kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование возможностей табличного редактора Excel для построения графиков функций в рамках подготовки к ОГЭ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  • Обучающие:

обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме «Зависимость графиков от коэффициента»; закрепить на практике знания, теоретические знания по теме при решении тестовых заданий ОГЭ; ликвидировать возможные пробелы в знаниях учащихся; осуществить контроль знаний с помощью компьютерных тестов;

  • Развивающие:

формировать осознанные мотивы обучения, развивать логическое мышление, классифицировать, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; развивать быстроту реакции, развивать память; активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать творческие способности учащихся; развивать навыки логической математической речи; развивать умения учебного труда (умения работать в нужном темпе – писать, вычислять, конспектировать, чертить); развивать умения и навыки применять математические знания к решению практических задач; развивать умение давать адекватную самооценку;

  • Воспитательные:

воспитывать у учащихся интерес к математике; воспитывать культуру решения математических задач и построения графиков; воспитывать аккуратность, дисциплинированность; воспитывать культуру речи и культуру общения,

воспитывать самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование возможностей табличного редактора Excel для построения графиков функций в рамках подготовки к ОГЭ»»

Интегрированный урок. Математика – информатика. 9 класс

Тема урока: «Использование возможностей табличного редактора Excel для построения графиков функций в рамках подготовки к ОГЭ»

Учитель математики: Божина Галина Николаевна

Учитель информатики: Долгорукова Татьяна Фёдоровна

Предмет: математика и информатика

Класс: 9

Дата проведения урока: 20.11.2015

Тип урока: Бинарный урок

Цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Зависимость графиков от коэффициента» "Excel: Построение графиков функций по заданным параметрам"

Задачи:

  • Обучающие:

обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме «Зависимость графиков от коэффициента»; закрепить на практике знания, теоретические знания по теме при решении тестовых заданий ОГЭ; ликвидировать возможные пробелы в знаниях учащихся; осуществить контроль знаний с помощью компьютерных тестов;

  • Развивающие:

формировать осознанные мотивы обучения, развивать логическое мышление, классифицировать, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; развивать быстроту реакции, развивать память; активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать творческие способности учащихся; развивать навыки логической математической речи; развивать умения учебного труда (умения работать в нужном темпе – писать, вычислять, конспектировать, чертить); развивать умения и навыки применять математические знания к решению практических задач; развивать умение давать адекватную самооценку;

  • Воспитательные:

воспитывать у учащихся интерес к математике; воспитывать культуру решения математических задач и построения графиков; воспитывать аккуратность, дисциплинированность; воспитывать культуру речи и культуру общения,

воспитывать самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.

Технологии:

  • Информационно-коммуникационные технологии;

  • Технология модульного обучения;

  • Технология развития «критического мышления»;

  • Исследование в обучении;

  • Здоровьесберегающая технология - оценивание учебных успехов (ученик самостоятельно оценивает результат своих действий, избавляется от страха перед контролем учителя, создается комфортная обстановка, сберегающая его психологическое здоровье).

Оборудование:

Компьютеры, мультимедиа проектор, экран, презентация в программе PowerPoint, раздаточный материал – тесты, компьютерный модульный класс IClad

План урока:

  1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся. Сообщение темы и объяснение хода урока. Мотивация учебной деятельности.

  2. Актуализация и проверка знаний. Устная фронтальная работа с классом по графикам.

  3. Решение тестов №1, 2, 3 с последующей проверкой и самооценкой учащихся. (Работа в парах ; в группах).

  4. Исследовательская деятельность. Самостоятельное решение сложной задачи с последующей проверкой на доске-экране. Каждый ученик сам оценивает свои результаты.

  5. Подведение итогов урока, оценка знаний учащихся. Домашнее задание.



ДЕВИЗ УРОКА: Была бы охота ,

заладится любая работа.



Ход урока:

  1. Организационный момент:

Проверка готовности учащихся к уроку и наличия раздаточного материала.

Сообщение темы и объяснение хода урока.

Учитель: Здравствуйте ребята. Тема нашего урока: «Использование возможностей табличного редактора Excel для построения графиков функций в рамках подготовки к ОГЭ». Сегодня на уроке мы вспомним основные свойства линейной функции, график линейной функции. Повторим, обобщим и приведём в систему знания по теме.

А еще у нас с вами не совсем обычный урок. Мы попробуем объединить знания, полученные на уроках математики и информатики и привлечь компьютер к решению математических задач.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Наша с вами основная цель успешно закончить школу. А что для этого необходимо? (сдать экзамены). Так как функциональная зависимость и работа с графиками занимает значительное место в заданиях ОГЭ мы сегодня посвятим этому урок.

Работа с графиком

На рисунке показано, как изменялась температура воздуха на протяжении одних суток. По горизонтали указано время суток, по вертикали — значение температуры в градусах Цельсия.















Вопросы:

1. В какое время суток температура была минимальной? (6:00, 0:00)

2. В какое время суток температура была максимальной? (15:00)

3. В какое время суток температура была -14 градусов Цельсия? (9:00, 21:00)

4. Как вы думаете, по какой теме нам нужно обобщить и систематизировать знания? («Зависимость графиков от коэффициента»)

А сейчас мы с вами повторим что же такое функция.

Функция – это зависимость одной переменной величины от другой.

Пример:

Что обозначает ? (независимая переменная)

Y=kx+b

Какая это фунция? (линейная)

(Линейная функция – это функция, которую можно задать формулой y=kx+m, где x – независимая переменная, k и m – некоторые числа. График линейной функции - прямая)


При сдаче ОГЭ есть задания на установление соответствия между функциями и их графиками.

Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.

ГРАФИКИ ФУНКЦИЙ

А) Б)В)

ФОРМУЛЫ

1) y=− x/2−1

2) y=− x/2+1

3) y=x/2+1

Для того чтобы быстро и правильно выполнять эти задания мы должны увидеть особенности построения графика от его коэффициентов.

Эту зависимость мы предлагаем оформить в виде таблицы.


ДТФ. Большую часть своих усилий человек тратит на поиски оптимального решения поставленной задачи: как добиться наиболее высокого жизненного уровня, наивысшей производительности труда, наименьших потерь, максимальной прибыли, минимальных затрат времени? Не все задачи поддаются точному описанию, не для всех найдены простые решения. Мы уже решали математические задачи с помощью табличного процессора Excel.

Сегодня на уроке мы покажем, что табличный процессор облегчает математические расчеты и тем самым уменьшает время, отведенное для выполнения задания. Мы изучали тему «Расчетные задачи в электронных таблицах», и к некоторым задачам строили диаграммы. Частным случаем диаграмм является график.

Прежде чем приступить к построению графиков, проверим ваши знания по Excelю. Для этого:

  1. Присоединитесь к классу

  2. Сейчас на компьютерах откроется тест, состоящий из 8 заданий с выбором ответа. На их решение вам дается 5 минут. Как только тест будет закончен, нажмете кнопку отправить.

Тестирование закончено, вы можете ознакомиться с результатами вашей работы. Посмотрите на количество набранных баллов и поймете какую оценку вы получили.

Оценивание:

«5» - 8

«4» - 6

«3» - 4

«2» - все что ниже 4 решенных заданий.


Вспомнили что такое Excel, теперь давайте поработаем в этой программе, но для начала давайте подготовимся.

Вспомним алгоритм построения графиков функций.

  1. Составить таблицу значений переменной у от х

  2. Выделим таблицу

  3. В мастере диаграмм выбрать тип диаграммы точечная,

  4. Оформить график.


Сейчас вам будем выслан документ Word под названием «Шаблон». Открываем.

Что мы там видим? Таблицу, которую мы с вами заполним при помощи табличного редактора.

  1. Открываем программу Excel

Пример первых графиков функции мы рассмотрим вместе, а затем вы попробуете закончить таблицу самостоятельно.

y=kx+b

k0

k=0

k

b0



b=0



b





Для более удобного построения графиков в табличном редакторе предлагаю использовать конкретный пример: для b0, k0 y=2x+6, строим вместе со мной по алгоритму, который лежит у вас на столах. Затем копируем получившийся график и вставляем в нашу таблицу «Шаблон» в текстовый редактор.

Теперь давайте рассмотрим как нам сделать второй график:

  • Копируем таблицу на другой лист,

  • Для примера рассмотрим b=0, k0 y=2x,

  • Переделываем таблицу под эту функцию, х оставим тем же самым, но у изменяем.

  • Строим график по алгоритму который лежит у нас на столах.

Подумайте, как мы изменим нашу функцию, чтобы построить график функции при bk0 (y= 2x-6)

Далее таблицу вы заполняете самостоятельно.

Ученики выполняют работу на компьютере, учителя осуществляют контроль.

Молодцы! Вы прекрасно поработали и показали знания по информатике.

Сегодня на уроке мы рассмотрели использование прикладной программы Excel при решении практической задачи, и ещё раз убедились в том, что применение ЭТ при решении задач пользователя экономит наше время, и форма представления результатов удобна для восприятия.

Исследовательская деятельность:

А теперь потренируемся за какое время сколько правильных заданий вы сможете решить. Переходим к заданиям из ОГЭ. Задания лежат у вас на столе.

Ваша задача, с помощью созданной вами таблицы прорешать задания, а ответы внести в компьютер.

8.Рефлексия.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Оправдано ли построение данных графиков с применением компьютера?

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрели использование прикладной программы Excel при решении практической задачи и ещё раз убедились в том, что применение компьютеров при решении задач пользователя экономит наше время, и форма представления результатов удобна для восприятия.

9) Домашняя работа.

В среде электронных таблиц построить графики функций квадратичной функции и заполнить таблицу лежащую у вас на столе.


Итог урока.



Список литературы и электронных образовательных ресурсов:

  1. И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008.

  2. В.А. Молодцов, Н.Б. Рыжикова. Современные открытые уроки информатики. 8 – 11 классы. – Ростов н/Д: Феникс. 2010.

  3. ГИА-2012: Экзамен в новой форме; автор Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова , Л.О. Рослова и др. – Сборник ФИПИ

  4. Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА – 2012г. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко

  5. Алгебра: сборник заданий для подготовки к ГИА в 9 классе./[ Л.В. Кузнецова, С. Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. ]М. :Просвещение. 20

  6. http://alexlarin.net

  7. http://www.alleng.ru/d/math/math_gia-tr.htm

  8. http://eek.diary.ru

  9. http://www.alleng.ru

  10. Алгебра -9 : Учебник под ред. С.А.Теляковского М.: Просвещение, 2009г.





8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Долгорукова Татьяна Федоровна, Божина Галина Николаевна

Дата: 24.11.2015

Номер свидетельства: 257495


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства