),
(6; – 1),
(3; 2)

(-1;4)

Созвездие «Кассиопеи»
(– 5; 0),
(– 3; 2),
(– 1; 0),
(1; 0),
(3; – 2)


Созвездие «Андромеды»
(– 2; 9),
(0; 7),
(1; 4),
(2; – 2),
(– 2; – 1)


(1;4)
(– 2; 5),
(– 4; 4)


Созвездие «Персея»
(– 5; – 3),
(– 2; – 2),
(0; – 1),
(2; – 2),
(4; – 1), (5; 0),
(6; 2)


(0;-1) (0,5; 1),
(1; 3)


Созвездие «Пегаса»
(– 6; 8),
(– 4; 9),
(0; 7),
(1; 5),
(8; 5),
(8; – 2),
(0; – 1),
(– 2; – 4)


(0; – 1), (– 2; – 2)

(0; – 1),(1; 5).


Созвездие «Кита»
(11; – 7),
(9; – 6),
(10; – 5),
(7; – 1),
(4; – 1),
(2; 0), (0; 3), (2;0)
(6; 1),
(9; 2)


Созвездие «Малой Медведицы»
(6; 6),
(– 3; 5,5),
(– 8; 5),
(0; 7,5),
(3; 7),
(– 5; 7),
(– 6; 3)

Созвездие «Большой Медведицы»
(– 15; – 7),
(– 3; – 6),
(5; – 10),               
(– 6; – 5,5),
(– 10; – 5),
 (6; – 6),
(– 1; – 10)




Итог урока

•    Сегодня на уроке я узнал…

•    Сегодня на уроке я научился…

•    Сегодня на уроке я познакомился…

•    Сегодня на уроке я повторил…

•    Сегодня на уроке я закрепил…

•    Сегодня на уроке я поставил бы оценку себе …

•    Сегодня на уроке я поставил бы оценку своему товарищу…

Литература


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Людмила Ивановна Кокурина

Дата: 25.05.2021

Номер свидетельства: 581537


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства