kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование блочно-модульной технологии на уроках алгебры при изучении темы "Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект

урока по алгебре  в 8 классе по учебнику Мордковича.

Тема: «Рациональные уравнения как метематические модели реальных ситуаций»

Цель урока:

  • а) образовательные: уметь преобразовывать реальную ситуацию в математическую модель и находить ее решение, используя  навыки решений рациональных  уравнений.
  • б) развивающие: анализировать условие задачи, развивать умение обосновывать свое решение и находить свои ошибки
  • в) воспитательные: ученик убедиться, что работа в группе эффективна приносит положительный результат, при этом формируется коммуникативная компетентность.

Тип урока:

Объяснение нового материала. С применением элементов модульной технологии.

Форма организации деятельности учащихся на уроке:

фронтальная работа,  работа в паре.

Оборудование и материалы:

доска и учебник.

Структура урока:

  1. Организационный момент, постановка цели урока (1 мин)
  2. Актуализация опорных знаний и умений (3 мин)
  3. Подготовка к восприятию нового материала (3 мин)
  4. Объяснение нового материала (10 мин)
  5. Первичная проверка усвоения знаний  (12 мин)
  6. Информация по домашнему заданию (1 мин)
  7. Первичная коррекция знаний (8 мин)
  8. Подведение итогов урока и рефлексия (2 мин)

Этапы урока

1.  Организационный момент. Перед уроком учащихся нужно рассадить, так чтобы за одной партой сидели равные по своим способностям учащиеся. Исключение составляют «слабые» учащиеся, их нужно посадить с теми, кто не много «сильнее». В этих парах нужно проследить, чтобы более «слабый» вел записи, а не смотрел, как работает товарищ.

2. Актуализация опорных знаний и умений 

Устный счет: 

  1. Переведите минуты в часы:

30 мин =

15 мин =

8 мин =

     2. Решите уравнения.

3.Подготовка к восприятию нового.

На доске.

                I       V1

               II      V2

S1 = S2

Вопросы  классу.

1) Если  I человек идет быстрее II-го, то равное расстояние, кто пройдет быстрее?

2)Что означает на математическом языке «человек идет быстрее»

3)Кто затратит больше времени на дорогу?

 Записываем реальную жизненную ситуацию на математическом  языке.

4.Объяснение нового материала

Решаем №27.7  из учебника

Учитель постоянно опрашивает учеников, пытаясь   охватить весь класс.

Сначала нам нужно осуществить перевод условия задачи с обыденного языка  на математический.

I этап. Составление математической модели.                 

Пусть Х км/ч - скорость велосипедиста из деревни до станции.

Задаются вопросы классу:

А) Тогда от станции до деревни скорость велосипедиста будет?

Б) Время движения от D до С                  t1…

В) Время движения от D до С                  t2…

Г) Велосипедист ехал дольше из D в C или из C в D?

Д) На математическом языке это означает что?   

Е) На сколько  велосипедист ехал дольше?

Ж) На математическом языке?

Тогда t1 – t2 =2/15 ч. –это математическая модель    реальной жизненной ситуации.Составляем уравнение.

Переходим ко II этапу - работа с составленной моделью.

Решаем рациональное уравнение.

Записи на доске делает учитель под диктовку учеников. 

Ученики активно участвуют в решении уравнения, диктуют учителю. Каждую строчку диктуют разные учащиеся. 

III. Этап решения задачи. Ищем ответ на вопрос задачи.

До станции велосипедист ехал со скоростью 15 км в час.

5. Первичная проверка усвоения знаний.(min). Работа в группах

1) С помощью проектора или раскрывается доска (обратная сторона) или с помощью карточек организовывается самостоятельная работа учащихся.

На доске записаны варианты заданий из  учебника.

Задание одно на двоих (на парту). Учитывая подготовку учащихся, раздаются номера вариантов. Учащиеся должны справиться с заданием.

9 вариантов.

  1. 27.1
  2. 27.2
  3. 27.3
  4. 27.5
  5. 27.6
  6. 27.8
  7. 27.9
  8. 27.10
  9. 27.11

2) Во время выполнения задания учитель передвигается по классу, консультируя учеников, отвечая на все их вопросы. Ученики работают парами.Работа выполняется на листочках, номер варианта записан на листочке.Задаются вопросы учителю.

Ученики активно решают, т.к. такой способ решения практически гарантирует положительную оценку.

Сделав работу,  сдают листочки, при этом черновики остаются у них.

3)  Закончили работу.

Ученики откладывают листочки в сторону.

6. Информация по д/р.

Каждая пара учащихся на дом берет задание предыдущего и следующего варианта,  т.е. (IX – VIII и X, II – I и III, а I – X и II) и пример  № 3 стр.159  из  учебника.

Один из учащихся собирает листочки с самостоятельной работой.

В это время записывается д/р. в тетради.

7. Первичная коррекция знаний

К доске вызываются ученики для объяснения  задачи из с/р. Учитель в ходе с/р  обращает свое внимание на ошибки сделанные учениками в ходе выполнения работы. И вызывает учеников к доске для первичной коррекции знаний, и одновременно идет разбор д/з.

Учитель может вызвать учеников у которых  номера вариантов заданий были четными (нечетными). Тогда д/р будет небольшой по объему.

Поскольку некоторые задания у них будут в д/р., внимание сохраняется до конца урока.

Учащиеся решают задачи у доски. 3 или  4 человека. Остальные учащиеся внимательно следят за решениями задач. Записывают, обсуждают решения.

8. Подведение итогов урока и рефлексия.

На сегодняшнем уроке мы с вами научились реальные жизненные ситуации записывать на математическом языке и с помощью рациональных уравнений решать их.

Также мы подготовились к ОГЭ.

Как вы думаете, сможете ли вы решать такие задачи?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование блочно-модульной технологии на уроках алгебры при изучении темы "Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций" »



План-конспект

урока по алгебре в 8 классе по учебнику Мордковича.







Учитель: Сердюкова Татьяна Владимировна.

Гимназия №38, г.о. Тольятти.







Тема: «Рациональные уравнения как метематические модели реальных ситуаций»

























Цель урока:

  • а) образовательные: уметь преобразовывать реальную ситуацию в математическую модель и находить ее решение, используя навыки решений рациональных уравнений.

  • б) развивающие: анализировать условие задачи, развивать умение обосновывать свое решение и находить свои ошибки

  • в) воспитательные: ученик убедиться, что работа в группе эффективна приносит положительный результат, при этом формируется коммуникативная компетентность.

Тип урока:

Объяснение нового материала. С применением элементов модульной технологии.

Форма организации деятельности учащихся на уроке:

фронтальная работа, работа в паре.

Оборудование и материалы:

доска и учебник.

Структура урока:

  1. Организационный момент, постановка цели урока (1 мин)

  2. Актуализация опорных знаний и умений (3 мин)

  3. Подготовка к восприятию нового материала (3 мин)

  4. Объяснение нового материала (10 мин)

  5. Первичная проверка усвоения знаний (12 мин)

  6. Информация по домашнему заданию (1 мин)

  7. Первичная коррекция знаний (8 мин)

  8. Подведение итогов урока и рефлексия (2 мин)




Этапы урока



Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организа

ционный

На перемене нужно рассадить учащихся. Приветствует учащихся



Актуализа-ция знаний и умений


Устный счет:


  1. Переведите минуты в часы:

30 мин =

15 мин =

8 мин =



2) Решите уравнения:

х2=5

Отвечают устно


ч или 0,5 ч


ч или 0,25 ч


= ч



Х=0 или х=2

Х=±7

Х=±



Подготовка

к

восприятию

нового














На доске.

I V1

II V2

S1 = S2

Вопросы классу.

1) Если I человек идет быстрее II-го,

то равное расстояние, кто пройдет быстрее?

2)Что означает на математическом языке

«человек идет быстрее»

3)Кто затратит больше времени на дорогу?

Уточняю

Мы записали реальную жизненную ситуацию на математическом языке.









Ученики отвечают:



Первый.



V1V2

Второй



t1t2



Объясне

ние нового материала






Решаем №27.7 из учебника



Учитель постоянно опрашивает учеников,

пытаясь охватить весь класс.

Сначала нам нужно осуществить перевод

условия задачи с обыденного языка на математический.

I этап. Составление математической модели.

х





D 32 C



Пусть Х км/ч - скорость велосипедиста

из деревни до станции.



Задаются вопросы классу:



А) Тогда от станции до деревни скорость

велосипедиста будет?





Б) Время движения от D до С t1…



В) Время движения от D до С t2…



Г) Велосипедист ехал дольше из D в C или

из C в D?



Д) На математическом языке это означает что?





Е) На сколько?





Ж) На математическом языке?



Тогда t1 – t2 =


- –это математическая модель реальной жизненной ситуации.


Переходим ко II этапу - работа с составленной моделью.

Решаем рациональное уравнение.

Записи на доске делает учитель под диктовку учеников.

-





Ученики читают

задачу вслух































(Х+1)км/ч





(ч)



(ч)



Из деревни до

станции.



t1t2





на 8 мин,

8мин = 2/15 ч.





t1- t2 =









-






Учитель: «когда дробь =0?»





x²+x-240 = 0


x=15


x₂=-16



При этих значениях х знаменатели дробей не равны 0.

Так как скорость велосипедиста положительна, то условию задачи удовлетворяет один корень: х=15.


III. Этап решения задачи. Ищем ответ на вопрос задачи.


До станции велосипедист ехал со скоростью 15 км в час.


Ученики активно участвуют в решении уравнения, диктуют учителю


Каждую строчку диктуют разные учащиеся.







Ученики самостоятельно без комментариев находят корни квадратного уравнения







Ученики ещё раз перечитывают задачу


Первичная проверка усвоения знаний.(min)

(Работа в группах)



















  1. С помощью проектора или раскрывается доска (обратная сторона) или с помощью карточек организовывается самостоятельная работа учащихся.

На доске записаны варианты заданий учебника.

Задание одно на двоих (на парту). Учитывая подготовку учащихся, раздаются номера вариантов. Учащиеся должны справиться с заданием.

10 вариантов.

  1. 27.1

  2. 27.2

  3. 27.3

  4. 27.5

  5. 27.6

  6. 27.8

  7. 27.9

  8. 27.10

  9. 27.11

10)27.12


2) Во время выполнения задания учитель передвигается по классу, консультируя учеников, отвечая на все их вопросы








3) Учитель: Закончили работу




Ученики работают парами.

Работа выполняется на листочках, номер варианта записан на листочке.

Задаются вопросы учителю.







Ученики активно решают, т.к. такой способ решения практически гарантирует положительную оценку

Сделав работу, сдают листочки, при этом черновики остаются у них.


Ученики откладывают листочки в сторону.



Информация по д/р.








Каждая пара учащихся на дом берет задание предыдущего и следующего варианта, т.е. (IX – VIII и X , II – I и III, а I – X и II) и пример № 3 стр.159 из учебника.


Один из учащихся собирает листочки с самостоятельной работой.

В это время записывается д/р. в тетради.



Первичная коррекция знаний








К доске вызываются ученики для объяснения задачи из с/р. Учитель в ходе с/р обращает свое внимание на ошибки сделанные учениками в ходе выполнения работы. И вызывает учеников к доске для первичной коррекции знаний, и одновременно идет разбор д/з.

Учитель может вызвать учеников у которых номера вариантов заданий были четными (нечетными). Тогда д/р будет небольшой по объему.

Поскольку некоторые задания у них будут в д/р., внимание сохраняется до конца урока.



Учащиеся решают задачи у доски. 3 или 4 человека. Остальные учащиеся внимательно следят за решениями задач. Записывают, обсуждают решения.



Подведение итогов урока и рефлексия


На сегодняшнем уроке мы с вами научились реальные жизненные ситуации записывать на математическом языке и с помощью рациональных уравнений решать их.

Также мы подготовились к ОГЭ.

Как вы думаете, сможете ли вы решать такие задачи?




Комментарий

Перед уроком учащихся нужно рассадить, так чтобы за одной партой сидели равные по своим способностям учащиеся. Исключение составляют «слабые» учащиеся, их нужно посадить с теми, кто не много «сильнее». В этих парах нужно проследить, чтобы более «слабый» вел записи, а не смотрел, как работает товарищ.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Сердюкова Татьяна Владимировна

Дата: 17.08.2015

Номер свидетельства: 225721


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства