kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Комбинации многогранников и круглых тел

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Комбинации многогранников и круглых тел.

Цели:ознакомить учащихся с тремя способами решения задач на комбинацию многогранников и сферы; развивать умение работать с чертежом, обобщать, сравнивать, переносить знания в новую ситуацию, активизировать мыслительную деятельность учащихся, воспитывать творческий подход к решению задач, эстетическое восприятие чертежа.

Ход урока.

1. Рассмотрение  стереометрической задачи ЕГЭ тремя способами- принятым, координатным и векторным.

2. Рефлексия. Решение задачи 1 (из КИМ ЕГЭ) тремя способами

3.Предложение задачи 2 для самостоятельного решения.

4. Подведение итогов урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Комбинации многогранников и круглых тел»

Тема: Комбинации многогранников и круглых тел.

Цели:

  • ознакомить учащихся с тремя способами решения задач на комбинацию многогранников и сферы;

  • развивать умение работать с чертежом, обобщать, сравнивать, переносить знания в новую ситуацию, активизировать мыслительную деятельность учащихся;

  • воспитывать творческий подход к решению задач, эстетическое восприятие чертежа.

Ход урока


  1. Рассмотрение задачи С4; демонстрационного варианта 2008 года предложенным способом.

  2. Рассмотрение решения данной задачи еще двумя способами - координатным и векторным. Выбор рационального способа решения для данной задачи.

  3. Рефлексия. Решение задачи 1 (из вариантов КИМ ЕГЭ) с помощью учителя тремя способами. Выбор рационального способа решения для задачи 1.

  4. Предложение задачи 2 для самостоятельного решения по группам 3 способами.

  5. Подведение итогов урока


Ход урока.

I. В вариантах единого государственного экзамена часто встречаются задачи на комбинации многогранников и круглых тел. В частности, в демонстрационном варианте данного года предложена задача на комбинацию многогранника и сферы(С4).

Решим эту задачу тремя способами.

Задача. Отрезок PN – диаметр сферы. Точки M, L лежат на сфере так, что объем пирамиды PNML наибольший. Найдите синус угла между прямой NT и плоскостью PMN, если T – середина ребра ML.


1 способ.

Решение


1) Пусть О – центр сферы, а R – ее радиус. Тогда как диаметр сферы. Поскольку точки M и

L лежат на сфере, то OP = OL = ON = OM = R. Сечения сферы плоскостями PLN и PMN – окружности радиуса R, описанные вокруг треугольников PLN и PMN, причем PMN =PLN = 900 как вписанные углы, опирающиеся на диаметр PN.

2) Пусть H – высота пирамиды PNML, опущенная из вершины M, и h – высота треугольника PLN, проведенная к стороне PN. Поскольку точка M лежит на сфере, а плоскость PLN содержит центр сферы, то , причем , если . Аналогично, поскольку точка L лежит на сфере, то , причем , если . Отсюда для объема пирамиды PNML имеем . При этом , только если . Таким образом, пирамида PNML имеет наибольший объем, если треугольники PLN и PMN – прямоугольные и равнобедренные, лежащие во взаимно перпендикулярных плоскостях.

3) Поскольку , то . Но и поэтому по признаку перпендикулярности прямой и плоскости . Пусть K – середина МО. Проведем KТ – среднюю линию треугольника OLM. Тогда . Значит, и поэтому KN – проекция NT на плоскость PMN и TNK – угол между прямой NT и плоскостью PMN. Пусть TNK = .

4) По свойству средней линии . Так как треугольники LON, LOM, NOM равны по двум катетам, то треугольник MNL – правильный со стороной . NT – высота треугольника MNL, значит, . Отсюда .

Ответ: .

II. 2 способ(векторный).

→ → →

Пусть ОМ, ОN, OL – взаимно перпендикулярные

координатные вектора. Разложим вектор NТ по координатным векторам:

→ → → → → →
NТ = NO + OM + MT = -ON + OM + ½

→ → →

(MO + OL) = -ON +

→ → → → → → + OM + ½ MO + ½ OL = - ON + OM - ½ OM

→ → → →

+ ½ OL = -ON + ½ OM + ½ OL

OL – вектор, перпендикулярный к плоскости PMN. Найдем скалярное

→ →

произведение векторов OL и NТ:

→ → → → → → → → → → → →

OL • NT = OL (- ON + ½ OM + ½ OL) = -OL • ON + ½ OL• OM + ½ OL • OL = ‌½

|OL|І = ½ R²

По определению скалярного произведения.

→ → → → →

OL • NT = │OL│• │NT│cosα = R •│NT│• cosα, где α - угол между векторами

→ →

OL и NT. → →

Тогда R•│NT│cosα = ½ R², 2│NT│cosα = R,


Найдем NT.

OL = ON = R, NL = R,

∆TNL – прямоугольный, тогда NT = , NT = R.

Значит, ,

cos α = . │cosα│= sinφ =, где φ – угол между прямой NT и плоскость PMN.

Ответ: .

3 способ(координатный).

→ → →

Пусть ОМ, ОN, OL – взаимно

перпендикулярные координатные вектора.

→ →

Найдем координаты векторов NT и OL.

O(0,0,0), L(R,0,0), M(0,0,R), N(0,R,0), T(; 0; )

тогда OL (R; 0; 0), NT (; - R; )

=, где α – угол между векторами

→ →

NT и OL. Но cosα = sinφ, где φ – угол между прямой NT и плоскостью PMN. Значит, sinφ =. Ответ: .

III. Мы рассмотрели три способа решения одной задачи. Предлагаю решить задачу 1 тремя рассмотренными способами и выбрать рациональный способ решения для данной задачи.

Задача 1.

Дана сфера радиуса 5. Сечением этой сферы плоскостью является окружность с центром О1. Плоскость сечения удалена от центра сферы на расстояние 3. Точка Т выбрана на сфере, а точки K, L, M, N – последовательно на окружности сечения так, что объем TKLMN пирамиды наибольший. Точка А – середина ребра TL. Найдите косинус угла между прямыми О1A и LM.

Решение.

1 способ.

1)Объем пирамиды TKLMN – наибольший, когда KLMN – квадрат, а высота пирамиды равна TO1, где Оє TO1. В этом случае площадь основания пирамиды наибольшая и высота пирамиды наибольшая. Чтобы найти косинус угла между прямыми O1A и LM, проведем O1D ‌‌║LM. При этом O1D = ½ LM как средняя линия ∆KLM. Опустим перпендикуляр AS на DO1, т.е. AS DO1 тогда

,

где α – угол между прямыми O1A и DO1., УГОЛAO1S = α.

2)Рассмотрим прямоугольный ∆OO1N. OO1 =3 по условию, ON = R = 5. Тогда O1N =

= 4. LN = 2 O1N = 8; LM = ; DO1 = .

3) ∆ KTO1 - прямоугольный, O1T = 8, KO1 = 4. Тогда TK = . AD = ½ TK как средняя линия ∆TLK, AD =

4)∆ ADO1 – равнобедренный, AD = AO1 = ,т.к. AO1. – медиана прямоугольного ∆TDO1 , опущенная из вершины прямого угла. В равнобедренном ∆ ADO1 AS – высота и медиана, поэтому DS = SO1 = ½ DO1 =

5) Значит, cosα = , cosα = .Ответ: .

2 способ(векторный).

→ → →

Пусть O1L, O1M, O1T - взаимно перпендикулярные координатные вектора, а α –


→ →

угол между векторами ML и O1A . Найдем cosα. Найдем скалярное

→ →

произведение векторов ML и O1A по определению скалярного произведения и разложив эти векторы

→ → →

по координатным векторам O1L, O1M, O1T.


→ → → → → →

ML • O1A = │ML│•│O1A│•cosα, │ML│= , │O1A│=

→ →

ML • O1A = cosα.

→ → →

С другой стороны O1A =1/2 (О1L + O1T),

→ → → → → → → → → → →

ML = MO1+O1L = -O1M + O1L, тогда O1A • ML = (-O1M+O1L)( ½ O1L+ ½ O1T)=

→ → → → → → → → →

- ½O1M • O1L – ½ O1T • O1M + ½ O1L • O1L+½ O1T • O1L = ½│O1L│² = 8,

т.к. │O1L│=4. Значит, cosα = 8, cosα = .

│cosα│= sinφ, sinφ = . Ответ: .

3 способ(координатный)


Поместим пирамиду TLMNK в систему координат так, что О1 – начало

→ → →

координат, а оси координат направлены по векторам 01L, O1M, O1F. Найдем


координаты векторов LM и O1A. KO1=O1N=O1M=O1N=4 тогда L(4;0;0),

M(0;4;0) LM (-4;4;0). O1(0;0;0).

Спроектируем точку А на плоскость квадрата и найдем ее координаты. ∆ALO1 - равнобедренный, AO1=AL, поэтому AS - медиана ∆ALO1 , т.е. O1S = 2.

→ → →

AS = ½ TO1, как средняя линия ∆TLO1, AS=4. A(2;0;4), O1A(2;0;4), α = O1A^LM.

cosα = ; cosα = . Ответ: .


IV. Предложение задачи 2 для самостоятельного решения.

Задача2.

Дана сфера радиуса 8, с центром в точке О. В этой сфере проведено сечение, плоскость которого удалена от центра сферы на расстояние 4. Точка выбрана F на сфере, а точки A,B, C,D - последовательно на окружности сечения так, что объем пирамиды FABCD наибольший. Найдите синус угла между прямой и плоскостью AFB.

Решение.

1 способ.

1) Объем пирамиды FABCD наибольший, когда наибольшими будут площадь основания и высота пирамиды. Площадь основания наибольшая, когда ABCD – квадрат. Высота пирамиды наибольшая, когда h=FO1, Oє FO1.

2)Прямая OA - наклонная по отношению к плоскости ABF. Опустим из точки О перпендикуляр на плоскость ABF: OK ABF, KєFT т.к. ∆ABF – равнобедренный, FT AB.

Тогда уголOAK - угол между прямой AO и плоскостью ABF, sin углаOAK =

3) В прямоугольном ∆O1DO OD = R=8, OO1 = 4, тогда DO1 = .

AB = , AT = ½ AB, AT = .

4) В прямоугольном ∆O1TF O1F = 12, O1T = , тогда FT = .

5) Рассмотрим прямоугольные треугольники FO1T и FOK. Они имеют общую вершину F, тогда ∆ O1FT∞ ∆OFK . Имеем: , ОК = . Значит,

sin угла OAK = sin угла OAK = . Ответ: .

2 способ(векторный).

Поместим пирамиду FABCD в систему координат так, что О1 – начало

→ → →

координат, O1A, O1B, O1F – координатные вектора. Синус угла (sinφ) между прямой AO и плоскостью AFB равен модулю косинуса угла между направляющим вектором

прямой AO и вектором KO, перпендикулярным к плоскости AFB(cosα).

Чтобы найти косинус угла между прямой AO и плоскостью AFB, рассмотрим скалярное произведение вектора AO и вектора KO , перпендикулярного к плоскости AFB.

→ → → →

KO • AO = │KO│•│AO│cosα.

│KO│= ; │AO│= R =8, KO • AO = •cosα.

Из прямоугольного ∆OKF FK = , FT = . Тогда .

→ →

Разложим вектора AO и KO по координатным векторам.

→ → → → →

AO = AO1+OO1=-O1A+1/3O1F.

→ → → → → → → → → → →

KO=KF+FO=4/7 TF-2/3 O1F=4/7 (O1F-O1T)- 2/3 O1F=-2/21O1F- 4/7O1T=-2/21O1F-

→ → → → →

4/7*1/2 (O1A+O1B)= -2/21O1F-2/7O1A-2/7O1B.

→ → → → → → → → →

KO • AO = (-O1A+1/3O1F)( -2/21O1F-2/7O1A-2/7O1B)= 2/7│O1A│²-2/63│O1F│².

Учитывая, что │O1A│= │O1F│=12, имеем: KO • AO = .

Тогда cosα = , cosα = . sinφ = │cosα│, sinφ = .Ответ: .

3 способ(координатный).

Поместим пирамиду FABCD в систему координат, так что О1 – начало координат, а оси координат



→ → →

направлены по векторам O1M, O1T, O1F , где M и T середины ребер AD и AB соответственно. Найдем координаты векторов

→ →

KO и. AO.

Спроектируем точку К на плоскость квадрата и

найдем ее координаты.


К1 – проекция точки К на плоскость квадрата, K1єO1T, O1K1=KS, где KS ┴ OF.

∆FOK – прямоугольный, KS- высота, опущенная из вершины прямого угла,

. OK = , FK = ; KS = = O1K1.

∆OSK – прямоугольный: OS = , OS = .

O1S = , O1S = .

Тогда K(0; ; ), O(0;0;4)

KO(0; ; ).

A(;;0), AO(;;4).



sinφ = cosα = . Ответ: .

V. Подведение итогов урока.

VI.Задание на дом. Решить 3 способами задачу из КИМ ЕГЭ: В основании пирамиды SABC лежит треугольник со сторонами АВ=АС=4, ВС=4√3 . Ребро SA перпендикулярно плоскости основания пирамиды. Найдите радиус описанного около пирамиды шара, если радиус вписанного шара равен 2√3

5


9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Комбинации многогранников и круглых тел

Автор: Садикова Элиза Фатиховна

Дата: 18.11.2015

Номер свидетельства: 255173


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1600 руб.
2660 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1440 руб.
2400 руб.
1440 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства