kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изучение именованных чисел в школе-интернате для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающиеся специальной школы-интерната уже в первом классе  знакомятся с именованными числами. Материал труден для понимания, но необходим. Полученными знаниями обучающиеся пользуются при обучении в школьных мастерских, а в дальнейшем в повседневной жизни. Материал интересен и доступен для понимания обучающимися, способствует расширению кругозора, пополнению словарного запаса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изучение именованных чисел в школе-интернате для детей с интеллектуальной недостаточностью.»

Изучение именованных чисел в школе-интернате для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Светлана Канаева, учитель - методист школы - интерната №29 г. Донецк.

Известно, что математика один из самых трудных предметов для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Это объясняется, с одной стороны, особенностями усвоения математических знаний обучающихся, с другой стороны абстрактностью математических понятий.

В специальной школе уже с первого класса обучающиеся знакомятся с единицами измерения. И, в дальнейшем, из года в год, они повторяют имеющиеся у них знания, получают новые, вплоть до окончания школы. Но, несмотря на это, к пятому классу большинство детей не имеют необходимых знаний и умений по данной теме или допускают различные ошибки:

  • Нет реальных представлений о величине измерения одной и той же системы мер (см с дм и м) и различных систем мер (м с км, км с кг);

  • Трудности при установлении соотношения мер;

  • При выполнении арифметических действий с числами, полученными при измерении, не принимают во внимание наименования: (7кг+30г= 37кг); переставляют местами разные по величине меры (40см 3м); производят неправильную запись наименований, т.е. возможность выразить в более крупной единице (4км 291 см=42 м 91см)

  • Неточность измерений, неумение выбрать соответствующую единицу измерения, правильно назвать или записать результат измерения простым или составным именованным числом.

Причины перечисленных трудностей и ошибок кроются в особенностях познавательных и психофизических процессов развития обучающихся специальной школы .

Но на все перечисленные трудности, нельзя отрицать значимость и необходимость изучения данной темы, которая позволяет тесно связать математические знания с жизнью. Обучающиеся получают практические умения и навыки измерения, необходимые как в повседневной жизни, так и при овладении будущими профессиями.

Принимая во внимание все перечисленные трудности в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью, необходимо привести высказывание Л.С. Выготского о том, что «дети с дефектом могут достигнуть то же, что и нормальные, но иным способом, на ином пути, иными средствами, и для педагога очень важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка».

В его же трудах мы находим и описание этапов овладения новыми знаниями, следуя которым, можно успешно решать проблемы в обучении и коррекции личности умственно отсталого ребенка.

Вот эти этапы:

I этап. Мотивация (создание жизненной ситуации, которую необходимо решить, т.е. предварительное представление о задании);

II этап. Действия с предметами (включение всех обучающихся класса в предметно- практическую деятельность, в результате которой ребята «открывают» новые знания)

III этап. Внешняя речь (освоение действий в плане громкой речи, когда выполняется задание, и каждый шаг подробно объясняется). Активизация всех анализаторов: введение жестов, символов, графических обозначений, алгоритмов.

IV этап. Внутренняя речь (перенос действий в умственный план, задание выполняется самостоятельно, с опорой на полученное правило, алгоритм).

Особенности обучения построенного в соответствии с перечисленными этапами является то, что знания не даются в готовом виде, дети их «открывают» сами в процессе активной практической деятельности, решая жизненно значимую ситуацию, а значит знания, полученные таким образом, более осознанные и прочные.

Предлагаю образец урока математики, проведеный в 6 классе при изучении указанной темы.

Тема урока: Действия с именованными числами

Задачи урока:

  1. Обучающая: Продолжить изучение именованных чисел, обобщив знания полученные на более ранних этапах обучения.

  2. Коррекционная: Анализ различных способов выполнения действий с именованными числами и использование этих способов в практической деятельности; выбор рациональных способов выполнения действий и обоснования такого выбора. Различные способы их записи.

  3. Воспитательная: Воспитание положительного отношения к учебе. Осознание своих действий и их применения в реальной жизни.

Оборудование: Компьютер, презентация к теме, карточки, учебники.

Тип урока: Закрепление знаний, умений, навыков.

Ход урока

I. Организация класса

1.1. Приветствие учителя: – Здравствуйте ребята! Какое у вас настроение?

– (Ответы детей)

– А каким вы хотите, чтобы получился у нас урок?

– (Интересным, загадочным, с хитростями и трудностями)

– А вы поможете мне провести такой урок?

– (Да, поможем)

– Что самое главное мы должны делать на уроке?

– (Думать, анализировать, обобщать, наблюдать, догадываться)

Ну-ка в сторону карандаши! Слайд 1.
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счет. Мы творим это дело
Только силой ума и души.

1.2.Устный счет: - ("мозговой штурм")

  • Преобразовать числа

Слайд 2.

1т 1ц 1кг 1г



1км 1м 1дм 1см 1мм



1.3. Решите "цепочку" Слайд 3.

8км400м : 2

+ 150

- 200



1.4.Вырази в новых единицах измерения: Слайд 4.

9м 4дм = дм

9м 4см = см

9м 4мм = мм

9км 4м = м

9т 4кг = кг

9ц 4кг = кг



Проверка задания



1.5. Проверка домашнего задания

1.6.Сообщение темы урока



Физпауза



ІІ. Основная часть:



  • Задача: Ширина дороги 15 м, а длина 3 км. Какую площадь занимает дорога? Слайд 5.















ІІІ.Работа в группах: индивидуальные карточки



  • Задача: Один арбуз весит 6кг 700г, а другой – 8кг 500г.

Сколько весят оба арбуза вместе?

На сколько первый арбуз легче второго?











  • Задача: В одном куске 14м 60см материи, а в другом в 3 раза больше.Сколько материи в обоих кусках? На сколько второй кусок

длиннее первого?















  • Задача: Из 17кг 400г муки испекли 24 одинаковых пирога. Сколько муки пошло на каждый пирог?















Проверка задания.



ІУ.Самостоятельная работа с учебником: Слайд 5.



стр.150 №788(1- 2примера) - 1уровень;

1пример -2 уровень

Индивидуально; стр.149 №786 - 1пример



  • Взаимопроверка задания



  • Задача: Дан квадрат со стороной 7дм 2см Слайд 6.

Найдите его периметр.







7дм 2см = 72см





Ркв. = 4∙а 4∙72см=288см= 28дм8см



Проверка задания



ІУ. Заключительная часть: Слайд 7.



  • Задание на дом: стр.144 прим. №752(1)

индив. стр.146 прим.№764(1ст.)



Итоги урока: Слайд 8.



  • Проанализируйте свои достижения на сегодняшнем уроке.

  • Что можете отметить?

  • Справились ли вы с задачами?

  • Насколько удачно всё получилось?

  • Есть ли моменты, над которыми следует ещё поработать?

  • Выделите их.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Л.С. Выготский, «Основы дефектологии» т.4,т.5 Москва «Педагогика», 1984.

  2. М.Н. Перова, Методика преподавания математики во вспомогательной школе. Москва, «Просвещение», 1989.

  3. М.Н. Перова, Дидактические игры и упражнения во вспомогательной школе. Москва, «Просвещение», 1975.

  4. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: СБ.2 В.В.Воронковой, Москва «Владос»,2013.

  5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

6. Математика 6кл. Г.М.Капустина, М.Н. Перова, Москва «Просвещение»,


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Канаева Светлана Васильевна

Дата: 03.03.2016

Номер свидетельства: 301994


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства