Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Толькинская школа-интернат среднего общего образования»
Ямало-Ненецкий автономный округ
Интегрированное занятие по информатике и математике «Кодирование информации на уроках математики»
3 класс
Учитель: Иваницкая Т.М.
Хуснутдинова Т.М.
Красноселькупский район, п.Толька
Цель урока: совершенствование практических навыков кодирования и декодирования информации и умение применять их при решении реальных жизненных задач
Планируемые результаты:
предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать умение кодирования и декодирования информации
личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения
метапредметные: уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности
Задачи:
образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение получаемой информации; создание условий для закрепления знаний учащихся при решении математических заданий.
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.
1.Организационный момент. Мотивация.
Глаза смотрят и всё видят,
Уши слушают и всё слышат,
Руки не мешают, а только помогают,
Голова – думает,
Сначала думаю, а потом говорю,
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнения других.
- Какие слова вы выделили бы, чтобы можно было понять, что математика дает нам возможность глубже изучать явления окружающего нас мира и решать конкретные практические задачи?
- А эти слова подходят только к уроку математики? А на каком уроке и в прошлом году и в этом вам чаще всего приходилось и приходится работать ( видеть, слышать, говорить, чувствовать) с этими понятиями?
+ На информатике.
- А как на информатике вы называете то, что видите, говорите, слышите, чувствуете?
+ Зрительная, звуковая (слуховая), обонятельная, осязательная информация.
- И спросил Мудрец, какая наука появилась раньше математика или информатика?
2. Актуализация знаний.
Высказывания детей
+ Наверное, информатика, потому что люди научились пользоваться разными видами информации с момента появления древнего человека (по следам шли на охоту, по запаху, чувствовали тепло или холодно, криками предупреждали друг друга об опасности и т.д.).
- А можно ли те виды информации, которыми пользовались первобытные люди, назвать информатикой? (Нет, ведь информатика – это более широкое понятие.)
+ Наверное, математика, ведь компьютеры появились недавно.
- А нужна ли информатике математика, а математике информатика?
- А, именно на наших уроках математики мы используем информатику?
- Как вы думаете, мудрец, на какой вопрос хотел бы получить ответ?
+ Связаны ли между собой математика и информатика? (ЦЕЛЬ)
3. Погружение в тему. Работа в группах.
I группа
Сорок восемь плюс двадцать четыре равно ____________________________________
Шестьдесят три минус восемнадцать равно ___________________________________
Девять умножить на два равно_______________________________________________
II группа
48+24=
63-18=
9*2=
СЛАЙД
-Почему I группа на выполнение задания потратила времени больше, чем II группа?
Как была представлена информация первой группы , второй группы?
+ В задании I группы информация была представлена виде записи слов, а у II группы запись выполнена с помощью цифр.
-А что сделали с информацией первой группы, чтобы превратить её в информацию второй группы?
+ Написали вместо слов цифры.
- А как называется такое действие в информатике. Вспомните, что мы делаем , когда хотим , чтобы люди не узнали секретную информацию?
+ Мы её шифруем, кодируем.
-Вот и возвращаемся к нашей цели : Связаны ли между собой математика и информатика?
+ Связаны, так как на уроках математики мы можем закодировать математическую информацию.
4.Тема урока. Целеполагание
-Назовите тему нашего занятия.
+Тема урока «Кодирование информации на уроках математики»
- Что должны повторить и чему должны научиться сегодня на уроке?
+ Должны повторить , что такое кодирование
+Распознавать виды закодированной информации.
+Кодировать информацию.
+ Читать информацию.
- Итак, мы создали план работы на уроке.
5. Работа над темой урока
1) Повторение работы. Работа в печатной тетради по информатике.
-Начинаем осуществлять план нашего занятия.
-Повторим , что такое кодирование информации. Открываем тетрадь на стр. 34, выберите, правильный ответ к каждому из четырёх вопросов. (Индивидуальная работа)
-А теперь объединитесь и обсудите ваши ответы. Какие же предложения вы выбрали, чтобы ответить на вопрос что такое кодирование. (Учитель прочитывает вопросы) .
(Если дети выберут не верный ответ, тогда учитель напомнит о том , что они делали, когда решали примеры)
Разбираются все оставшиеся вопросы аналогично
-А теперь ещё раз внимательно прочитайте, что у нас получилось , надо ли здесь что –либо изменить.
+ Надо убрать лишнее предложение. (СЛАЙД )
Итак, что мы повторили?
+Мы повторили , что такое кодирование информации
2)Соотношение понятий и соответствующих определений.
-Человек научился кодировать информацию очень давно, определите потому, что вы видите на слайде, когда это было и что это за способ кодирования.
СЛАЙД (наскальная живопись)
+ Это было очень давно создано кроманьонцем при помощи рисунка.
СЛАЙД (отрывок из старославянской книги)
+ Это закодировано при помощи текста, приблизительно тысячу лет назад.
СЛАЙД ( запись 2004)
+Закодировано недавно, это год нашего рождения.
-Давайте составим таблицу, как называются разные способы кодирования и при помощи чего
Работа класса у доски. Составление таблицы.
Графическое кодирование | рисунок, схема, таблица |
Текстовое кодирование | текст |
Числовое кодирование | числа |
-Итак, мы повторили с помощью чего можно закодировать информацию.
3)Работа в парах.
Задание на листах.
-Дан рисунок (СЛАЙД)
-Как вы думаете, какое можно выполнить задание?
+Сравнить рисунок слева и справа.
-Каждая пара получает текстовую информацию в виде вопросов, которую она должна будет закодировать в числовую информацию.
1.Во сколько раз справа кругов больше чем слева?
2.Сколько всего кругов слева и справа?
3.На сколько предметов справа больше чем слева?
4. Во сколько раз слева кругов меньше чем справа?
5.Сколько раз рисунок слева поместится в рисунке справа?
6.На сколько предметов слева меньше чем справа?
-Сколько вопросов было в текстовой информации?
-Сколько числовых выражений вы записали?
-Возникло ли у вас затруднение при работе с какими-нибудь вопросами?
-Какое затруднение возникло?
-А теперь сравните по образцу. Сколько числовых выражений записали вы и сколько на слайде?
- Почему так получилось?
Вывод: на математике лучше использовать числовое кодирование, потому что текстовой информации много, а числовая информация намного короче.
4)Работа в группах, составление графической информации .
Прочитайте текст и составьте схему так, чтобы наши гости по вашей схеме могли восстановить текст, который будет у вас.
-Мяч в 2 раза дешевле коньков и в 4 раза дешевле ракетки. Во сколько раз ракетка дороже коньков? СЛАЙД
-Сумели наши гости прочитать закодированную вами информацию?
5) Работа по учебнику стр.78-79. Исследование в малых группах.
-Вот сейчас наши гости по вашим схемам восстанавливали текст. А как такой приём называется в информатике?
+Декодирование
-А где мы об этом можем узнать?
+Мы можем узнать в интернете. У взрослых, в учебнике.
- Мы воспользуемся учебником информатики, стр. 78 Начинаем читать по цепочке после правила. После прочтения текста вы должны будете заполнить информационные листы. (Чтение детьми)
Работа с информационными листами. Составление текста.
Мы узнали:
1.Когда человек пишет – он кодирует информацию
2.Люди читают - они декодируют письменные данные
3.Декодирование - это извлечение смысла из сообщения.
-Какие действия производим, кодируя и декодируя?
+Противоположные
6) Декодирование информации.
Фронтальная работа по учебнику математики стр. 65№196
-Даны числовые выражения. Это какая информация?
+Числовая информация.
-Превратите числовую информацию в текстовую. Составьте вопрос к каждому числовому вопросу.
- А с остальными выражениями поработаете дома.
6.Итог занятия.
-Мы возвращаемся к плану работы нашего занятия.
+ Повторить , что такое кодирование
+Распознавать виды закодированной информации.
+Кодировать информацию.
+ Читать информацию.
-Как вы считаете? Все ли пункты плана удалось реализовать?
(проговорить при выполнении, каких заданий реализовались эти пункты)
-Вспомните тему нашего занятия «Кодирование информации на уроках математики» (СЛАЙД)
Пользуемся ли мы на уроках математики кодированием?
+Пользуемся.
-Используя разные виды кодирования, какую тему по математике мы повторили?
-Какой вопрос наиболее часто звучал в заданиях по математике?
+ Во сколько раз больше, во сколько раз меньше.
-Это и есть тема по математике, которую мы повторили.
7. Рефлексия