kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок математики и информатики "Как помочт семье Петровых?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики и информатики в 5 классе разработан в контексте формирования навыков смыслового чтения. Тема урока математики: Решение задач на все действия с десятичными дробями. Тема урока информатики: Представлениие информации в форме таблицы. На уроке учащимся предлагается текст, из которого им нужно извлечь необходимую информацию, представить ее в форме таблицы, выделить три вспомогательные задачи, выполнить необходимые вычисления и ответить на вопрос "Как помочь семье Петровых?"

Цели урока в контексте смыслового чтения:

  1. Выделение главной информации и отсечение лишней информации.
  2. Составление плана работы с текстом.
  3. Преобразование текста в табличную форму (готовую таблицу).
  4. Оценка текста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики и информатики в 5 классе»

Урок математики и информатики в 5 классе «Как помочь семье Петровых?»

Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом, предполагающая поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретацию информации; оценку информации.

Цели урока в контексте смыслового чтения:

  1. Выделение главной информации и отсечение лишней информации.

  2. Составление плана работы с текстом.

  3. Преобразование текста в табличную форму (готовую таблицу).

  4. Оценка текста, понимание текста.

Раздел программы:

Информация вокруг нас.

Тема урока:

Математика: Решение задач на все действия с десятичными дробями.

Информатика: Представление информации в форме таблицы. Структура таблицы. Создание простых таблиц.

Планируемые образовательные результаты: предметные – применение действий с десятичными дробями для решения практических задач; представление о структуре таблицы; умение создавать простые таблицы; метапредметные – основы ИКТ-компетентности; умение применять таблицы для представления разного рода однотипной информации; личностные – чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды; умение работать в группе.

Решаемые учебные задачи: 1) акцентировать внимание учащихся на достоинствах и недостатках текстовой формы представления информации; 2) дать представление о таблице как очень удобной форме структурирования однотипной текстовой информации; 3) актуализировать умения создания простых таблиц средствами текстового процессора.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке: действия с десятичными дробями; таблица; столбец таблицы; строка таблицы; ячейка таблицы.

Тип урока: урок обобщения полученных знаний.

Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.

Ход урока.

  1. Орг.момент

  2. Постановка проблемной ситуации: на экране жилая комната; у учащихся на столах текст (см. приложение). Дети читают текст:

  • Кто является героями рассказа?

  • Какая проблема возникла в семье Петровых?

  • Зачем Петровы собрали семейный совет?

  1. Составление плана работы с текстом, разбиение поставленной задачи на три вспомогательные.

  • Какая информация в тексте важная? Назовите ключевые моменты?

  • Какая информация является лишней с точки зрения поставленной задачи?

  • Подумайте, какую тему можно дать нашему уроку? (дети предложили тему «Как помочь семье Петровых?»)

  • Мы определили, что нужно помочь семье Петровых сделать ремонт и купить телевизор. Что для этого нужно сделать? (учащиеся предлагают способы решения поставленной задачи. В результате рассуждений, дети выделяют три простых задачи).

  • Итак: первая задача – определение площадей пола, потолка и стен;

Вторая задача – определение количества материалов, необходимых для ремонта;

Третья задача– определение стоимости всех материалов в различных магазинах и выбор наиболее оптимального.

  1. Решение задачи. Класс делится на три группы. Каждая группа решает поставленные задачи. Затем, группы представляют результаты своих решений, определяется правильное решение.

Для решения первой задачи предлагается готовая таблица. Учащиеся объясняют, почему в столбце «Площадь» некоторые ячейки свободные, делают расчеты и заполняют таблицу.


Длина

Ширина

Площадь

Площадь итого

Пол

5,35

3,3

17,7


Потолок

5,35

3,3



Стена1

3,3

2,58

8,5

Стена2

5,35

2,58

13,8

Стена 3

5,35

2,58


Стена 4

3,3

2,58


Окно

2,25

1,6

3,6


Дверь

0,9

2,15

1,9



Для решения второй и третьей задач, учащиеся разбирают структуры готовых таблиц, повторяют основные понятия темы: строки таблицы, столбцы таблицы, ячейки таблицы. Создают таблицы для решения этих задач в текстовом процессоре MS Word, самостоятельно в группах заполняют их и делают расчеты.


Таблица для задачи 2.

Обои

Краска

Метров в рулоне

Ширина рулона

Кол-во рулонов

Расход на 1м2

Кол-во кг

Кол-во банок







Таблица для задачи 3.


Обои

Ламинат

Краска

Итого


Цена

Количество рулонов

Стоимость обоев

Цена

Количество

Стоимость

Цена

Количество банок

Стоимость

1 маг











2 маг











3 маг












После выполнения всех вычислений, учащиеся выясняют, в каком магазине нужно купить материалы для ремонта, чтобы как можно больше осталось денег для покупки телевизора. Замечательно, что дети увидели, что если покупать материалы в разных магазинах, то можно сэкономить еще больше.

  1. Оценка работы каждой группы.

  2. Представление домашнего задания. В качестве домашнего задания детям предлагалось выбрать наиболее подходящий телевизор в ближайших магазинах на сэкономленную сумму.

  3. Рефлексия.

Литература:

  1. Информатика: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.-: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  2. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/

  3. Математика 5 класс. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. 31-е изд., стер. - М: 2013




Приложение.

Текст для работы на уроке.

Семья Петровых мечтают купить новый телевизор и сделать ремонт в общей комнате. Для этого из семейного бюджета выделили 25000 руб. Для обсуждения дизайна комнаты они собрали семейный совет. Дочь Маша мечтает о ремонте в стиле хай-тек, папе нравятся обои в полоску, сын Ваня предложил постелить на пол ламинат, потому что по нему хорошо ездят машинки, а мама хочет белоснежные потолки. Определившись с цветами обоев и ламината, они разделили между собой обязанности: папа с Ваней должны измерить все стены, пол и потолок, а мама с Машей пойдут выбирать обои и ламинат. Через день семья снова собралась на совет с результатами выполненной работы. Ваня рассказал, что длина их комнаты 5,35 м, ширина – 3,3 м, высота – 2,58 м. В комнате есть окно размерами 2,25 х 1,6 и дверь – 0,9 х 2,15. В свободное время Ваня посчитал что площадь пола – 17,7 м2, площадь стен – 13,8 м2 и 8,5 м2, площадь окна – 3,6 м2, площадь двери – 1,9 м2. Маша сказала, что они с мамой были в трех магазинах. В первом магазине обои стоят 95,9 руб. рулон, ламинат стоит 543,9 руб/м2, а краска для потолка стоит 130 руб. банка. Во втором магазине обои стоят 105 руб. рулон, ламинат стоит 489,5 руб/м2, а краска для потолка стоит 145,9 руб. банка. И в третьем магазине обои стоят 99,9 руб. рулон, ламинат стоит 611,16 руб/м2, а краска для потолка стоит 125,9 руб. банка. Помогите семье Петровых посчитать, сколько нужно купить материалов для ремонта, если длина обоев в одном рулоне 10,05 м, ширина обоев 53 см, банка краски – 3 кг, расход краски 0,2 кг/м2, и они планируют сэкономить деньги для покупки нового телевизора.


Просмотр содержимого документа
«технологическая карта»

Технологическая карта урока.


Этапы урока

УУД: умения работать с текстом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент




Постановка проблемной задачи

  • Находить в тексте требуемую информацию;

  • Определять главную тему текста;

  • Предлагает прочитать текст;

  • знакомит с объектом ремонта (слайд 1);

  • кто является героями рассказа?

  • Какая проблема возникла в семье Петровых?

  • Зачем Петровы собрали семейный совет?

  • Читают предложенный текст;

  • Отвечают на вопросы, направленные на понимание текста.

Целеполагания и мотивация

  • Выделять главную и избыточную информацию;

  • Придумать тему урока, соответствующую содержанию и общему смыслу текста.

  • Какая информация в тексте важная? Назовите ключевые моменты.

  • Какая информация является лишней с точки зрения поставленной задачи? (слайд 2)

  • Определите тему нашего урока.

  • Просматривают текст;

  • Определяют ключевые моменты;

  • Отсекают лишнюю информацию и получают математическую задачу;

  • Формулируют тему урока.

Составление плана работы с текстом (разбиение поставленной задачи на три вспомогательные)

  • Объяснять порядок задач, содержащихся в тексте.

  • Что нужно сделать, чтобы помочь семье Петровых?

  • Какие задачи нужно для этого решить?

  • В какой последовательности нужно решать эти задачи?

  • Составляют план помощи семье Петровых;

  • Формулируют 1 задачу;

  • Формулируют 2 задачу;

  • Формулируют 3 задачу;

Решение первой вспомогательной задачи.

  • Изучить готовую таблицу, составленную по данным из текста;

  • Решение учебно-практической задачи, требующей полного понимания текста.

  • Предлагает вспомнить, из каких элементов состоит таблица, как располагаются строки и столбцы в таблице.

  • Предлагает готовую таблицу, составленную по данным из текста. (слайд 3)

  • Называют элементы таблицы и их расположение в таблице;

  • Изучают готовую таблицу, составленную по данным из текста;

  • Решают задачу и вносят в таблицу недостающие данные.

Решение второй вспомогательной задачи.

  • Преобразование текста в табличную форму (структура таблицы готовая);

  • Решение учебно-практической задачи, требующей полного понимания текста.

  • Предлагает создать в MS WORD таблицу и заполнить ее данными из задачи.

(слайд 4)

  • Создают таблицу в MS WORD;

  • Заполняют таблицу данными из текста; (групповая работа работа)

  • Решают задачу и вносят в таблицу недостающие данные.

Решение третьей вспомогательной задачи.

  • Преобразование текста в табличную форму (структура таблицы готовая);

  • Решение учебно-практической задачи, требующей полного понимания текста.

  • Предлагает создать в MS WORD таблицу и заполнить ее данными из задачи.

(слайд 5)

  • Создают таблицу в MS WORD;

  • Заполняют таблицу данными из текста; (групповая работа)

  • Решают задачу и вносят в таблицу недостающие данные.

Представление результатов работы в группах

  • Владеть общим приемом решения учебной задачи;

  • Вносит в таблицу (слайд 5) ответы полученные учащимися.

  • Каждая группа сообщает результаты своих вычислений;

  • Сравниваются ответы и выбирается верный ответ;

  • Выясняют в каком магазине выгоднее покупать материалы;

  • Определяют можно ли еще сэкономить на покупке материалов.

Подведение итогов урока.


  • Итак, самые дешевые материалы можно купить в …. На сумму …. Тогда для покупки телевизора остается … руб.

  • Вам домашнее задание: посмотрите в магазине какой телевизор можно купить на эти деньги.


Рефлексия


На экране расположены 4 смайлика: понравилось, очень понравилось, не понравилось и очень не понравилось. Выберите, пожалуйста, смайлик, соответствующий вашему отношению к уроку.

Подходят к компьютеру и выбирают смайлик.


Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Площадь пола – 17,7 м 2 , площадь стен – 13,8 м 2 и 8,5 м 2 , площадь окна – 3,6 м 2 , площадь двери – 1,9 м 2 . В первом магазине обои стоят 95,9 руб. рулон, ламинат стоит 543,9 руб/м 2 , а краска для потолка стоит 130 руб. банка. Во втором магазине обои стоят 105 руб. рулон, ламинат стоит 489,5 руб/м 2 , а краска для потолка стоит 145,9 руб. банка. В третьем магазине обои стоят 99,9 руб. рулон, ламинат стоит 611,16 руб/м 2 , а краска для потолка стоит 125,9 руб. банка. Помогите семье Петровых посчитать, сколько нужно купить материалов для ремонта, если длина обоев в одном рулоне 10,05 м, ширина обоев 53 см, банка краски – 3 кг, расход краски 0,2 г/м 2 , и они планируют сэкономить деньги для покупки нового телевизора.

Площадь пола – 17,7 м 2 , площадь стен – 13,8 м 2 и 8,5 м 2 , площадь окна – 3,6 м 2 , площадь двери – 1,9 м 2 .

В первом магазине обои стоят 95,9 руб. рулон, ламинат стоит 543,9 руб/м 2 , а краска для потолка стоит 130 руб. банка.

Во втором магазине обои стоят 105 руб. рулон, ламинат стоит 489,5 руб/м 2 , а краска для потолка стоит 145,9 руб. банка.

В третьем магазине обои стоят 99,9 руб. рулон, ламинат стоит 611,16 руб/м 2 , а краска для потолка стоит 125,9 руб. банка.

Помогите семье Петровых посчитать, сколько нужно купить материалов для ремонта, если длина обоев в одном рулоне 10,05 м, ширина обоев 53 см, банка краски – 3 кг, расход краски 0,2 г/м 2 , и они планируют сэкономить деньги для покупки нового телевизора.

Первая задача: Длина Пол Ширина 5,35 Потолок Стена 1 Площадь 3,3 5,35 Стена 2 3,3 3,3 17,7 Площадь итого 17,7 2,58 5,35 Стена 3 8,5 2,58 Стена 4 5,35 13,8 2,58 3,3 Окно 13,8 2,58 2,25 Дверь 8,5 1,6 0,9 3,6 2,15 1,9

Первая задача:

Длина

Пол

Ширина

5,35

Потолок

Стена 1

Площадь

3,3

5,35

Стена 2

3,3

3,3

17,7

Площадь итого

17,7

2,58

5,35

Стена 3

8,5

2,58

Стена 4

5,35

13,8

2,58

3,3

Окно

13,8

2,58

2,25

Дверь

8,5

1,6

0,9

3,6

2,15

1,9

Вторая задача: Обои Ширина рулона Метров в рулоне Краска Количество рулонов Расход на 1 м 2 Количество кг Количество банок

Вторая задача:

Обои

Ширина рулона

Метров в рулоне

Краска

Количество рулонов

Расход на 1 м 2

Количество кг

Количество банок

Третья задача: Обои 1 магазин Ламинат 2 магазин Краска 3 магазин Итого

Третья задача:

Обои

1 магазин

Ламинат

2 магазин

Краска

3 магазин

Итого


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегрированный урок математики и информатики "Как помочт семье Петровых?"

Автор: Чепкасова Наталья Антоновна

Дата: 17.08.2014

Номер свидетельства: 112101


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства