Математика имеет много только ей присущих возможностей для воспитания гармонически развитой личности. Дети любят красивое и увлекательное. Всем этим богата математика. Математика замечательна своей стройностью и точностью. От эмоциональности ученика зависит работа его памяти. Если ученик не равнодушен к изучаемому предмету, если предмет вызывает у него интерес, тогда запоминание происходит само собой, без особых усилий.
А. П. Чехов писал: «Когда на какое-нибудь определенное действие человек затрачивает наименьшее количество движений, то это грация». Если перефразировать слова А. П. Чехова, когда на решение какой-либо задачи учащиеся затрачивают наименьшее количество времени – то это и есть красота в математике.
Рассмотрим следующие приемы:
1. Умножение на 11.
Для умножения числа на 11, нужно цифры этого числа раздвинуть, а в середину записать их сумму.
Математика имеет много только ей присущих возможностей для воспитания гармонически развитой личности. Дети любят красивое и увлекательное. Всем этим богата математика. Математика замечательна своей стройностью и точностью. От эмоциональности ученика зависит работа его памяти. Если ученик не равнодушен к изучаемому предмету, если предмет вызывает у него интерес, тогда запоминание происходит само собой, без особых усилий.
А. П. Чехов писал: «Когда на какое-нибудь определенное действие человек затрачивает наименьшее количество движений, то это грация». Если перефразировать слова А. П. Чехова, когда на решение какой-либо задачи учащиеся затрачивают наименьшее количество времени – то это и есть красота в математике.
Рассмотрим следующие приемы:
1. Умножение на 11.
Для умножения числа на 11, нужно цифры этого числа раздвинуть, а в середину записать их сумму.
2. Хорошо известный еще древним индейцам способ умножения под поэтическим названием «Воздушный счет».
96 4 58 42 78 22
98 2 99 1 89 11
_______ ________ ________
94 08 57 42 69 42
Допустим, надо умножить 96 на 98. Дополнения до 100 – соответственно 4 и 2. Отнимем от первого сомножителя дополнение до второго (96 – 2 = 94) или от второго сомножителя дополнение первого (98 – 4 = 94). И в том, и в другом случае получим 94. Это первые цифры искомого произведения.
Перемножаем дополнения (4 * 2 = 8) – это последние цифры произведения. Итак, 96 * 98 = 9408.
3. Умножение двузначных чисел (способ «крестиком»).
Этот способ умножения отличается необычной для учащегося записью. В способе «крестиком» обращается внимание исключительно на результат умножения. Схематически умножение по этому способу можно записать следующим способом:
4 5
3 8
Умножаем единицы обоих чисел (8 * 5), полученное произведение подписываем под чертой. От умножения десятков на десятки (4 * 3) получим сотни, приписываем это число слева к записанному произведению единиц.
От умножения единиц на десятки (4 * 8) и десятков на единицы (3 * 5) получим десятки, подпишем их под десятками. Наконец, производим сложение и получаем ответ 1710.
4 5
3 8
______
12 40
3 2
1 5
_______
17 10
4. Умножение двузначных чисел, цифры десятков которых одинаковы, а сумма цифр единиц равна десяти.