ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГЕОМЕТРИЮ
«ВИДЫ ТРЕУГОЛЬНИКОВ».
Цели урока:
познакомить с видами треугольников;
провести систематизацию знаний о геометрических фигурах;
развивать вычислительные навыки;
развивать логическое мышление;
воспитывать умение работать в группе.
Оборудование: наглядный материал для оформления доски (лодка), плакат с различными видами треугольников, модели треугольников разных видов, раздаточный материал для устного счета, задания для работы в группах, учебник «Математика – 4 класс».
Литература:
М.И.Моро, М.А.Бантова и др. «Математика – 4 класс» М. «Просвещение» 2006 г.
В.В.Волина «Праздник числа» «Мозаика-Синтез» 2003 г.
О.И.Дмитриева «Математика. Поурочные разработки. 4 класс» «Вако» 2006г. А.В.Ефимова, М.Р.Гринштейн «214 задач и примеров для 4 класса» СПб «Литера» 2008 г.
А.В.Ефимова, М.Р.Гринштейн «Правила и упражнения по математике. 4 класс» СПб «Литера» 2009 г.
Ход урока:
Организационный момент.
Ребята, мы с вами узнали многое, познакомились с разными видами задач, научились читать и записывать многозначные числа, их сравнивать, складывать и вычитать. Впереди нас ждут новые открытия в загадочной и великой стране «Математика», нас ждут «моря задач», «заливы выражений», «геометрические острова», «океаны арифметических действий» и много других приключений.
Я предлагаю вам построить необыкновенную лодку для нашего дальнейшего путешествия с Пифагориком.
Устный счет (построение корпуса лодки).
Вычислить примеры и расположить ответы в порядке возрастания:
Т – 40 х 8 : 10 = 32 Е – 25 х 2 + 10 = 60
К – 250 + 700 = 950 Р – 4 + 80 : 2 = 44
Г – 560 : 7 х 2 = 160 Н – 500 + 50 = 550
У – 20 х 5 – 30 = 70 И – 649 – 40 – 9 = 600
О – 88 : 44 х 90 = 180 Ь – 423 – 1 = 422
Л – 249 + 1 = 250
32; 44; 60; 70; 160; 180; 250; 422; 550; 600; 950 – ТРЕУГОЛЬНИК
(На доске появляется плакат «Треугольник»).
ТРЕУГОЛЬНИК
Объяснение нового материала (сборка мачты)
Пифагорику приснился сон, что он – знаменитый путешественник и что он путешествует к островам страны Геометрия. Он взял ломаную линию из трех отрезков и построил лодочку.
(Дети чертят в тетради треугольник)
Он плыл на лодочке вокруг красивого острова. На нем гуляли треугольники, взявшись за руки по трое. Они даже пели веселую песенку:
Ты на меня, ты на него,
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего по три.
Три стороны и три угла,
И столько же вершин.
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.
Все в нашем городе друзья,
Дружнее – не сыскать.
Мы – треугольников семья,
Нас каждый должен знать!
Пифагорик пошел за треугольниками и увидел: дома – треугольные, деревья – треугольные и человечки ходили треугольные. Вдруг появился стражник и спросил Пифагорика: «А знаешь ли ты, какие бывают треугольники?» Пифагорик только хотел ответить, что знает, как на него стали надвигаться разные треугольники с разных сторон и спрашивать:
«Как я называюсь? Какой я треугольник? А я какой?» Треугольники мелькали у него перед глазами. Пифагорик растерялся, стоял и ничего не говорил. Поможем ему, ребята?
2
5
1
4
3
6
Учитель. Ученики.
Чем отличаются эти треугольники? Они отличаются углами.
Какие углы в треугольниках № 1 и № 5? Острые углы.
Как можно назвать такие треугольники? Остроугольные.
Какой угол есть в треугольниках № 2 и Тупой угол.
№ 4?
Как можно назвать такие треугольники? Тупоугольные.
Какой угол есть в треугольниках № 3 и Прямой угол.
№ 6?
Как можно назвать такие треугольники? Прямоугольные.
Проверим, правильно ли мы назвали
треугольники.
Физкультминутка.
Первичное закрепление изученного материала (сборка парусов)
Чтение текста параграфа на странице 4.
Работа в тетради: начертить в тетради 3 треугольника: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный и обозначить их буквами.
ТРЕУГОЛЬНИК
остроугольный прямоугольный тупоугольный
B D
K
A C E F M N
№ 8 1; 6 4; 7 2; 3; 5
№ 15 3; 4 1; 5 2; 6
Равнобедренные: 2; 4; 6. Равносторонний: 3.
В Е С
А К Д
Сколько треугольников? (5)
Какие это треугольники? Остроугольные: ВКД.
Прямоугольные: АВЕ, ДСЕ.
Тупоугольные: АКЕ, АЕД.
Закрасить треугольники в соответствующие цвета:
остроугольный – желтый; прямоугольный – голубой; тупоугольный – красный.
Закрепление изученного материала.
Показ презентации «Геометрические фигуры».
Итоги урока.
Какое задание вам понравилось?
Что нового узнали? Узнает очень просто
Меня любой школьник:
Я тупо – прямо – остро –
Угольный треугольник.
Какие треугольники называются остроугольными, прямоугольными, тупоугольными?
Домашнее задание: стр. 4 № 11, № 12.