kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок Геометрическая прогрессия в математике и прием градации в словесности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по математике и русскому языку Геометрическая прогрессия в математике и прием градации в словесности в 9 классе. Тип урока-традиционный (урок совершенствования знаний. умений и навыков), деятельностное обучение - урок решения учебных задач. Урок смоделирован в виде проблемного диалога между преподователями. Цель диалога - вовлечь учащихся в диалог, перестороить диалог в полилог. тип урока по целепологанию - урок отработки умений и рефлексии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«1 градация»

1.Я тебя полюбил неожиданно, сразу,

нечаянно…

(К.Бальмонт)

2. Я вижу, я чувствую, - чую вас всюду!

Что ленты от ваших венков! –

Я вас не забыла и вас не забуду

Во веки веков!

(М.Цветаева)


3.При одном предположении подобного случая вы бы должны были … испустить ручьи… что я говорю! Реки, озёра, океаны слёз! (Ф.Достоевский)

4.Не жалею, не зову, не плачу!

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым!

(С.Есенин)

5.Что-то неуловимо восточное было в его лице, но седой дремучестью светились, горели, сияли его огромные голубые глаза. (В.Солоухин)




6.Через 200-300 лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной. (А.Чехов)

7.Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам!

(О.Берггольц)

8.Ты, брат, - это батальон.

Полк. Дивизия. А хочешь –

Фронт. Россия!.. (А.Твардовский)




9.Вся жизнь, ненужно изжитая,

Пытала, унижала, жгла.

(А.Блок)

10.О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле.

(А.Блок)

11.Забуду год, день, число

Запрусь одинокий с листом бумаги я…

(В.Маяковский)




12.Принять его, позвать, просить,

Сказать, что дома.

(А.Грибоедов)

13.Не думаю, не жалуюсь, не спорю.

Не сплю.

Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,

Ни к кораблю. (М.Цветаева)

14.Большинство носило усики, даже и усищи. (А.Куприн)


15.Летят они, написанные наспех,

Горячие от горечи и нег.

Между любовью и любовью распят

Мой миг, мой час, мой день, мой год,

мой век.

(М.Цветаева)

16.То не конский топ, не людская молва,

Не труба трубача с поля слышится,

А позёмка свищут, гудит,

Свищет, гудит, заливается.

(А.Пушкин)

17.А идти становилось всё труднее. Ветер ревел, бил людей холодными, мокрыми ладонями, пытался свалить с ног. Вверху нечто безобразно огромное, сорвавшееся с цепей, бесновалось, рыдало, выло. (А. Пушкин)


18.Я пью тебя, пленительная жизнь.

Глазами, сердцем, вздохами и кожей. (В.Хлебников)



Просмотр содержимого документа
«2 парцелляция»

19. С девушкой он вскоре поссорился.

И вот из-за чего.

(Г. Успенский)




20.У Елены беда стряслась. Большая. (Ф.Панфилов)

21.Флёров – всё умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. (М.Горький)


22.Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н. Ильина)

23.Во всём мне хочется дойти до самой сути.

В работе. В поисках пути.

В сердечной смуте.

(Б.Пастернак)

24.И как могла я ей простить

Восторг твоей хвалы влюблённой?

Смотри, ей весело грустить

Такой нарядно-обнажённой.

(М. Цветаева)


25.Величье низкое,

Божественная грязь!..

(Ш.Бодлер)

26.Из ненавидящей любви,

И преступлений, исступлений

Возникнет праведная Русь!

(М. Волошин)


27.Но красоты той безобразной

Я скоро таинства постиг.

(М.Лермонтов)

28.Таинственно шумит лесная тишина…

(И.Бунин)

29.О, как мучительно тобою счастлив я!...

(А.Пушкин)





30.Ответом мне было красноречивое молчание. (А.Чехов)

31.Не умрёт твой стих могучий,

Достопамятно-живой,

Упоительный, кипучий,

И воинственно-летучий,

И разгульно-удалой. (Н.Языков)

32.И невозможное возможно,

Дорога дальняя легка.

(А.Блок)

33.Котелок сердится и бормочет на огне.

(К.Паустовский)

34.И солнце греется на льдине.

(Б.Пастернак)

35.И воск слезами с ночника

На платье капал.

(Б.Пастернак)



36.Я обручился с тишиной,

Всегда безмолвием поющей.

(К.Бальмонт)

37.В тёмной роще на поляне

Плачет смехом бубенец.

(С.Есенин)



38.Я видывал, как она косит:

Что взмах – то готова копна!

(Н.Некрасов)

39.И вы подобно так падёте,

Как с древ увядший лист падёт,

И вы подобно так умрёте,

Как ваш последний раб умрёт!

(Г.Державин)




Просмотр содержимого документа
«3 другие средства»

37.Звуки виолончели вились, переплетались, росли и наполняли замёрзшую почву. (В.Гаршин)



38.В сто сорок солнц закат пылал.

(В.Маяковский)

39.Светила нам только зловещая тьма.

(А.Ахматова)

40.День был горяч и душен, как воздух над раскалённой плитой.

(А.Грин)




41.Таскали - то кирпичик, то полено,

То брёвнышко. И прятались.

(А.Блок)

42.Снег, словно лёд ноздреватый,

Лёг под прямой частокол.

(С.Есенин)



43.На улицах, шагах в пяти,

Стоит, стыдясь, зима у входа.

И не решается войти.

(Б.Пастернак)



44.Ваш шпиц, прелестный шпиц,

Не более напёрстка.

(А.Грибоедов)

45.И путешествия ему,

Как всё на свете, надоели.

Он возвратился и попал,

Как Чацкий, с корабля на бал.

(А.Пушкин)

46.Морозные белые пальмы

На стёклах беззвучно цветут.

(В.Ходасевич)




47.Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце

И выси гор.

(К.Бальмонт)

48.Предки были, вероятно, какие-нибудь скороходы при дворе русских бояр. Или татарских мурз.

(Ю.Трифонов)

49.Ниже тоненькой былиночки

Надо голову клонить.

(Н.Некрасов)




50.И стоит, словно зеркало, пруд,

Отражая свои берега.

(И.Бунин)

51.Во мгле, как декорации, дома.

(Н.Рубцов)

52.На реке форелевой, в северной губернии,

В лодке сизым вечером уток не расстреливай. (И. Северянин)



53.Старик с морозца вносит в дом

Охапку дров продрогших.

(Д.Самойлов)




54.Чёрный бархатный шмель

Золотое оплечье… (И.Бунин)



Просмотр содержимого документа
«4 задания повышенной сложности»

Задания повышенной сложности

1.Расположите разделы русского языка, используя приём градации (в порядке возрастания языковых единиц): синтаксис, морфемика, фонетика, морфология. Обоснуйте свой ответ.



Ответ: фонетика (изучает звуки и буквы), мофемика (изучает значимые части слова - морфемы), морфология (изучает части речи), синтаксис (изучает словосочетания и предложения).





2. Используя приём градации, расположите в порядке убывания (по объёму) литературные жанры: повесть, роман, роман-эпопея, рассказ.

Ответ: рассказ – повесть – роман – роман-эпопея.

Выявление аналогии языковых единиц

3.Распределите слова на три группы, дополните группы своими примерами

Пароходный, самолет, мореплаватель, листопад, юго-запад, северо-восточный, многогранный, самоварчик, русско-английский, левобережный.

4. Слова застолье, безрыбье, побережье образованы приставочно-суффиксальным способом. Докажите это (выделите морфемы). Продолжите этот ряд…

5. На основании чего слова распределены по указанным группам? Добавьте по три своих примера в каждую группу.

1) пять, моль, соль, пень

2) вьюга, бельё, шьют, птичьего

3) тушь, мышь, идёшь, отрежь



Просмотр содержимого документа
«Краткое описание»

Краткое описание

Описание ресурса

Разработка урока

Название программы, УМК

Программа. Алгебра 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа/авт. –сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович;

УМК А.Г. Мордкович .

Программа. Русский язык 5-9 классы/ авт. М.Т. Баранова,

Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. УМК под.ред. Н.М.Шанского.

Тема работы

«Геометрическая прогрессия и прием градации в словесности»

Класс

9 класс

Учитель

Тарасова Татьяна Анатольевна, Козлова Татьяна Исаковна

Район

Гайнский

Поселок

Сергеевский

Образовательное учреждение

МБОУ «Сергеевская средняя общеобразовательная школа»

Материально-техническое обеспечение урока

  1. Учебник Алгебра 9 класс Мордкович А.Г., Русский язык,9 класс под ред.Шанского Н.М.

  2. Компьютер, проектор, карточки-задания

  3. Презентация к уроку «Геометрическая прогрессия в математике и прием градации в словесности».

  4. Карточки для групповой и индивидуальной работы, лист индивидуального контроля.




Цели, задачи

Цели:Образовательная: расширение представления о понятии «геометрическая прогрессия» на основе интеграции знаний математики и словесности.

Развивающая: развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, умения общаться, умения оценивать свои достижения, навыки взаимодействия в группе.

Воспитывающая:формирование абстрактного мышления: операций синтеза, анализа и обобщения в процессе освоения материала.

Задачи:

  • отработать практический навык нахождения суммы геометрической прогрессии и примеры градации в словесности;

  • учить учащихся планировать свою работу и работу в группе;

  • совершенствовать навыки работы учащихся с формулами;

  • вовлечь учащихся в конструктивную учебную деятельность;

  • развить навыки продуктивного общения со сверстниками.

  • находить данное средство выразительности (градация) в поэтических и прозаических текстах, уметь отличать данное изобразительно-выразительное средство от других.




Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 2 задания по математике»



Самостоятельная работа в группах.



  1. Найти сумму семи первых членов геометрической прогрессии -2; -4; -8;…

(3 балла)

2. Укажите сумму шести первых членов геометрической прогрессии, у которой b1=81, q=1/3. ( 3 балла)

3. Геометрическая прогрессия задана формулой n-го члена bn=5n-1. Найти S5. (4 балла)

4.  Рост дрожжевых клеток происходит делением каждой клетки на две части. Сколько дрожжевых клеток стало после пятикратного деления, если первоначально их было 1 млн. ? (5 баллов)

5. Каждое простейшее одноклеточное животное инфузория- туфелька размножается делением на 2 части. Сколько инфузорий было первоначально, если после шестикратного деления их стало 320.



Самостоятельная работа в группах.



  1. Найти сумму семи первых членов геометрической прогрессии -2; -4; -8;…

(3 балла)

2. Укажите сумму шести первых членов геометрической прогрессии, у которой b1=81, q=1/3. ( 3 балла)

3. Геометрическая прогрессия задана формулой n-го члена bn=5n-1. Найти S5. (4 балла)

4.  Рост дрожжевых клеток происходит делением каждой клетки на две части. Сколько дрожжевых клеток стало после пятикратного деления, если первоначально их было 1 млн. ? (5 баллов)

5. Каждое простейшее одноклеточное животное инфузория- туфелька размножается делением на 2 части. Сколько инфузорий было первоначально, если после шестикратного деления их стало 320.



Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 3притча о шахматной доске»

Притча о шахматной доске ( чтение по ролям).

Действующие лица:

Раджа.

Ведущий.

Распорядитель.

Сета (мудрец).

Слуга.

Придворныйматематик.

Ведущий: Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индийский раджа Шерам познакомился с нею, он был восхищен ее остроумием и разнообразием возможных в ней положений. Узнав, что игра изобретена одним из его подданных, раджа приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку.

Распорядитель: Позвать сюда Сета!

Сета: Я здесь, о, мой повелитель!

Раджа: Я желаю достойно вознаградить тебя , Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал, - сказал царь.

(мудрец поклонился)

Раджа: Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твое пожелание. Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь ее.

Сета: Я, право, не знаю, мой повелитель.

Раджа: Не робей. Выскажи свое желание. Я не пожалею ничего, чтобы исполнить его!

Сета: Велика доброта твоя, повелитель. Но дай срок обдумать ответ. Завтра, по зрелом размышлении, я сообщу тебе мою просьбу.

Ведущий: Когда на другой день Сета снова явился к ступеням трона, он удивил царя беспримерной скромностью своей просьбы.

Сета: Повелитель, прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно.

Раджа: Простое пшеничное зерно?!

Сета: Да, повелитель. За вторую клетку прикажи выдать два зерна, за третью – четыре, за четвертую- восемь, за пятую- шестнадцать, за шестую- тридцать два…

Раджа: довольно! Ты получишь свои зерна за все 64 клетки доски, согласно твоему желанию: за каждую вдвое больше против предыдущей. Но знай, просьба твоя недостойна твоей щедрости. Прося такую ничтожную награду, ты пренебрегаешь моей милостью. Поистине, как учитель, ты мог бы показать лучший пример уважения к доброте своего государя. Ступай! Слуги мои вынесут тебе мешок с пшеницей.

Ведущий: Сета улыбнулся, покинул залу и стал дожидаться у ворот дворца. Прошло время.

Раджа: Унес ли уже безрассудный Сета свою жалкую награду?

Слуга: Повелитель, приказанье твое исполняется. Придворные математики исчисляют число следуемых зерен.

Ведущий: Царь нахмурился- он не привык, чтобы повеления его исполнялись так медленно.

Ведущий: Вечером, отходя ко сну, царь Шерам еще раз осведомился, давно ли Сета со своим мешком пшеницы покинул ограду дворца.

Слуга: Повелитель, математики твои трудятся без устали и надеются еще до рассвета закончить подсчет.

Раджа: Почему медлят с этим делом?! Завтра, прежде чем я проснусь, все до последнего зерна должно быть выдано Сете. Я дважды не приказываю!

Слуга: Старшина придворных математиков просит выслушать важное донесение…

Раджа: Ввести его! Прежде чем скажешь о твоем деле, я желаю услышать, выдана ли наконец Сете та ничтожная награда, которую он себе назначил.

Придворный математик: Ради этого я и осмелился явиться перед тобой в столь ранний час. Мы добросовестно исчисляли все количество зерен, которое желает получить Сета. Число это так велико…

Раджа: Как бы велико оно не было, житницы мои не оскудеют! Награда обещана и должна быть выдана…

Придворный математик: Не в твоей власти, повелитель, исполнить подобные желания. Во всех амбарах твоих нет такого числа зерен, какое потребовал Сета. Нет его и в житницах целого царства. Не найдется такого числа зерен и на всем пространстве Земли. И если желаешь непременно выдать обещанную награду, то прикажи засеять земные царства в пахотные поля, прикажи осушить моря и океаны, прикажи растопить льды и снега, покрывающие далекие северные пустыри. Пусть все пространство их сплошь будет засеяно пшеницей. И все то, что родится на этих полях, прикажи отдать Сете. Тогда он получит свою награду.

Раджа: Назови же мне это чудовищное число.

Придворный математик: Восемнадцать квинтильонов четыреста сорок шесть квадрильонов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три биллиона семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать, о, повелитель!

( Кланяются и уходят.)





Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 4 лист контроля ученика»

Оценочный лист

Ф.И._____________________ Дата________

Тема: Геометрическая прогрессия в математике и прием градации в риторике (словесности).

Предмет : Русский язык

Вопросы



Предмет : Математика

Вопросы





Просмотр содержимого документа
«ПРИЛОЖЕНИЕ 5 рефлексия»

Техника «рефлексивная мишень».

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.




Просмотр содержимого документа
«анализ урока»

АНАЛИЗ УРОКА

Тема: Геометрическая прогрессия в математике и прием градации в словесности.

Тип урока: традиционный - урок совершенствования знаний, умений, навыков; деятельностное обучение – урок решения учебных задач.

Урок смоделирован в форме проблемного диалога между преподавателями. Цель такого диалога – вовлечь учащихся в диалог, «перестроить» диалог в полилог.

Тип урока по целеполаганию: урок отработки умений и рефлексии.

Класс 9, выпускной. В классе 17 человек.

Место урока данного в системе уроков. Тема « Геометрическая прогрессия» - плановая тема. На нее отведен один урок на математике. Градация – фигура речи, отдельных часов, посвященных таким приемам, в программе нет. (Есть эпитет, прием гротеска и иронии при изучении отдельных тем, но по литературе). О приеме градации говорили лишь на занятии элективного курса, и то в ряду других средств выразительности в рамках подготовки к ОГЭ. Таким образом, специально не отрабатывали этот прием, не учились его искать в ряду других.

Характер урокапропедевтический (подготовительный). Поскольку нашей целью было показать, что все школьные предметы, так или иначе связаны, нам показалась интересной идея соединить геометрическую прогрессию с градацией.

Целью урока было расширить представление о понятии ««Геометрическая прогрессия», основываясь на интеграции объединяемых знаний по математике и русскому языку. Главной развивающей целью ставили в первую очередь умение взаимодействовать в группе, умение общаться, обучение через опыт, приобретенный на уроках разных циклов. Тут немаловажную роль играет именно взаимодействие в группе через эмоциональную включенность и активность каждого.

На интегрированном уроке, как нам представляется, ученики активнее познают действительность, поскольку находят (если не находят сами, то показывает учитель) причинно - следственные связи.

УУД, которые формировались на отдельных этапах урока. И в этой части, правильнее было бы рассматривать в качестве метапредметных умений, скорее развитие базовых способностей учащихся, таких как мышление, понимание, коммуникация, рефлексия, действие.

Как известно, основное средство формирования УУД – это учебная ситуация. На этапе актуализации знаний: личностные, таких как развитие познавательных интересов, осознавать свою цель именно на данном уроке и в то же время глобально мыслить, т.е. осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него.

На этапе локализации затруднений, иными словами, на этапе постановки учебной задачи: регулятивные и познавательные УУД.

В части регулятивных – конкретно определить для себя проблему, работать по алгоритму, сверяясь с эталоном, а это значит- находить и исправлять ошибки.

В части познавательных УУД – анализировать , определять понятия, строить логически обоснованные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, уметь извлекать информацию из разных форм текстов – будь то задача, или текст.

На этапе применения полученных знаний (а этот этап представлен в форме групповой деятельности) - коммуникативные УУД – самостоятельно и в группе определять свой ритм работы, излагать свое мнение, отстаивать его и в то же время скорректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признать ошибочность своего мнения, где-то может, понять позицию другого, может быть даже выраженную неявно, включаться в коллективное обсуждение, инициативно сотрудничать в поиске и сборе нужной информации.

На этапе рефлексии наибольшую включенность представляют личностные УУД. Личностные – умение и сформированность оценки и самооценки, степени комфортности на уроке.

Таким образом, интегрированный урок расширяет проблематику и тематику изучаемого материала, способствует расширению эрудиции и побуждает к более глубокому анализу и обобщению двух явлений – геометрической прогрессии и градации.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тарасова Татьяна Анатольевна

Дата: 22.08.2015

Номер свидетельства: 226385


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства