Интегрированный урок по предметам «Математика» и «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» для учащихся второго курса колледжа по профессии «кондитер».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Межпредметные связи: Производственное обучение, Оборудование предприятий питания, Товароведение пищевых продуктов, Санитария и гигиена на предприятиях питания,
Преподаватель математики: Сегодня у нас пройдет интегрированный урок математики и технологии приготовления мучных кондитерских изделий. Настоящий урок будет посвящен обобщению и систематизации материала по разделу «Тела вращения» и «Классификации пирожных». Задача урока еще раз подчеркнуть важность сведений о телах вращения для практики, рассмотреть историю некоторых вопросов, показать связь данного раздела с другими направлениями математики и теоретическими предметами.
Все учащиеся в процессе урока набирают баллы, отмечаемые в оценочном листе (слайд 2, приложение 4). В конце урока по количеству набранных баллов выставляется оценка за работу на уроке. Кроме того эксперты – учащиеся 3-го курса будут производить подсчет количества ответов по каждому разделу урока. По количеству набранных баллов, мы узнаем, какие темы наших предметов будут требовать дополнительного рассмотрения.
Форма и некоторые свойства этих тел (цилиндра, конуса и шара) известны вам из жизненной практики и производственной деятельности. Тела вращения (слайд 3), так же, как и многогранники, которые были изучены ранее, относятся к простым телам. Однако, большинство окружающих нас тел обычно имеет сложную форму. Но, как правило, любое тело можно разбить на части, имеющие более простую форму.
Учащимся демонстрируется рисунок, на котором изображен древнегреческий храм- акрополь.
В его структуре ясно виднеются цилиндрические колонны, основной корпус в виде коробки – параллелепипеда, увенчанного треугольным фронтоном (слайд 4).
Уч-ся. Афинский акрополь – высокий холм, где в V веке до н. э. создавался ансамбль зданий (Пропилеи, храм Ники, Парфенон, Эрехтейон, храм Асклепия и др.), гордость самих афинян и соседних народов. Афинский Акрополь – одно из величайших достижений античности, символ величайшего расцвета греческой архитектуры.
Хрупкий абрис колонн попирает хаос
мирозданья
Светлое солнце и ум волю диктует свою.
Мастера имя забыто, бог давно
ниспровергнут,
Но с вековечной волною оба и ныне живут.
О, тишина без конца!..
Так вот, и ты, Парфенон, каждым
камнем, расщелиной каждой
Прах смываешь с души, горнее сердцу
даришь…
В образе храма земля соединялась с небом. Верхняя часть храма – фронтон – символизировала небесный мир богов. Главное помещение храма, содержащие статую божества – Наос – символизировало мир земной (слайд 4).
Назначение греческого храма – быть жилищем божества. Храмы Древней Греции несли в себе одно и то же эстетическое начало – ощущение спокойствия и уравновешенности, благородства и одухотворенности.
Как из тел простой формы: параллелепипедов, призм, пирамид, шаров, цилиндров создать прекрасное здание – это секрет искусства, архитектуры. Однако основа этого секрета кроется в геометрии, в изучении и использовании различных геометрических свойств многогранников и тел вращения: конусов, цилиндров, шаров.
Преподаватель математики: А теперь от эпохи Античности мы перенесемся в наши дни, чтобы еще раз поговорить о тех геометрических телах, которые могут придать величественность и торжественность архитектурным сооружениям.
В Казахстане проходили 7 зимние Азиатские игры. Перед вами на слайде прекрасные архитектурные сооружения Астаны и Эль-Кувейта, где расположена штаб квартира олимпийского совета Азии и откуда был привезен факел Азиады. В этих сооружениях мы снова видим тела вращения (слайд 5).
Преподаватель технологии: Мы увидели замечательные сооружения архитектуры мирового значения. Разнообразие стилей и степеней сложности во время «строительства» этих зданий (слайд 6), говорит о высокохудожественном вкусе строителя, его внимательности и аккуратности.Такие здания – торты очень сложно создать, но даже во время строительства этих зданий учитывают определенные соотношения в размере, высоте и форме.
После вступительного слова преподавателя, с учащимися проводится фронтальная беседа, в ходе которой используются структурная схема «Тела вращения» (слайд 7- 13), и модели тел вращения.
Учащимся предлагается следующиевопросы для обсуждения (слайд 7):
1. Какие геометрические фигуры называют телами вращения?
Цилиндр,конус и шар.
2. Почему они получили такое название?
Общее название этих тел связано с тем, что их образование можно связать с вращением некоторой плоской фигуры вокруг ее стороны как оси. Так цилиндр можно получить при вращении прямоугольника вокруг стороны; конус – при вращении прямоугольного треугольника вокруг катета; шар – при вращении полукруга вокруг диаметра.
3. Среди имеющихся моделей отберите модели тел вращения.
Среди предлагаемых учащимся моделей, представлены не только тела вращения, но и многогранники – призмы, параллелепипеды, пирамиды.
4. Дайте определения тел вращения – цилиндра, конуса и шара (слайд 8).
Цилиндром называется тело, которое состоит из двух кругов, совмещаемых параллельным переносом, и всех отрезков, соединяющих соответствующие точки этих кругов.
Конусом – называется тело, которое состоит из круга – основания конуса, точки, не лежащей в плоскости этого круга, - вершины конуса и всех отрезков, соединяющих вершину конуса с точкой основания (слайд 9).
Шар – множество точек пространства, удаленных от точки «О» на расстояние, меньшее или равное радиусу R (слайд 10).
Учащиеся демонстрируют полученные тела вращения на схеме.
5. Используя структурную схему, покажите их вспомогательные элементы.
Учащиеся демонстрируют эти элементы на рисунках тел вращения (схема).
Вспомогательными понятиями при изучении цилиндра являются следующие: образующие, основания, боковая поверхность, прямая цилиндра, радиус, высота и ось цилиндра, осевое сечение.
При изучении конуса вспомогательными являются следующие понятия: вершина, основание, образующие, боковая поверхность, прямой конус, высота и ось конуса, осевое сечение.
Вспомогательными понятиями при изучении шара являются: центр и радиус шара, сфера, диаметр, диаметрально противоположные точки шара, диаметральная плоскость, большой круг, большая окружность, касательная плоскость слайд 11).
6. Что представляют собой осевые сечения тел вращения?
Осевым сечением прямого цилиндра является прямоугольник или квадрат; прямого конуса – равнобедренный или равносторонний треугольник; шара – большой круг (слайд 12).
7. Чем отличается понятие «высота» и «ось» применительно к прямому цилиндру и конусу?
Ось цилиндра или конуса – это прямая, содержащая высоту. Высота цилиндра или конуса – это отрезок, содержащийся в оси. Ось больше чем высота (слайд13).
8. Чем отличаются понятия «шар» и «сфера»? (слайд13).
Сфера – это граница шара. Шар – это внутренняя часть пространства вместе со сферой.
Уч-ся 2.Начальные сведения о свойствах тел вращения (слайд14) относятся ко времени зарождения геометрии как будущей математической науки. Еще за тысячи лет до наших времен земледельцы пытались хотя бы приблизительно узнать о собранном урожае, вычисляя размеры куч зерна и тех емкостей, где зерно сохраняли.
В связи с развитием мореплавания были нужны астрономические наблюдения, что заставляло человека изучать свойства шара и его частей.
Длительное время зависимости между геометрическими величинами, с помощью которых производились различные вычисления, употреблялись как некоторые практические правила, без должного обоснования.
Но, уже в VII веке до нашей эры в Греции начали накапливаться знания в области стереометрии (стереометрия – это раздел геометрии, в котором изучается пространственные фигуры), вырабатывались приемы математических рассуждений. Начали формироваться общие представления о пространственных фигурах и способах доказательства их свойств.
Важная роль в изложении сведений по стереометрии в определенной логической последовательности принадлежит греческому математику Евклиду (III в. до н.э.), автору известного научного сочинения «Начала» состоящему из 13 книг (слайд 15)
В XII книге «Начал» исследуются многогранники (призма и пирамида), а также круглые тела (цилиндр, конус, шар).
Другой знаменитый древнегреческий математик Архимед в своем труде «О шаре и цилиндре» выводит формулы для определения поверхностей и объемов этих тел.
Труды Евклида и Архимеда после их перевода на арабский язык, а с арабского на латинский, проникают в Европу и создают основу для составления учебников для средних школ.
Преподаватель математики: А теперь вы будете выполнять тестовое задание.
Далее учащиеся выполняют письменную работу (приложение 1)
Ответы (слайд16):
1вариант: 1. В; 2. Б; 3. Б; 4. Г; 5. Б. 6. В; 7. Г.
Преподаватель математики: Цилиндрическая, коническая и шарообразная форма широко распространена в окружающем нас мире. Тела вращения более общего вида, как известно, получаются при вращении плоской фигуры вокруг не пересекающей ее оси.
Издавна человек изготовлял с помощью гончарного круга домашнюю утварь (слайд17),в форме тел вращения. Аналогичный принцип применяется теперь при обработке металлов на различных станках, вращающих заготовку.
Наблюдая некоторые природные явления (водовороты, смерчи и т.п.) (слайд18), можно увидеть появление тел вращения и поверхностей вращения.
Учащимся демонстрируются изображения различных предметов, изделий, имеющие форму тел вращения и встречающиеся в окружающей их обстановке.
Так, цилиндрическую форму имеют, например, консервные банки, насос, подающий воду в паровой котел, свинцовая труба, сосновое бревно, медная проволока, дымовая труба, стог сена с коническим верхом, поршень, карандаш, мужская шляпа, а также предметы домашнего обихода – стакан, кастрюля (слайд19).
В форме конуса делают колпаки и кульки, различные втулки и емкости, коническую форму принимает насыпанная куча песка и воронка от взрыва. Прожектор освещает часть пространства в форме конуса, крыша силосной башни, ведро в форме усеченного конуса, верхушка побега и корни растений, конусообразная палатка. Шарообразную форму имеют футбольный и баскетбольный мячи, теннисный мячик, елочные украшения (слайд21-25).
Далее демонстрируется анимционный фильм «Новый взгляд на стереометрию» (слайд26).
Преподаватель технологии: Мы только что увидели по анимационному фильму, как из большого количества различных точек может возникнуть сфера, глобус, шар, и так же из различного количества сырья может возникнуть комок теста, которому легче всего придать форму шара. Так и получился у бабки «Колобок». Но на тот момент его приготовления она не знала, что использует определенные знания в математике.
Сегодня мы проведем классификацию пирожных по нескольким уже известным показателям – по виду основы (используемому мучному полуфабрикату) и по используемым отделочным полуфабрикатам (слайд 27).
Но этого не совсем достаточно для того чтобы иметь представление о внешнем виде кондитерских изделий – каждое должно иметь свою форму, определенный набор сырья, технологию приготовления и соответствовать требованиям к качеству. Поэтому, дополнительно мы можем классифицировать их по форме и размеру. О том, какие могут быть пирожные по размеру, мы уже говорили.
Вспомним, какой формы могут быть приготовлены различные пирожные?
( круглые, в виде шара, конуса, прямоугольника, овальные и др.)
Сейчас посмотрим на слайд и увидим, что пирожные в виде конуса, шара и или цилиндра могут быть. Именно об этих трех геометрических формах мы и будем вести речь.
На следующем слайде (слайд 28) мы можем увидеть, как классифицируются пирожные по используемому выпеченному полуфабрикату. Кроме пирожных, увиденных на экране, мы можем увидеть различные пирожные на нашей выставке, смотрите, какие разные формы они имеют. Все эти пирожные вы приготовили на уроке производственного обучения, используя для их приготовления не только форму, описанную в технологии приготовления, но элементы отделки и различные отделочные материалы. Обратите внимание на конусы ножек грибов и из чего мы смогли их сделать
(ножка грибов на поверхности пирожных в виде отсажена конуса и корнетик
свернутый в виде конуса из пергаментной бумаги для нанесения мелкого рисунка на их
поверхности)
Классифицируются пирожные и по отделочным полуфабрикатам (слайд 29). Это кремы, марципан, мастика, драже (находится на нашей выставке и имеет форму шара), различные ягоды свежие и консервированные, желе и т.д. Разнообразие отделочных полуфабрикатов мы видим и наших пирожных, находящихся на выставке. И здесь мы можем увидеть различные посыпки и драже, имеющие форму – шариков, цилиндров и т.д.
Из предмета «Санитария и гигиена на предприятиях питания» мы знаем, что все ягоды должны быть покрыты желе или глазурью, чтобы гнилостные микроорганизмы не ухудшили их внешний вид и срок хранения кондитерских изделий. Из предмета «Товароведение пищевых продуктов» вам известно, все сырье, используемое для приготовления изделий должно быть обязательно качественным, этому мы должны уделять особое значение.
И все - таки, где же мы можем встретить эти тела вращения, о которых говорили в начале урока?
Посмотрим на слайд 30, видим яйцо, форма желтка – шарообразная, замесили песочное тесто и подкатали его в шар, взяли кондитерский мешок с конусообразным наконечником и отсаживаем заготовки из бисквитного или заварного теста в виде цилиндров, приготовили пресное тесто и собрали его с медовым сиропом в виде конуса – чак-чак и т.д.
Чтобы получить интересную поверхность с оригинальной отделкой «под мрамор», нам необходимо подготовить несколько жгутов из мастики различного цвета, собрать их в один большой жгут – цилиндр, и раскатать полученную массу, оригинальная отделка готова (слайд 31).
Кажется, что наша встреча с телами вращения закончена, но мы только что приготовили мастичный пласт, который раскатывали скалкой.
Какую геометрическую форму имеет скалка?
На следующем слайде мы видим нам хорошо знакомые инвентарь и различные формы, которые тоже выполнены в знакомых формах – цилиндр - скалки и формы для выпечки различного диаметра и высоты (слайд 32).
На выставке мы видели пирожные и различные способы их отделки и уже упоминали о металлических наконечниках и корнетике, из пергаментной бумаги. Для того чтобы его сделать, необходимо свернуть в кулек кусок пергаментной бумаги – снова используем математической тело вращение – конус. Для использования его в дальнейшей работе осталось сделать необходимый срез на конце корнетика и использовать его в работе (слайд 33).
Наша работа с телами вращения на этом не закончилась. Мы их встречаем даже там, где казалось бы, что их не может быть (слайд 34).
Для приготовления пирожных нам нужно оборудование, какое?
Отдельные составные части этого оборудования или их рабочие органы, состоят из тел вращения.
Какие тела вращения могут располагаться в оборудовании части?
( конусообразное отверстие для выхода просеянной муки, котел взбивальной машины – выполнен в виде цилиндра, рабочий орган тестораскаточной машины два цилиндра)
Далее учащимся предлагается ответить на вопросы к слайдам, на которых изображены различные по форме кондитерские изделия (к слайдам 35 -38) приложение 2.
Преподаватель технологии: В начале урока вам объяснили о том, как будут оцениваться ваши ответы, поэтому, зная ответ на вопрос, поднимайте руки для того, чтобы ваш ответ фиксировали эксперты, а вы сами не забывайте в карточках контроля ставить себе баллы.
Теперь проверим свои знания, и закрепим полученную информацию. На столах у вас лежит тест «Вписать слова» (приложение 3), вы должны правильно завершить предложения, проверить написанное и сдать свои тесты нашим экспертам (они проверят вашу работу и поставят определенное количество набранных вами баллов). Затем мы проверим у доски правильность ваших ответов (слайд 39).
Преподаватель математики: Давайте рассмотрим задачи, имеющие профессиональную направленность.
Задача №1
Сколько квадратных метров листа металла потребуется для изготовления цилиндрической формы, предназначенной для выпечки тортов, если диаметр формы равен 2,4 дм, а высота – 0,2дм.
Вафельный рожок морожнного имеет форму конуса. Образующая конуса равна 18 см и наклонена к плоскости основания под углом 300. Найдите высоту рожка.
S Дано: конус,
ℓ = SA = 18 см,
SAO = α = 300.
Найти: SO.
Решение:
Из прямоугольного треугольника SAO
В (см)
А Ответ: SO = 9 см.
Преподаватель технологии: Наш урок подходит к концу, мы должны завершить его(слайд 42)
Зная свойства тел вращения, и учитывая их, мы можем приготовить кондитерские изделия или произвести отделку, таким образом, чтобы внешний вид, форма, высота, масса, угол наклона выпеченного и отделочного полуфабриката соответствовали между собой и требованиям к качеству.
Запишите «Домашнее задание» (слайд 43):
1.Придумать и решить задачу о телах вращения, имеющую профессиональную направленность
2. Составить перечень бисквитных пирожных имеющих форму тел вращения
--------------------------
Литература
В.Гусев, Ж.Кайдасов, А.Кагазбаев «Геометрия» учебник для 11 кл. обществ.-гуманит. Напр. Общеобразовательных школ – Алматы изд-во «Мектеп».2007 г.
Е.С.Дубинчук, З.И.Слепкань «Обучение геометрии в профтехучилищах. Вопросы методики». Метод пособие для преподавателей ПТУ-
Москва «Высшая школа» 1989 г.
А.Н. Земляков «Геометрия в 10 классе» Пособие для учителя. Москва «просвещение» 1986 г.
П.Бунин «Акрополь» «Семья и школа» Журнал №8 1988 – Москва «Педагогика»