kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный бинарный урок математики и литературы "Друзья мои, прекрасен наш союз!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный бинарный урок математики и литературы "Друзья мои, прекрасен наш союз"

Цель: Сформировать у школьников представление о единстве школьных дисциплин в понимании целостности окружающего мира.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный бинарный урок математики и литературы "Друзья мои, прекрасен наш союз!"»

Открытый урок наставника Гермогеновой В.Н. (учителя математики) и Захаровой Ю.М. (учителя русского языка и литературы)

МБНОУ « Октемский научно- образовательный центр»



Интегрированный бинарный урок математики и литературы.

Тема урока: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»































Технологическая карта интегрированного бинарного урока


Предмет: Математика, литература

Класс: 8

Тема урока: "Друзья мои, прекрасен наш союз!"

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Технология: Технология проблемного обучения.

Формат урока: Онлайн-урок.

Продолжительность урока: 30 минут.

Цель: Сформировать у школьников представление о единстве школьных дисциплин в понимании целостности окружающего мира.

Задачи:

  1. Научить познавать окружающий мир во всем его многообразии и единстве.

  2. Развивать умения учащихся решать геометрические задачи и анализировать художественный текст.

  3. Воспитать устойчивый интерес к жизни и творчеству А.С. Пушкина и математике в целом, а также привить любовь к родной школе, республике, стране.

Планируемые результаты:

  • Предметные: решение геометрических задач и анализ художественного текста.

  • Метапредметные: умение работать с разнообразной информацией; применение коммуникативных умений.

  • Личностные: понимание ценности лицейского братства, творческого наследия А.С. Пушкина.

Ресурсы:

  • Хромакей;

  • Презентация;

  • Доска Padlet;

  • Раздаточный материал для учащихся.



Этап урока, цель

Задания для учащихся

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты УУД

I. Организационно-мотивационный этап. Цель: сформировать интерес к теме урока.

Работа с высказыванием А.П. Чехова:

«Гуманитарные науки... только тогда будут удовлетворять человеческую мысль,

когда в движении своём они встретятся с точными науками и пойдут с ними рядом...»

Представляются, проверяют готовность обучающихся к уроку.

Озвучивают тему и цель урока.


Слушают, пытаются участвовать в объяснении ситуации затруднения и формулировке проблемы урока.

Учащиеся определяют цель урока для себя.

II. Этап актуализации пройденного материала. Цель: расширить кругозор детей; формировать положительную оценку таких качеств, как любознательность, эрудиция.

Вопросы:
- Какие лицеи вы знаете?
- Где находится Царскосельский лицей? Кто в нем учился?
- Как вы думаете, интересовался ли юный поэт точными науками?

Начинают беседу о лицеях республики, проводят параллель с Царскосельским лицеем. Вступительное слово учителя математики об интересе Пушкина к математике.

Участвуют в организованной учителями совместной деятельности, отвечают на вопросы учителей, решают геометрические задачи.

Анализируют ответы товарищей, повторяют изученный ранее материал.

III. Основной этап. Цель: побуждать к самостоятельному решению проблемных задач, к чтению, саморазвитию, самообразованию.

1. Проблемная задача «Код картины».


Учитель математики подводит учеников к решению геометрических задач для выявления кода картины.

Решают геометрические задачи, узнают интересные факты о А.С. Пушкине, определяют код картины.

Осуществляют контроль своей деятельности.

2. Работа с картиной И.Е. Репина «Пушкин на экзамене 8 января 1815 г.».
Мини-экскурсия в Царскосельский лицей, в эпоху Пушкина.
Работа в парах в Padlet:
- Придумать 2 вопроса по содержанию выбранного абзаца.

Учитель литературы обращает внимание детей на картину, проводит мини-экскурсию.
Организовывает работу в парах.

Участвуют в организованной учителем совместной деятельности, производят информационную обработку текста. Отвечают на вопросы друг друга.

Определяют свою степень овладения материалом.

IV. Рефлексия. Цель: помочь осознать пройденный путь, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами товарищей.

Проблемные вопросы по высказыванию А.П. Куницына.

1-минутное эссе: «Мой лицей».

Организовывают эвристическую беседу, побуждают к высказыванию своего мнения посредством мини-эссе.

Высказывают свое мнение. Желающие читают свои эссе.

Осознанно используют полученные знания, умения.




«Друзья мои, прекрасен наш союз!»


Интегрированный бинарный урок математики и литературы

Наставник, учитель математики Гермогенова В.Н.

Учитель русского языка и литературы Захарова Ю.М.


Ход урока:

Учитель русского языка и литературы Добрый день, ребята! У А.П. Чехова есть такое высказывание:

«Гуманитарные науки... только тогда будут удовлетворять человеческую мысль, когда в движении своём они встретятся с точными науками и пойдут с ними рядом...»

На нашем уроке мы решили связать воедино, несовместимые на первый взгляд математику и литературу. Надеемся, что вам будет интересно.

Ребята, мы все с вами учимся и работаем в прекрасных лицеях нашей республики. Мы – лицеисты! А какие лицеи вы ещё знаете? (в республике, стране – должны вспомнить Царскосельский лицей)

  • Где находится этот лицей? Кто в нём учился? (Пушкин)

Наставник, учитель математики: Совершенно верно! Он точно так же, как и вы, учился в лицее, обрел там друзей, вместе они издавали журналы, учились писать стихи, устраивали шалости, мечтали о будущей карьере. Как вы думаете, интересовался ли юный поэт точными науками?

На самом деле, Пушкин не так далёк от математики, как мы думаем… Многие из вас будут удивлены, когда в одном из томов сочинений А.С. Пушкина увидят геометрическую фигуру. Вершины квадрата обозначены буквами. С помощью этих букв Александр Сергеевич разъяснял, как следует «набирать» эти буквы, чтобы получить начертание той или иной цифры.

Например, цифра «2» образуется как маршрут ABDC, цифра «3» — ABOCD и т. д.

Александр Сергеевич попытался объяснить принцип начертания цифр следующим образом: арабским цифрам в их первоначальном варианте было придано значение в строгом соответствии с числом углов, которые образуют цифры. Так, иероглиф, изображающий цифру «1», образует один угол, иероглиф «2» —два угла, «3» - три угла и т. д. Это, несомненно, остроумная и удачная догадка. 

Предлагаю решить задачки про углы. По ответам этих задач мы узнаем некоторые факты об Александре Сергеевиче Пушкине, а также расшифруем КОД одной картины.

Задача 1. Дан равнобедренный треугольник ABC, где AB=BC а ∠BAC=65°. Найдите ∠ABC. Ответ дайте в градусах.

Ответ 50 (50 произведений было написано Пушкиным в период «Болдинской осени»)

Задача 2.В треугольнике ABC известно, что  ∠BAC = 16°, AD - биссектриса. Найдите угол ∠BAD. Ответ дайте в градусах.  

Ответ: 8 (В 8 лет Пушкин уже сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы)

Задача 3. На прямой AB взята точка M. Луч MD — биссектриса угла CMB. Известно, что ∠DMC = 7°. Найдите угол CMA. Ответ дайте в градусах.

Ответ: 166 (Рост Пушкина 166 см)

Задача 4. Прямые m и n параллельны. Найдите ∠3, если ∠1 = 82°, ∠2 = 89°. Ответ дайте в градусах.

Ответ: 9

(9 языков знал Пушкин: английский, французский, немецкий, греческий, латинский, испанский, итальянский, а также некоторые славянские языки)

Молодцы! Вы решили все задачи и открыли картину, математика вам помогла найти ключ к следующему этапу урока

Учитель русского языка и литературы: Картина называется «Пушкин на экзамене 8 января 1815 г.», её написал известный русский художник И. Репин. Экзамен идёт в Большом зале Лицея. Давайте устроим небольшую экскурсию – переместимся в Лицей! Попробуйте окунуться в эту атмосферу, представьте себя лицеистами пушкинской эпохи…

(видеоролик, сопровождаемый текстом)

«По широкой парадной лестнице мы поднимаемся на третий этаж и попадаем в самое просторное помещение лицея – Большой зал. Венки, воинские доспехи, одноглавые орлы – символ победы, аллегорические фигуры, олицетворяющие гениев наук, и изображение Афины, обучающей юношей, напоминали воспитанникам об античности, давшей европейскому миру первые учебные заведения – ликеи. Об этом сегодня напоминают и бюсты деятелей классической древности – Гомера, Сократа, Сенеки.

В Большом зале проходили все торжественные мероприятия. В день открытия Лицея 19 октября 1811 г. сюда ввели тридцать мальчиков, одетых в похожую на военную лицейскую форму. Это были дети из дворянских семей в возрасте 12-14 лет, которые успешно прошли вступительные экзамены и имели достойные рекомендации.

На церемонии присутствовала императорская семья, министр просвещения и другие сановники. Звучали торжественные речи, но более всего лицеистам запомнились слова молодого педагога А.П. Куницына: «… из родительских объятий вы поступаете ныне под кров сего Священного Храма Наук. Здесь сообщены будут вам сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина Вы ли захотите смешаться с толпою людей обыкновенных, поглощаемых ежедневно волнами забвения? Нет! Любовь к славе и Отечеству должна быть вашим руководителем!»

Большой зал стал свидетелем поэтического триумфа молодого Пушкина во время переводного экзамена 8 января 1815 г. «Я прочёл мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошёл я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом…» - вспоминал Пушкин.

А 9 июня 1817 г. здесь проходила церемония выпуска первого лицейского курса. Лицей стал одним из самых трогательных воспоминаний. Он заменил Пушкину дом. Он оказался пушкинской поэтической колыбелью. Из лицея Пушкин вынес культ дружбы, которая прочнее любви, выше идейных разногласий, важнее служебных успехов».

Вот и завершилась наша маленькая экскурсия. Сейчас я предлагаю вам небольшую работу в парах.

1) пары придумывают по 2 вопроса по содержанию 1 абзаца:

- 1 пара – 1 абзац

- 2 пара – 2 абзац

-3 пара – 3 абзац

- 4 пара – 4 абзац

- 5 пара – 5 абзац

2) вопросы проблемные по высказыванию Куницына, которые должны вывести к выводу (говорение), М.Е. Николаев «Слово к молодежи»

Рефлексия: напишите 1-минутное эссе: «Мой лицей»

Спасибо Вам, ребята, за урок, за вашу активность и интересные мысли! Будьте всегда такими же любознательными и открытыми, истинными патриотами своей республики! Пусть у каждого из вас, как у великого Пушкина, случится свой Лицей!


Презентация урока: https://shorturl.at/ioDK7





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегрированный бинарный урок математики и литературы "Друзья мои, прекрасен наш союз!"

Автор: Гермогенова Валентина Николаевна

Дата: 22.11.2023

Номер свидетельства: 640429


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства