Игра «Путешествие на остров сокровищ»
по теме «Буквенная запись свойств сложения и вычитания»
Цели урока:
- Образовательные:
Научить учащихся записывать свойства сложения и вычитания при помощи букв.
Сформировать умения применять эти свойства при решении задач. - Развивающие:
Развивать умение обобщать полученные знания.
Формировать познавательные умения (наблюдение, сравнение, сопоставление).
Развивать умение выдвигать и обосновывать свои высказывания.
- Воспитательные:
Расширять кругозор учащихся.
Воспитывать наблюдательность и внимательность.
Сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправимся в путешествие. А какое это путешествие вы должны догадаться сами. Запишите в тетради число и тему «Путешествие …
Задание 1
Выполните цепочку действий в тетради:
- Наименьшее трёхзначное число уменьшите в два раза.
- Полученное число уменьшите на 37.
- Полученный ответ умножьте на 4.
- Ответ увеличьте на 18.
- Ответ уменьшите в 10 раз.
- Полученное число умножьте само на себя.
- К полученному произведению прибавьте 11.
- Найдите частное от полученного результата и числа 12.
- К результату прибавьте наименьшее двузначное число.
Проверим ваши результаты: если вы правильно выполнили все задания, значит, вы получили ключ к следующему заданию.
50
13
52
70
7
49
60
5
15
А
К
О
Р
С
П
И
Т
Е
Задание 2
С помощью ключа расшифруйте слова (пират, корсар, капер).
13
50
49
15
70
К
А
П
Е
Р
49
60
70
50
5
П
И
Р
А
Т
13
52
70
7
50
70
К
О
Р
С
А
Р
Кто такие пираты? Это морские разбойники.
А кто знает кто такой корсар и капер? Это тоже морские разбойники только легальные, т. е. они имели разрешение от властей своего государства захватывать корабли враждебного государства (после второй мировой войны каперство отменили).
И так, какое путешествие мы сегодня совершим? Морское и назовём его «Путешествие на остров сокровищ».
Вы все будете пиратами. Вас ждет много неожиданных испытаний. За каждое испытание можно заработать бонус. К концу путешествия мы выберем капитана пиратов «Морского дьявола» по наибольшему количеству бонусов.
Для того чтобы отправиться в море, вы должны захватить корабль.
Задание 3
Назовите и сформулируйте свойства сложения и вычитания:
Свойства сложения
Свойства вычитания
Переместительное свойство
12 + 8 = 8 + 12
Вычитание суммы из числа
42 – (12+4) = 42 – 12 – 4
Сочетательное свойство
10+(5 + 26) =(10+5)+26
Вычитание числа из суммы
(55 + 13) –5 = 55 – 5 +13
Свойство нуля
38 + 0 = 38
Свойство нуля
23 – 0 =23 14 – 14 = 0
Ура! Корабль захвачен!
Вам предстоит нелегкое плавание. А вот и первое испытание! За вами погоня. Как уйти от нее? Для этого нужно выполнить задание.
Задание 4
Замените в примерах числа буквами, так чтобы получилась буквенная запись свойств сложения и вычитания:
а + в = в + а
а + (в + с) = (а + в) + с
а + 0 = а
а – (в + с) = а – в - с
(а + в) - с = (в – с) + а
а – 0 = а а – а = 0
Молодцы, вы убежали от погони.
Из истории математики:
Великий французский математик Франсуа Виет первым стал обозначать буквами не только неизвестные, но и данные величины. Тем самым ему удалось внедрить в науку великую мысль о возможности выполнять алгебраические преобразования над символами, т. е. ввести понятие математической формулы.
Для чего нам необходимо знать свойства и уметь ими пользоваться? Чтобы находить удобное решение.
Задание 5
Найдите значение выражения удобным способом:
(71 + 16) + 9 = (71 + 9) + 16 = 96
24 + (48 + 6) = (24 + 6) + 48 = 78
113 + 4 + 37 = 113 + 37 + 4 = 154
(13 + 54) – 3 =(13 – 3) + 54 = 64
143 – (35 + 33) = (143 – 33) – 35 = 75
Надвигается шторм. Объявляется учебная тревога. Чтобы выжить, надо получить новые знания.
Свойства сложения и вычитания помогают упростить выражение, т. е. сделать его проще, короче.
Внимание на экран.
47 + х + 33 = х + 47 + 33 = х + (47 + 33) = х + 80
Какое свойство применили для упрощения? Переместительное и сочетательное. Запишите в тетради пример.
Задание 6
Упростите выражения:
75 + а + 12 = а + 87
21 + 14 + в = в + 35
С + 81 + 11 = с + 92
33 + у + 38 = у + 71
Танцевальная минутка
Используя свойство вычитания числа из суммы упростим выражение:
(225 + х) – 112 = (225 – 112) + х = 113 + х
Используя это же свойство упростим ещё одно выражение:
У – 39 + 42 = (у + 42) – 39 = у + (42 – 39) = у + 3.
Задание 7
Упростите выражения:
(217 + у) – 208 = (217 – 208) + у = 9 + у
(346 + n) – 186 = (346 – 186) + n = 160 + n
x – 178 + 389 = (x + 389) – 178 = x + (389 – 178) = x + 211
b – 315 + 440 = (b + 440) – 315 = b + (440 – 315) = b + 125
Используя свойство вычитания суммы из числа упростим выражение:
39 – (12 + x) = 39 – 12 – x = 27 – x
Используя данное правило упростим ещё одно выражение:
X – 22 – 33 = x – (22 + 33) = x – 55
Задание 8
Упростите выражения:
115 – (15 + x) = 115 – 15 – x = 100 – x
239 – (88 + y) = 239 – 88 – y = 151 – y
c – 344 – 156 = c – (344 + 156) = c – 500
b – 88 – 112 = b – (88 + 112) = b – 200
Молодцы! Учебная тревога отменяется. Приплыли на остров!
Внимание! Кто-то украл сундук с сокровищами. Чтобы найти вора, нужно знать его приметы. Для этого решите тест.
Тест
1. Упростите выражение: 19 – (14 + с)
а) 5с - курносый; б) 5 + с – нос картошкой;
в) 33 – с – маленький нос; г) 5 – с – на носу бородавка.
2. Найдите значение выражения 49 – с – 14 при с = 13
а) 48 – глаза карие; б) 22 – глаза голубые, в) 36 – глаза зеленые
3.Равенство (a + b) – m = a + (b – m) является:
а) свойством вычитания суммы из числа (губы узкие);
б) свойством вычитания числа из суммы (над губой шрам)
в) сочетательным законом сложения (губы пухлые).
4. Составьте выражение для решения задачи: Три рассказа занимают вместе 186 страниц книги. Первый рассказ занимает 25 страниц, а второй m страниц. Сколько страниц занимает третий рассказ?
а) 186 + 25 – m (лицо овальное); б) 186 – 25 – m (лицо круглое)
в) 186 – 25 + m (лицо с широкими скулами).
Ответ: На носу бородавка, глаза голубые, над губой шрам, лицо круглое.
Сокровища найдены! А теперь подведём итоги, подсчитайте свои бонусы.
Итак, главным пиратом «Морским дьяволом» объявляется …
В море мне никто не рад,
Потому что я – Пират!
Я в костюме черном этом,
Я в бандане, с пистолетом,
Захватить всегда готов
Множество морских судов!
Спасибо за отличное путешествие!
Запишите домашнее задание: № 341, 342, 343
Учитель: Гармаева Светлана Базаровна