Изучение именованных чисел в школе-интернате для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Изучение именованных чисел в школе-интернате для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Обучающиеся специальной школы-интерната уже в первом классе знакомятся с именованными числами. Материал труден для понимания, но необходим. Полученными знаниями обучающиеся пользуются при обучении в школьных мастерских, а в дальнейшем в повседневной жизни. Материал интересен и доступен для понимания обучающимися, способствует расширению кругозора, пополнению словарного запаса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Изучение именованных чисел в школе-интернате для детей с интеллектуальной недостаточностью.»
Изучение именованных чисел в школе-интернате для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Светлана Канаева, учитель - методист школы - интерната №29 г. Донецк.
Известно, что математика один из самых трудных предметов для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Это объясняется, с одной стороны, особенностями усвоения математических знаний обучающихся, с другой стороны абстрактностью математических понятий.
В специальной школе уже с первого класса обучающиеся знакомятся с единицами измерения. И, в дальнейшем, из года в год, они повторяют имеющиеся у них знания, получают новые, вплоть до окончания школы. Но, несмотря на это, к пятому классу большинство детей не имеют необходимых знаний и умений по данной теме или допускают различные ошибки:
Нет реальных представлений о величине измерения одной и той же системы мер (см с дм и м) и различных систем мер (м с км, км с кг);
Трудности при установлении соотношения мер;
При выполнении арифметических действий с числами, полученными при измерении, не принимают во внимание наименования: (7кг+30г= 37кг); переставляют местами разные по величине меры (40см 3м); производят неправильную запись наименований, т.е. возможность выразить в более крупной единице (4км 291 см=42 м 91см)
Неточность измерений, неумение выбрать соответствующую единицу измерения, правильно назвать или записать результат измерения простым или составным именованным числом.
Причины перечисленных трудностей и ошибок кроются в особенностях познавательных и психофизических процессов развития обучающихся специальной школы .
Но на все перечисленные трудности, нельзя отрицать значимость и необходимость изучения данной темы, которая позволяет тесно связать математические знания с жизнью. Обучающиеся получают практические умения и навыки измерения, необходимые как в повседневной жизни, так и при овладении будущими профессиями.
Принимая во внимание все перечисленные трудности в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью, необходимо привести высказывание Л.С. Выготского о том, что «дети с дефектом могут достигнуть то же, что и нормальные, но иным способом, на ином пути, иными средствами, и для педагога очень важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка».
В его же трудах мы находим и описание этапов овладения новыми знаниями, следуя которым, можно успешно решать проблемы в обучении и коррекции личности умственно отсталого ребенка.
Вот эти этапы:
I этап. Мотивация (создание жизненной ситуации, которую необходимо решить, т.е. предварительное представление о задании);
II этап. Действия с предметами (включение всех обучающихся класса в предметно- практическую деятельность, в результате которой ребята «открывают» новые знания)
III этап. Внешняя речь (освоение действий в плане громкой речи, когда выполняется задание, и каждый шаг подробно объясняется). Активизация всех анализаторов: введение жестов, символов, графических обозначений, алгоритмов.
IV этап. Внутренняя речь (перенос действий в умственный план, задание выполняется самостоятельно, с опорой на полученное правило, алгоритм).
Особенности обучения построенного в соответствии с перечисленными этапами является то, что знания не даются в готовом виде, дети их «открывают» сами в процессе активной практической деятельности, решая жизненно значимую ситуацию, а значит знания, полученные таким образом, более осознанные и прочные.
Предлагаю образец урока математики, проведеный в 6 классе при изучении указанной темы.
Тема урока: Действия с именованными числами
Задачи урока:
Обучающая: Продолжить изучение именованных чисел, обобщив знания полученные на более ранних этапах обучения.
Коррекционная: Анализ различных способов выполнения действий с именованными числами и использование этих способов в практической деятельности; выбор рациональных способов выполнения действий и обоснования такого выбора. Различные способы их записи.
Воспитательная: Воспитание положительного отношения к учебе. Осознание своих действий и их применения в реальной жизни.
Оборудование: Компьютер, презентация к теме, карточки, учебники.
Тип урока: Закрепление знаний, умений, навыков.
Ход урока
I. Организация класса
1.1. Приветствие учителя: – Здравствуйте ребята! Какое у вас настроение?
– (Ответы детей)
– А каким вы хотите, чтобы получился у нас урок?
– (Интересным, загадочным, с хитростями и трудностями)
Ну-ка в сторону карандаши! Слайд 1. Ни костяшек, ни ручек, ни мела. Устный счет. Мы творим это дело Только силой ума и души.
1.2.Устный счет: - ("мозговой штурм")
Преобразовать числа
Слайд 2.
1т 1ц 1кг 1г
1км 1м 1дм 1см 1мм
1.3.Решите "цепочку"Слайд 3.
8км400м : 2
+ 150
- 200
1.4.Вырази в новых единицах измерения:Слайд 4.
9м 4дм = дм
9м 4см = см
9м 4мм = мм
9км 4м = м
9т 4кг = кг
9ц 4кг = кг
Проверка задания
1.5.Проверка домашнего задания
1.6.Сообщение темы урока
Физпауза
ІІ. Основная часть:
Задача: Ширина дороги 15 м, а длина 3 км. Какую площадь занимает дорога? Слайд 5.
ІІІ.Работа в группах: индивидуальные карточки
Задача:Один арбуз весит 6кг 700г, а другой – 8кг 500г.
Сколько весят оба арбуза вместе?
На сколько первый арбуз легче второго?
Задача: Водном куске 14м 60см материи, а в другом в 3 раза больше.Сколько материи в обоих кусках?На сколько второй кусок
длиннее первого?
Задача: Из 17кг 400г муки испекли 24 одинаковых пирога.Сколько муки пошло на каждый пирог?
Проверка задания.
ІУ.Самостоятельная работа с учебником: Слайд 5.
стр.150 №788(1- 2примера) - 1уровень;
1пример -2 уровень
Индивидуально; стр.149 №786 - 1пример
Взаимопроверка задания
Задача: Дан квадрат со стороной 7дм 2см Слайд 6.
Найдите его периметр.
7дм 2см = 72см
Ркв. = 4∙а 4∙72см=288см= 28дм8см
Проверка задания
ІУ. Заключительная часть: Слайд 7.
Задание на дом: стр.144 прим. №752(1)
индив. стр.146 прим.№764(1ст.)
Итоги урока: Слайд 8.
Проанализируйте свои достижения на сегодняшнем уроке.
Что можете отметить?
Справились ли вы с задачами?
Насколько удачно всё получилось?
Есть ли моменты, над которыми следует ещё поработать?
Выделите их.
ЛИТЕРАТУРА.
Л.С. Выготский, «Основы дефектологии» т.4,т.5 Москва «Педагогика», 1984.
М.Н. Перова, Методика преподавания математики во вспомогательной школе. Москва, «Просвещение», 1989.
М.Н. Перова, Дидактические игры и упражнения во вспомогательной школе. Москва, «Просвещение», 1975.
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: СБ.2 В.В.Воронковой, Москва «Владос»,2013.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
6. Математика 6кл. Г.М.Капустина, М.Н. Перова, Москва «Просвещение»,