kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНСПЕКТ открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

      «Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой»                                                                                                                                

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой»

Скубченко Елена Степановна

КОНСПЕКТ

открытого занятия по формированию элементарных математических представлений

в старшей группе

«Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой»

Цель: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Задачи:

Образовательные: учить детей способам измерения сыпучих и жидких тел с помощью условной мерки. Обучать детей основам измерительной деятельности. Показать зависимость числа мерок от величины мерки при не изменяющемся измеряемом количестве. Формировать знания о том, что объем жидкости не зависит от внешней формы сосуда. Формировать представления о понятиях «тяжелый - легкий». Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, умение называть дни недели и «соседей» дня и числа.



Развивающие: развивать познавательную активность, логическое мышление, внимание, память, умение излагать результаты исследования.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к математике, самостоятельность в работе, чувство товарищества, желание прийти на помощь.

Предварительная работа:

Разучивание загадок, стихов, пословиц о цифрах, днях недели, частях суток.

Демонстрационный материал: буквы; два сосуда с жидкостями;

два стакана, две чашки ; емкости с мукой, солью, сахаром, рисом, гречкой, пшеном; цветная веревка с узелками

Раздаточный материал: фишки, тарелочки с косточками, два одинаковых стакана, один узкий стаканчик, тетради, ручки.



Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.





Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте дорогие дети и взрослые!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Мы с вами отправимся в путешествие на космическом корабле. По моему сигналу наша ракета поднимет огромный космический корабль и стремительно понесет его по просторам космоса к неизвестной планете.



Прошу команду разместиться по удобнее и начать подготовку к полету. Счет от 10 и обратно. (Включается музыка, взлет ракеты).



Мы с вами очутились на неизведанной планете, а чтобы узнать, какая она и как называется, нам предстоит выполнить ряд заданий.



Основная часть

Воспитатель: Сейчас мы с вами встанем и разделимся на две команды. Я вам раздам цифры от 0 до 10.



-Ну- ка, цифры, встаньте в ряд, А теперь я проверю, правильно ли вы построились, знаете ли вы числа?



Назовите соседей числа 6, 4, 8,9?

Назовите предыдущее число числа 3, 5, 7?

Назовите последующее число числа 2, 4 , 6?

Назовите число больше 3 на 2, 4 на 2, 6 на 2.

Какое число меньше 5 на 1, 7 на 1, 9 на 1?



Воспитатель: Вы справились с первым заданием, и неизвестная планета подарила нам первую букву своего имени «Ш»! Какая это буква: гласная или согласная?



Дети: согласная.



Воспитатель: Какой звук обозначает эта буква? Кто знает про неё стихотворение?

Посмотри на букву Ш!

Буква очень хороша!

Потому что из неё

Можно сделать Е и Ё.



Воспитатель: Мы букву «Ш» повесим на доске. А теперь я попрошу всех занять свои места.

Перед тем, как отправиться в полет, я приготовила нам космические напитки один сок, а другой чай, но вот перепутала где какой.

Помню лишь, что сока было больше чем чая, поэтому нужно определить, где какой напиток.

На глаз сравнить нельзя, т.к сосуды не прозрачные, по объему одинаковые. Предлагаю измерить жидкость условной меркой - стаканчиком и сравнить результаты измерений.

Мне будут помогать двое детей, а остальные дети будут с помощью фишек считать количество и сравнивать результаты измерений.

Берем два стаканчика, 2 сосуда , 2 кувшина.

Измеряем сначала жидкость в одном сосуде, затем - в другом.

Дети откладывают два ряда фишек, сравнивают их. Выясняем, что коричневая вода - это чай, т.к его было меньше, а желтая вода- это сок, его больше .

Делаем вывод: любую жидкость можно измерить с помощью условной мерки (т.е стаканчиков).



Находим вторую букву «К».

Воспитатель: Какая это буква гласная или согласная?

Дети: согласная.

Воспитатель: Какие она обозначает звуки ? Кто знает стих про эту букву?

На прямую палочку

справа села галочка.

Там поныне и сидит,

буквой К на нас глядит.



Воспитатель: А вот следующее задание.

Перед вами на столах стоят тарелочки с косточками и две одинаковых чашечки. Предлагаю вам взять в каждую руку по косточке и одновременно опускать их в чашечки.

После того как чашечки наполнятся косточками, дети прекращают работу.

Воспитатель: Скажите дети, в какой чашечке косточек больше?

Дети: В чашечках косточек одинаково, так как я брал в левую и правую руку по 1косточке и бросал в чашечку , вот и получилось одинаково. А теперь пересыпьте косточки из одной чашечки в стакан . Где теперь косточек больше в стаканчике или в чашечке?



Дети: В этом и в том косточек одинаково, потому что мы не проронили ни одной косточки.

Воспитатель: А почему здесь так высоко косточки поднялись?

Дети: Потому, что стопочка узкая, а стаканчик широкий, а косточек в них одинаково. Мы не брали косточки и не прибавляли.



Воспитатель: И с этим заданием вы справились, а вот и еще одна буква «О».

Какая это буква гласная или согласная?

Дети: гласная.

Воспитатель: Какой звук она обозначает?

Стих о букве «О»

Посмотри на колесо

И увидишь букву О.

Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько на этой планете всяких сыпучих веществ. ( Мука, соль, сахар, рис, гречка, пшено).

Как вы думаете их можно сосчитать?

Дети: Нет.

Воспитатель: А для того чтобы узнать их вес люди придумали весы, показываю различные весы. Представьте, что ваши руки - это весы.

1.В правую руку возьмите железную гирю, а в левую пластмассовую. Какая рука у вас опустится вниз, почему?

2.В правой руке у вас мышка, а в левой руке слон. Что тяжелее?

3.В правой руке у вас курица, а в левой цыпленок. Кто легче?

4. В правой руке 1 кг ваты, а в левой 1 кг железа, что легче?

(Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, так же устроены весы, там, где вес больше, чашечки весов опускаются вниз, а где меньше вес, чашечки поднимаются вверх. А измеряют вес в граммах, килограммах и тоннах.



Воспитатель: Находим еще одну букву «Л»

Какая это буква? Гласная или согласная?

Дети: согласная.

Воспитатель: Какие звуки она обозначает?

Дети: Л, лъ.

Стих про букву Л

Алфавит продолжит наш

буква Л-лесной шалаш.



А теперь мы немного отдохнем.

Физкультминутка «Космос»

Раз, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)

Планеты будем мы считать,

к солнцу ближе всех Меркурий,

на Венеру полюбуюсь,

вот Земля - наш дом родной,

Шар любимый голубой.

Мимо Марса пролетаю

и Юпитер наблюдаю.

Вот Сатурн и Уран

показали кольца нам.

Вон Нептун, а вот Плутон,



Дальше всех от Солнца он.

Все планеты хороши,

полетали от души!



Воспитатель: Присели и нашли красивую веревочку. Посмотрите дети, она не простая, на ней узелки - загадки.

Братьев этих ровно 7,

вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний-

Появляется передний.

Нужно с закрытыми глазами посчитать узелки и назвать дни недели по порядку.

1.Назовите первые три дня недели.

2.Назовите дни недели, начиная со среды.

3. Назовите выходные дни

4. Стих о днях недели.

(Ответы детей.)

Стихи о Днях недели.

Старший братец Понедельник-

Работяга, не бездельник.

Он неделю открывает, всех

трудиться заставляет

Вторник следует за братом

У него идей богато.

Он за все берется смело,

и работа закипела.

Вот и средняя сестрица

Не пристало ей лениться.

А зовут её среда-

мастерица хоть куда.

Брат Четверг и так и сяк,

Он мечтательный чудак.

Повернул к концу недели

и тянулся еле - еле.

Пятница сестра сумела

Побыстрей закончить дело.

Если делаешь успехи,

Время есть и для потехи.

Предпоследний брат - Суббота

Не выходит на работу.

Шалопай и озорник,

Он работать не привык.

У него другой талант-

Он поэт и музыкант.

Да, не столяр и не плотник,

Путешественник, охотник.

В гости ходит Воскресенье,

Очень любит угощенье.

Это самый младший брат

К вам зайти он будет рад.

Семь их ровно, посмотри,

Всех запомнил? Повтори!



Воспитатель: Что длиннее неделя или месяц?

Дети: месяц.

Воспитатель: Месяц или год?

Дети: год.

Воспитатель: Сколько месяцев в году?

Дети: 12.

Воспитатель: Назовите осенние месяцы? Сколько их?

Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь. Три.

Воспитатель: Назовите зимние месяцы?

Дети: декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: А сколько частей суток вы знаете?



Дети: 4.

Стих

Вот настало утро

солнышко встает

Всех ребяток будит

В детский сад зовет!

День уже наступает много дел у нас:

Погулять, покушать, и настал сна час.

А потом мгновенно вечер подойдет,

Нас домой из сада мама заберет.

Вскоре ночь наступит, всем нам спать пора.

Спать мы будем крепко до самого утра.



Воспитатель: Появилась буква «А». Какая она гласная или согласная?

Дети: гласная.

Воспитатель: Какой звук она обозначает?

Дети: [а].

Стих про букву «А»

А- начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А знать её легко-

Ноги ставит широко.



Воспитатель: Ставлю последнюю букву, и дети читают слово « школа». Именно так называется эта неизвестная планета.

Воспитатель: Молодцы все дети, все справились с заданиями планеты «Школа».



Заключительная часть

Воспитатель: Что нового вы узнали?

Дети: можно измерять сыпучие и жидкие вещества с помощью условной мерки. Познакомились с весами. Вспомнили о днях недели, о частях суток.

Воспитатель: Планета Школа говорит всем: « До скорой встречи, дорогие ребята. Буду ждать Вас. Не забудьте взять с собой багаж ваших знаний, которые вы получили в детском саду!»

Воспитатель: А нам пора возвращаться к себе на Землю, в свой детский сад. Там нас ждут вкусные угощения.

Физкультминутка

Мы летели над Землей (руки в стороны, изображаем полет),

Брали всех гостей с собой (показываем руками на гостей).

Мы кометы рассмотрели ( изображаем бинокль руками ) ,

На луне мы посидели (присесть на корточки).

А теперь пойдём к ракете (шагаем к ракете шаг вперед) ,

Заходите- ка все, дети.

Мы моторы заведем (имитируем моторы)

И на Землю попадаем!

На этом наше интересное путешествие заканчивается.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой

Автор: Скубченко Елена Степановна

Дата: 16.01.2019

Номер свидетельства: 495676


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1550 руб.
1940 руб.
2110 руб.
2640 руб.
1580 руб.
1980 руб.
1500 руб.
1870 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства