Формирование умений и навыков (развивающее дифференцированное обучение).
Формирование умений исследовательской деятельности, умений анализировать, делать выводы.
Результаты обучения: (Общий уровень)I уровень: учащиеся должны знать и понимать определение алгоритма, уметь по алгоритму строить таблицу в две строки в текстовом редакторе Word, проводить простейшие исследования пропорциональной зависимости величин.
(Продвинутый уровень) II уровень: учащиеся должны владеть I уровнем; уметь по алгоритму строить таблицу более чем в две строки в текстовом редакторе Word, проводить исследование зависимости суммы величин от их данного произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Формирование умений и навыков (развивающее дифференцированное обучение).
Формирование умений исследовательской деятельности, умений анализировать, делать выводы.
Результаты обучения: (Общий уровень)I уровень: учащиеся должны знать и понимать определение алгоритма, уметь по алгоритму строить таблицу в две строки в текстовом редакторе Word, проводить простейшие исследования пропорциональной зависимости величин.
(Продвинутый уровень) II уровень: учащиеся должны владеть I уровнем; уметь по алгоритму строить таблицу более чем в две строки в текстовом редакторе Word, проводить исследование зависимости суммы величин от их данного произведения.
Ход урока
I. Готовность класса к уроку.
Формулировка темы и целей урока учащимися.
Сегодня у нас урок, выражаясь языком рекламы, «2 в 1». В одном уроке - математика и информатика.
На уроках математики мы изучаем блок уроков по какой теме?
Пропорциональная зависимость
И сегодня мы продолжим работу по этой теме, будем заниматься исследовательской деятельностью.
По результатам предыдущих уроков мы вышли на I и II уровни.
А тему урока информатики мы сейчас попытаемся сформулировать, разгадав кроссворд. (Кроссворд на экране)
Вопросы к кроссворду:
1) Если маме мы мешаем,
То колонки выключаем,
Раз! – И вновь мы их надели,
Помогли они на деле! НАУШНИКИ
2) По клавишам прыг да скок –
Береги ноготок!
Раз-два и готово –
Отстукали слово! КЛАВИАТУРА
3) Человек программы пишет.
Он не видит и не слышит
В это время ничего!
Назовите вы его! ПРОГРАММИСТ
4) А теперь, друзья, загадка!
Что такое: рукоятка,
Кнопок ряд, курок и хвостик?
Ну, конечно, это …ДЖОЙСТИК!
5) Даже в воздухе она – просто радиоволна!
Даже спутник на орбите прикреплен к незримой нити!
Свяжет всех – проблемы нет! –
В этом мире …ИНТЕРНЕТ!
6) Вот картина в черной раме,
Только посмотрите сами! –
Ожила картина вдруг!
Удивились все вокруг! МОНИТОР
7) Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу втащит,
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке –
Напечатает в момент!
Очень нужный инструмент! ПРИНТЕР
8) В зоопарке есть зайчишка.
У компьютера есть …МЫШКА!
Итак, кроссворд разгадан. Какое же слово получилось? Таким образом, тема по информатике сегодня – «Алгоритм».
II. Актуализация знаний, формирование положительной мотивации.
Предлагается множество многоугольников:
2
1
3
1) Разбейте множество многоугольников на два класса по определенным признакам:
I класс II класс
2) Дайте название каждого класса.
3) Назовите признаки каждого класса.
4) Является ли квадрат прямоугольником?
5) Является ли прямоугольник квадратом?
6) По какой формуле вычисляется площадь прямоугольника?
7) При каком условии формула площади прямоугольника будет представлять прямую пропорциональность, обратную пропорциональность?
8) Запишите формулу зависимости одной стороны прямоугольника от другой при S=144.
III. Изучение новой темы. Формирование умений и навыков.
1. Изучение понятия «алгоритм».
Вы сейчас отвечали на вопросы по определенному плану. А что представляет собой этот план? (Выдвигаются различные версии)
Попытайтесь дать определение алгоритму. (Выдвигаются разные версии)
А теперь давайте прочтем четкое, конкретное определение.
Алгоритм – некоторая последовательность действий, которая приводит к поставленной цели или к результату решения задачи.
Может кто-то может повторить его?
Кто-нибудь из вас знает, откуда появилось понятие «алгоритм»? Прослушайте небольшой рассказ в стихах и смотрите на доску.
Жил когда-то Аль-Хорезми,
Был арабским мудрецом, учитель
Он считал — всего полезней
Чисел всяких быть жрецом.
До него считали люди,
Но не так, как мы с тобой, ученик
Результат таким же будет,
Только вот подход другой.
По-латыни "Аль-Хорезми"
Зазвучит совсем не в рифму, учитель
Это знать весьма полезно,
По-латыни — "Аль-Хорифми".
В честь ученого назвали
Правил новых стиль и ритм, учитель
Вот тогда и записали:
Аль-Хорифми — алгоритм.
Алгоритм есть план, иль метод,
Выполнишь — достигнешь цели, ученик
Следуя его советам,
Будешь в знаний цитадели.
О.В..: И сегодня мы попробуем построить таблицу в текстовом редакторе Word по заданному алгоритму.
2. Уровневая деятельность.
а)I уровень под руководством учителя информатики.
Каждый ученик из группы I уровня получает по две карточки: на одной дан подробный алгоритм построения таблицы, на второй – алгоритм проведения исследования.
а
1
2
3
4
6
8
12
18
24
36
48
72
144
в
б)II уровень под руководством учителя математики.
Каждый ученик из группы II уровня получает карточку с алгоритмом исследования.
Предлагается провести исследование периметра прямоугольника данной площади по алгоритму:
1) Задайте формулой зависимость в от а при S = 144.
2) Определите тип зависимости.
3) Вычислите значения в, соответствующие значениям а.
4) Вычислите соответствующие значения периметра прямоугольника.
5) Как изменяется величина в при увеличении величины а?
6) Как при этом изменяется величина Р? Что вы заметили?
7) При каких значениях а и в периметр принимает наименьшее значение?
8) Сформулируйте гипотезу: «Прямоугольник данной площади имеет наименьший периметр при………..».
( равенстве длин его сторон (прямоугольник – квадрат)).
9) При каких значениях а и в периметр прямоугольника будет наименьшим, если S = 49см2; 81см2; 100см2?
в)II уровень под руководством учителя информатики.
Каждый ученик II уровня получает карточку с алгоритмом создания таблицы.
а
1
2
3
4
6
8
12
18
24
36
48
72
144
в
144
72
48
36
24
18
12
8
6
4
3
2
1
P
290
148
102
80
60
52
48
52
60
80
102
148
290
г)I уровень под руководством учителя математики.
Исследование зависимости одной стороны прямоугольника от другой по алгоритму.
1) Задайте формулой зависимость в от а при S = 144.
2) Определите тип зависимости.
3) Вычислите соответствующие значения в.
4) Как изменяется величина в при увеличении величины а?
5) Дайте характеристику прямоугольника при а=12 и в=12.
6) Как изменяется вид прямоугольника при указанных в таблице изменениях а и в ? Сделайте рисунок.
(Показать на экране разные прямоугольники)
д) Итоги работы II уровня.
IV. Итоги урока.
Итак, мы сегодня выяснили, что при постоянной площади прямоугольник при изменении сторон становится квадратом при каком условии? А при каком условии его периметр наименьший?
Вы сегодня строили таблицы и на бумаге, и с использованием компьютера. Скажите, какой способ создания таблицы показался вам более простым или более быстрым?
Оцените свою деятельность на уроке точкой координатного угла.
информатика
5
5 математика
Заслушать анализ самооценки некоторых учащихся.
V. Домашние задание.
Проверьте выдвинутую гипотезу для формулы ав=100, составьте алгоритм исследования.