Интегрированный урок по алгебре и геометрии в 8 классе "Прямоугольная система координат на плоскости. Квадратичная функция."
Интегрированный урок по алгебре и геометрии в 8 классе "Прямоугольная система координат на плоскости. Квадратичная функция."
Новое образование- это постоянный поиск методов и приемов, созвучных времени. Ученику должно быть интересно на уроке, а интерес- это синоним мотивации.
Урок "Прямоугольная система координат на плоскости. Квадратичная функция." способствует формированию мотивации через включение элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся. Урок разработан для учащихся восьмых классов. Интегрированный урок позволяет увидеть неразрывную связь двух дисциплин - алгебры и геометрии, ученики приобретают новый опыт, позволяющий увидеть целостную картину применения получаемых знаний в различных жизненных ситуациях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по алгебре и геометрии в 8 классе "Прямоугольная система координат на плоскости. Квадратичная функция." »
Направление: естественно-математическое
Предмет: алгебра, геометрия
Тема урока: «Прямоугольная система координат на плоскости. Квадратичная функция».
Тип урока: урок систематизации и обобщения нового материала.
Характеристика класса:
Цель урока: повторение, систематизация и применение знаний по теме «Прямоугольная система координат на плоскости. Квадратичная функция».
Поставленная дидактическая цель урока, реализуется через решение следующих задач:
Обучающие: обеспечить обобщение и систематизацию знаний по теме: « Прямоугольная система координат. Квадратичная функция».
Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления, умения сравнивать,анализировать, обобщать, систематизировать, делать выводы.
Воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся заинтересованности в изучении математики, собранности, настойчивости в достижении цели, умению работать в группе.
- практические (работа с карточками, работа с системой координат, работа в рабочих тетрадях).
по виду учебной деятельности:
- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Форма организации урока: интегрированный урок алгебры и геометрии
Данная форма способствует заинтересованности, положительной эмоциональной настроенности, что в свою очередь активизирует деятельность участвующих, развивает познавательные способности.
Форма организации учащихся: работа в группах
Оборудование: компьютер, проекционная аппаратура, экран, оценочные листы для модератора группы, для самооценки, карточки-задания для групп, проверочная работа по вариантам.
Предполагаемый результат: понимать сущность и социальную значимость изученной темы, проявлять к ней устойчивый интерес; развитие коммуникативных способностей.
Структура урока:
Ход урока.
Организационный этап.
Учитель:Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы работаем в группах. Давайте вспомним правило работы в группах и критерии оценивания группы, спикера от группы, самооценивания (приложение № 1). В каждой группе необходимо выбрать модератора, который будет оценивать работу каждого члена группы (приложение № 4).
Мы сегодня работаем под девизом «Вместе мы сумеем все».
Этап подготовки к активной деятельности на основном этапе урока.
Учитель:Сегодня у нас необычный урок – интегрированный. Как вы думаете, что это значит?
На каком предмете мы изучали тему« Прямоугольная система координат.»…. , а тему «Квадратичная функция»?
Итак, как вы думаете, какова тема нашего урока? (« Прямоугольная система координат. Квадратичная функция»)
Учитель:Какие задания, связанные с этой темой мы уже выполняли и на каком предмете это мы уже делали?( находиликоординаты середины отрезка, расстояние между двумя точками, составляли уравнение прямой и окружности, строили квадратичную функцию, исследовали ее).
Учитель:Как вы думаете, в какой области науки и техники, в жизни наши знания можно применить? ( сообщения учащихся , приложение № 2)
Учитель:Предлагаю вам просмотреть презентацию о практическом применении параболы в жизни, науке, технике. ( демонстрационный материал).
Обобщение и систематизации изученного.
Учитель:Чтобы избежать ошибок, давайте повторим все формулы и алгоритмы, которые нам понадобятся во время урока. Каждая группа учащихся получает задание представить один из разделов изучаемых тем. (приложение № 3)
1 группа – нахождение середины отрезка и длины отрезка
2 группа – уравнение прямой, проходящей через две точки
3 группа – уравнение окружности
4 группа – квадратичная функция
Учитель: Спикер группы отвечает у доски, а все остальные группы должны внимательно слушать, при необходимости – задавать вопросы.(Учащиеся перечисляют вопросы, связанные с указанным разделом по изучаемой теме, что они должны знать и уметь.Правильность ответа сверить с соответствующим слайдом на презентации.)
Оценивает работу каждого члена группы модератор в оценочном листе.
Учитель:Мы уже знаем, что парабола строится в прямоугольной системе координат и играет огромную роль в жизни, в науке, технике. Представим, что мы все вместе являемся конструкторским бюро, которому поручили выполнить чертежи к обустройству нашего школьного двора. На школьном дворе должны появиться : фонтан, ограждение у фонтана, мостик к фонтану и освещение у фонтана.
Каждая группа отвечает за один из данных объектов, а соединив все части, получим весь проект по обустройству школьного двора.
(Каждая группа получает конверт с заданием и выполняет чертеж на заранее приготовленной системе координат.)приложение № 3
Учитель:А сейчас проверим, насколько хорошо вы усвоили тему. Вам нужно выполнить проверочную работу. ( Каждый ученик получает задание и выполняет его в тетради. Тетради сдаются учителю на проверку.)приложение № 5
Учитель: Каждый ученик должен завершить работу в оценочном листе.
( Учитель анализирует работу класса в целом, отдельных учеников, групп, отмечает положительные моменты в работе, указывает на недочеты.)
Информация о домашнем задании.
Учитель: домашнее задание: 1) составить задание на применение в жизни его семьи любого раздела изучаемой темы; 2) тест в учебнике по геометрии на стр.68.
Рефлексия.
Учитель: Предлагаю вам написать мне телеграмму из 6-7 слов по поводу урока, трудностей, к чему следует вернуться.
Учитель: Спасибо за урок!
Приложение № 1 .
Правило работы в группе.
Выслушивай, не перебивая
Придерживайся темы, задания
Четко соблюдать временные рамки
Любые идеи имеют ценность
Уважай различные мнения
Любые вопросы важны
Избегай прямых указаний и назидательности
Критические замечания не принимаются ни в какой форме
Каждый должен знать и понимать то, что сделано группой
Критерии самооценивания.
Понимаю изученный материал и знаю, где я могу применить новые знания
Могу выполнить задание по алгоритму
Могу исследовать задачу
Могу передать информацию, используя математические термины и обозначения
Могу оценить правильность и рациональность решения
Приложение № 2 .
Сообщения учащихся.
Природа в различных своих творениях, казалось бы, очень далеких друг от друга, может использовать одни и те же принципы. И человек в своих творениях: живописи, скульптуре, архитектуре… Основополагающими принципами красоты при этом являются пропорции и симметрия – то, что содержит парабола.
Парабола, проявляясь в самых различных объектах материального мира, несомненно, отражает наиболее общие, наиболее фундаментальные его свойства. Поэтому исследование формы параболы разнообразных природных объектов и сопоставление его результатов является удобным и надежным инструментом познания основных закономерностей существования материи.
Форму параболы принимает струя воды, бьющая из шланга, по параболе летит мяч или камень; выражаясь языком механики, парабола – это траектория движения материальной точки, брошенной в наклонном или горизонтальном направлении.
Картина движения Солнца по небесной сфере и описание зависимости момента захода Солнца от даты календаря имеет аналогию с понятием функции, когда каждому элементу х множества X ставится в соответствие ровно один элемент y множества У.
В сознании древнегреческих и современных архитекторов парабола стала олицетворением закономерности, целесообразности, красоты. Мы можем встретить ее в древних сооружениях, конструкциях современных зданий, мостов, памятников.
Парабола очень часто используется совместно с принципом "золотого сечения" и симметрии. Таким примером может служить картина Рафаэля "Обручение Марии".
Приложение № 3.
Задания для групп.
Группа№1
1 задание.Ответить на вопросы:
-уравнение квадратичной функции
-алгоритм построения квадратичной функции
-пояснить формулу у = ах2 + n, у = а(х-m)2; у = а(х-m)2+n
- расположение квадратичной функции в зависимости от коэффициента а и дискриминанта
2 задание.
Начертить «Фонтан»
А) построить х2 + у2 = 49
В) построить у = -3х2 + 10
С) построить у = -х2 + 6х – 5
Д) построить у = -(х + 3)2 + 4
Е) построить х2 + у2 = 4
Группа№2
1 задание. Ответить на вопросы:
- уравнение прямой, проходящей через две точки
- уравнение прямой, параллельной оси Ох, оси Оу
- как построить прямую, зная её уравнение
- как определить принадлежит ли точка прямой
задание. Начертить «Ограждение»
А) построить х = 3, х = 9, х = - 3, х = - 9
В) построить у = х2 + 1
С) построить у = х2 – 1,5х + 5,5
Д) построить у = (х + 6)2 + 1
Группа№3
1 задание. Ответить на вопросы:
- уравнение окружности
- уравнение окружности, с центром в начале координат
- как построить окружность, зная её уравнение
- как определить принадлежит ли точка окружности
задание. Начертить «Мост»
А) построить у = 2;
В) построить у = - х2 + 5
С) построить у = - х2 + 2х – 5
Д) построить у = - (х + 10)2 + 5
Е) Вычислить длину моста АВ, если А(16; 2) и В( -16; 2)
Группа№4
1 задание. Ответить на вопросы:
- из чего состоит прямоугольная система координат
- как называется ось Ох, Оу
- как нумеруются четверти в координатной плоскости
- как определить координаты середины отрезка
- как найти расстояние между двумя точками
задание. Начертить «Прожектор»
А) построить х2 + у2 = 16
В) построить х = 8; х = - 8.
С) построить (х + 8)2 + (у – 6)2 = 1; (х - 8)2 + (у – 6)2 = 1
Д) составить уравнение прямых, проходящих через точки: 1) А(-8; 6) и В(0; 1); 2) С(8; 6) и В(0; 1 ) и построить их.
Приложение № 4.
Оценочный лист для модератора группы.
Фамилия, имя
Участие в диалоге с учителем
(никогда, иногда, часто)
Участие в обсуждении теоретического материала по одному из разделов темы
(никогда, иногда, часто)
Выполнение своей части работы в группе
(не справился, справился с чьей-то помощью, справился )
1
2…..
Оценочный лист для самооценки.
Фамилия, имя
Участие в диалоге с учителем
Участие в обсуждении теоретического материала по одному из разделов темы
Выполнение своей части работы в группе
Итого
Оценить себя по 5-ти бальной системе
Текст телеграммы __________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение № 5.
Проверочная работа.
Вариант 1
Составьте уравнение окружности
Лежит ли точка А (2; –1) на окружности, заданной уравнением (х – 2)2 + (у – 3)2 = 25?
Напишите уравнение прямой, проходящей через две точки М (–2; –1) и N (3; 1).
Найдите координаты середины отрезка PQ, если P (5; –3); Q (3; –7).
Найдите расстояние между точками А (–1; 3) и В (2; –1).
Вариант 2
Составьте уравнение окружности
Лежит ли точка А (2; –1) на окружности, заданной уравнением (х + 2)2 + (у – 5)2 = 25?
Напишите уравнение прямой, проходящей через две точки М (–3; –4) и N (3; 1).
Найдите координаты середины отрезка PQ, если P (2; –3); Q (4; –7).
Найдите расстояние между точками А (–2; 5) и В (2; –1).
Вариант 3
Составьте уравнение окружности
Лежит ли точка А (2; –1) на окружности, заданной уравнением (х +1)2 + (у +3)2 = 25?
Напишите уравнение прямой, проходящей через две точки М (–1; –1) и N (7; 1).
Найдите координаты середины отрезка PQ, если P (3; –3); Q (9; –7).
Найдите расстояние между точками А (–1; 3) и В (4; –8).
Вариант 4
Составить уравнение окружности
Лежит ли точка А (2; –1) на окружности, заданной уравнением (х – 1)2 + (у – 3)2 = 25?
Напишите уравнение прямой, проходящей через две точки М (–3; –4) и N (5; 2).
Найдите координаты середины отрезка PQ, если P (3; –3); Q (5; –7).
Найдите расстояние между точками А (–3; 4) и В (3; –1).
Вариант 5
Составить уравнение окружности
Лежит ли точка А (2; –1) на окружности, заданной уравнением (х – 5)2 + (у – 3)2 = 25?
Напишите уравнение прямой, проходящей через две точки М (2; 1) и N (-3; -1).
Найдите координаты середины отрезка PQ, если P (-5; 4); Q (-3;9).
Найдите расстояние между точками А (1;- 3) и В (-2; 8).