МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №54»
Разработка
интегрированного урока математика + история в 5 классе
по теме:
«Искусство Древнего Египта
в натуральных числах»
Выполнила
учитель математики
Г.И.Чаплыгина
Курск – 2014 г.
Цели урока:
1)формировать представление о межпредметных связях;
2) развивать логическое и аналитическое мышление учащихся;
3) воспитывать интерес к истории и математике;
4) способствовать приобретению социального опыта работы в группах;
5) воспитывать познавательную активность посредством эмоциональной мотивации.
Оборудование:
Компьютер, проектор;
Презентация к уроку;
Рабочие тетради обучающихся, ручки, карандаши;
Таблица №1 (с кодировкой ответов);
Карточки с тестом;
6) Модели пирамид из бумаги.
Формы работы:
1) фронтальная;
2) работа в парах;
3) групповая;
4) индивидуальная.
ХОД УРОКА.
1.Организационный этап.
- Здравствуйте, дети! Здравствуйте, многоуважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок (слайд 1). Однажды Паскаль сказал: «Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным». А поэтому серьезный предмет математика и не менее серьезный предмет история приглашают вас отправиться в путешествие.
Во время путешествия мы будем делать остановки на станциях «истории». Путешественники могут продолжать путь только, если верно выполнят задания. За каждое правильно выполненное задание команда получает балл.
2.Устный счет
Для любого путешествия нужна карта. Предлагаю ее открыть (слайд 2, по цепочке 1 человек с каждого ряда).
Молодцы! Карта открыта. Значит, по какой стране будем путешествовать?
А тема путешествия (слайд 3): Искусство Древнего Египта в натуральных числах. Во время путешествия мы познакомимся с искусством Древнего Египта, а также обобщим знания о действиях с натуральными числами.
Начинаем путешествие. Смотрим мультфильм « Уроки Тетушки Совы -
- Чудеса Света – Пирамиды Египта».
3. Изучение нового материала
1)Мы прибыли на станцию «Пирамиды» (слайд 4).
Ярким образцом искусства Древнего Египта дошедших до нашего времени являются пирамиды. Самая первая пирамида – пирамида Джосера (2880 г. до н. э.), а самая высокая пирамида – пирамида Хеопса (слайд 5).
Семь самых знаменитых сооружений в старину называли чудесами света, и первое из них – египетские пирамиды. На строительстве пирамид постоянно трудилось множество каменотесов и других ремесленников. Но особенно много людей требовалось для того, чтобы тащить тяжелые камни. Древнегреческий историк Геродот рассказывал, что 100 тыс. чел. выполняли эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Для сооружения пирами требовались годы, а иногда и десятилетия. (слайд 6)
2)3000 лет до нашей эры была построена пирамида Хеопса …
1.Сколько лет прошло с тех пор до нашего времени? (5014 лет)
2.Сколько поколений смениться с тех пор, если считать, что средний уровень жизни равен 60 лет? (83 поколения)
Сегодня вам предстоит выяснить каковы ее истинные размеры.
3.Решив следующие уравнения, вы узнаете высоту пирамиды Хеопса
(раздаточный материал №1):
По одному человеку от каждого ряда у доски, остальные в тетрадях.
1.4у = 626-26 у=150
2.11х = 1600+50 х=150
3.5у = 981-231 у=150
Учитель:150 м – высота пирамиды, а длина основания – на 100 м длиннее.
4.Чему равна длина основания?
5. Какая фигура является основанием пирамиды?
6.Как найти площадь квадрата?
7. Как же найти площадь основания?
8.Вычислите площадь S основания самой большой пирамиды – пирамиды Хеопса.
(Решение: 250м × 250м = 62500м2=62500000000мм2)
9.По моделям, которые вы получили, найти площадь S основания пирамиды, выполнив необходимые измерения.
(Решение: 25мм ×25мм= 625 мм2)
10.А теперь давайте вычислим во сколько раз площадь основания пирамиды Хеопса больше площади основания нашей модели.
( в 100.000.000 раз)
11.Почему египетские пирамиды называют первым чудом старого света?
Предлагаю немного отдохнуть, прежде чем продолжить путешествие.
Математическая зарядка
Разминка, 3 мин.
1 упражнение: (стоя) правильный ответ – правая рука вверх, неправильный ответ – левая рука вверх
5 · 5 = 45
8 · 8 = 68
7 · 7 = 49
15 · 3 = 33
17 · 2 = 32
0 · 1 = 0
20 · 4 = 80
8 · 9 = 72
2 упражнение: наклоны головы вперед (правильно) / назад (неправильно)
40 : 8 = 5
56 : 7 = 6
34 : 2 = 18
100 : 4 = 25
3 упражнение: наклоны головы вправо (правильно) /
влево (неправильно)
80 – 4 = 76
90 + 8 = 108
40 – 14 = 26
57 + 7 = 67
4 упражнение: поворот туловища вправо (правильно) / влево (неправильно)
16 + 14 = 30
38 – 29 = 10
70 – 23 = 47
49 – 29 = 20
67 : 0 = 0
100 · 10 = 1010
3)Время идет и наше путешествие продолжается. Но название следующей станции зашифровано.
Раздаточный материал №2 (передают по ряду, кто быстрее, последняя парта составляет слово)
1) Удвоить сумму 14 и 37 102 о
2) Найти половину разности 43 и 25 9 а
3) Сумму 134 и 66 уменьшить в 100 раз 2 у
4) Сумму 17 и 23 увеличить в 6 раз 240 н
5) Разность 169 и 29 уменьшить в 10 раз 14 т
6) Произведение 125 и 8 уменьшить на 11 989 х
7) Частное 96 и 4 увеличить в 2 раза 48 м
14 | 2 | 14 | 9 | 240 | 989 | 9 | 48 | 102 | 240 |
| | | | | | | | | |
Значит мы прибыли на станцию Тутанхамон (слайд 7)
Во втором тысячелетии до н. э. египтяне перестали строить пирамиды – они хоронили своих фараонов в скалах и подземельях. За века и тысячелетия, прошедшие со времен фараонов, их погребения были разграблены. Лишь одну гробницу археологи нашли нетронутой.
Посреди первой комнаты стоял стол на звериных лапах, покрытый золотом, украшенный слоновой костью и разноцветными камнями. Здесь были сотни предметов: мебель, вазы из полупрозрачного камня, оружие и драгоценности. В главной комнате находился каменный саркофаг, а в нем – второй саркофаг, во втором – третий. Лишь в четвертом саркофаге из чистого золота покоилась мумия юного фараона Тутанхамона.
Золотой саркофаг Тутанхамона – это один из шедевров ювелирного искусства всех времен. Высота саркофага составляет почти два метра, а вес – это число, которое после увеличения в 6 раз, а затем уменьшения на 200, становится равным наименьшему четырехзначному числу. Найдите вес саркофага (слайд 8, решение задачи у доски разными способами).
4) Наше путешествие продолжается.
Станция «Папирус» (слайд 9)
В долине Нила рос высокий тростник – папирус. Стебель его разрезали на узкие полоски, высушивали и получали материал похожий на бумагу. В переводе с египетского языка папирус означает: «дар реки». На нем писали тонкой тростинкой, как кисточкой. Когда листочек папируса исписывали, то к нему подклеивали другой. Книга получалась все длиннее и длиннее. Для хранения ее сворачивали в трубочку – свиток .На сохранившихся папирусах можно увидеть иероглифическую запись чисел, тексты различных математических заданий. (слайд 10)
.
Решить задачу: (слайд 11)
Древнеегипетский торговец приобрел на рынке два папируса, длиной 25 метров. Какова длина каждого папируса, если один из них в 4 раза длиннее другого?
4.Повторение ранее изученного материала.
Впереди еще одна станция, но для получения пропуска на нее должны – сразиться капитаны команд.
Конкурс капитанов (по очереди отвечают на вопросы учителя):
1) Как найти неизвестное слагаемое?
2) Повелитель Египта, его главный правитель -
3) Как найти неизвестный множитель?
4) Столица Египта –
5) Как найти неизвестное уменьшаемое?
6) Вырезанная из камня фигура льва с головой человека -
7) Что показывает деление?
8) Египетская гробница -
9) Что показывает разность?
10) Материал для письма –
11) Как найти площадь квадрата?
12)Греческий историк, который описал историю Египта и т.д
Пропуск на станцию получен. Мы прибыли в музеи. (Слайд 12)
В гробницах, храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество прекрасных произведений искусства. Они собраны в разных музеях мира, в том
числе и в России.
В Москве вы можете посетить Музей изобразительных искусств, в Санкт-Петербурге – Эрмитаж, в Воронеже – художественный музей им. Крамского. Там вы увидите египетские мумии и саркофаги, статуи богов и фараонов. (слайд 13)
5.Выполнение теста
Выполнить задания по вариантам и разгадайте зашифрованные исторические города.
Вариант 1.
1.Сумму 27 и 13 увеличить в 6 раз.
1)200; 2) 100; 3) 500; 4) 300.
2.Найдите значение выражения: 12 + (5 x 9 - 30) x 4
1)54; 2) 72; 3) 112; 4) 92.
3.Вычислите: 2 x 43
1)24; 2) 128; 3) 512; 4) 32.
4.Решить уравнение: 275 - х = 196
1)471; 2) 121; 3) 189; 4) 79.
5Найдите площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 13 см.
1)34 см2; 2) 17 см2; 3) 52 см2; 4) 52 см2.
6.Найдите периметр квадрата, сторона которого равна 18 см.
1)48 см; 2) 28 см; 3) 72 см; 4) 56 см.
Е | М | С | И | Ф | М |
240 | 72 | 128 | 79 | 52 | 72 |
Вариант 2.
1.Разность 235 и 35 уменьшить в 10 раз.
1) 10; 2) 20; 3) 2; 4)4.
2. Найдите значение выражения: 14 + (50 – 4 x 8) : 2
1) 16; 2) 21; 3) 198; 4) 23.
3.Вычислите: 3 x 52
1)75; 2) 45; 3) 225; 4) 30.
4.Решить уравнение: х - 237 = 168
1) 69; 2) 405; 3) 179; 4) 395.
5. Найдите площадь квадрата, сторона которого равна 13 см.
1) 52 см2; 2) 26 см2; 3) 169 см2; 4) 52 см2.
6. Найдите периметр прямоугольника со сторонами 5 см и 14 см.
1) 38 см; 2) 19 см; 3) 38 см; 4) 19 см.
С | К | О | Р | Л | У |
20 | 23 | 75 | 405 | 169 | 38 |
Ответы: (слайд 14)
Самооценка работ:
“5” - нет ошибок;
“4” - одна ошибка;
“3” - две ошибки;
“2” - три-четыре ошибки.
1.Мемфис – Столица Древнего Египта.
2.Луксор- Город дворцов и храмов, музей под открытым небом (короткие сообщения обучающихся) (слайд 15).
6.Подведение итогов урока.
Путешествие подошло к концу. Обычно путешественники делятся впечатлениями. Что вам запомнилось, что повторили, что узнали нового? (слайд 16)
Выставление оценок. (Слайд 17)
Используемая литература и ресурсы:
1. Математика: учебник для 5 класса. –Никольский С. М. , Потапов, М.К, Решетников, Н.Н, Шевкин А.В. - М. Просвещение, 2014.
2. История древнего мира для 5 класса – А. А. Вагасин и др. – М., Просвещение, 2013.
3. Детская энциклопедия в картинках. Перевод с английского С. Белова. М. 1994.
4. Чудеса Света. Ханс Райхардт, М. 2006.
5. http://festival.1september.ru/articles/599295/
6.http://pedsovet.org/ Всероссийский Интернет-педсовет.
7.http://www.math.ru/ Интернет-поддержка учителей математики.
8.http://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей.
9.http://www.som.fsio.ru/ Сетевое объединение методистов.
10.http://office.microsoft.com/ru-ru/clipart/default.aspx/
11.http://proshkolu.ru/ Интернет – портал.