ГБОУ ЦО « Технологии обучения»
План-конспект урока алгебры
в 9 классе
на тему:
« Графики функций y =ах 2 + n и y =а(х- m ) 2 »
Разработала:
учитель математики
1 категории
Подольская
Татьяна Олеговна
2015 – 2016 учебный год
г.Москва
Цель урока:
1.Научить изображать схематически графики функций y= ах²+n и y=а(х-m)² с помощью параллельного переноса вдоль осей координат.
2.Строить с помощью шаблона графики функций.
3.Развивать интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, память, внимание.
Планируемые результаты:
В ходе урока учащийся
- развивает умения
систематизировать знания о графиках функций, их свойствах;
устанавливать соответствие между графиком и формулой;
делать обобщения и выводы.
Задачи урока:
Образовательные:
расширить сведения о свойствах квадратичной функции;
ознакомить учащихся с графиками частных видов квадратичной функции – функций у = ах2 , у = ах2 + n, y = a (x – m)2 ; у=a (x – m)2 +n.
научить строить и выполнять преобразования графиков квадратичной функции.
Развивающие:
развитие у учащегося аналитического мышления;
развитие речи (расширение математического словаря).
Воспитательные:
привитие практических умений и навыков по построению графиков;
воспитание познавательной активности;
воспитание ответственности;
воспитание культуры диалога.
Тип урока: формирование новых знаний и умений.
Оборудование: планшет, тетрадь, принадлежности для письма.
Формы работы: индивидуальная.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся.
1.Проверка домашнего задания (разбор нерешенных задач, если они есть).
2.Контроль усвоения материала:
Определение квадратичной функции; (слайд №2)
Запол ни пропуски… (слайд №3)
Функция у=ах2 +вх+с, где а, в, с – заданные действительные числа, а ≠0, х- действительная переменная, называется … функцией. (квадратичной)
График функции у=ах2 при любом а≠0 называют… .( параболой).
Функция у=ах2 является … (возрастающей, убывающей) на промежутке х ≤ 0. (убывающей).
Значения х , при которых квадратичная функция равна нулю, называют… функции.
(нулями функции)
Точку пересечения параболы с осью симметрии называют… параболы. (вершиной параболы)
При а0 ветви параболы у=ах2 направлены… . (вверх)
Если а2 принимает …(положительные, отрицательные ) значения. (отрицательные)
3. Изучение нового материала.
1).Построить три группы графиков функций в одной системе координат для каждой группы и сделать выводы об их расположении (вместе с учителем).
1 группа: у=х2 , у=2х2 , у= х2 . (слайд № 4,5)
2 группа: у=х2 , у=х2 +1, у=х2 -1. (слайд № 6,7)
3 группа: у=х2 , у=(х+1)2 , у=(х-1)2 . (слайд № 8,9)
2)Анализирует результаты работы и делает выводы.
3).Обобщение полученных сведений.(слайды № 10,11)
f(x + n)
n 0
n
Сдвиг влево вдоль оси ОХ на n единиц
Сдвиг вправо вдоль оси ОХ на n единиц
f(x ) + m
m 0
m
Сдвиг вверх вдоль оси ОУ на m единиц
Сдвиг вниз вдоль оси ОУ на m единиц
f(x + n) + m
n 0, m 0
n , m
Сдвиг влево вдоль оси ОХ на n единиц, затем сдвиг вверх вдоль оси ОУ на m единиц
Сдвиг вправо вдоль оси ОХ на n единиц, затем сдвиг вниз вдоль оси ОУ на m единиц
n 0, m
n , m 0
Сдвиг влево вдоль оси ОХ на n единиц, затем сдвиг вниз вдоль оси ОУ на m единиц
Сдвиг вправо вдоль оси ОХ на n единиц, затем сдвиг вверх вдоль оси ОУ на m единиц
4.Закрепление полученных знаний. (слайд№ 12)
1) График какой функции, изображенной на рисунках соответствует указанной формуле у=3х 2 +1. (слайд№ 13)
2) График какой функции, изображенной на рисунках соответствует указанной формуле у= -0,5х 2 -3. (слайд№ 14)
3) График какой функции, изображенной на рисунках соответствует указанной формуле у= -2(х-2) 2 .(слайд№ 15)
4)График какой функции изображенной, на рисунках соответствует указанной формуле у= (х+2) 2 – 4. (слайд№ 16)
5).Какой формулой задается график функции, изображенной на рисунке:
у = (х+2) 2 – 2,
у = 2 - (х+2) 2 ,
у = 2+ (х+2) 2 ,
у = (х+2) 2 . (слайд№ 17)
6).Какой формулой задается график функции, изображенной на рисунке:
у = 2(х+3) 2 +4,
у = 2(х-4) 2 -3,
у = 3-2 (х+4) 2 ,
у = -2(х-3) 2 +4 (слайд№ 18)
Вывод. В заданиях 4), 5), 6) выполняются два преобразования графика функции: сдвиг вдоль осей Ох и Оу.
7) Построить график квадратичной функции y = x2 - 6x +5 без шаблонов. (слайд №19)
Ветви параболы направлены вверх, т.к. а0.
Для её построения найдём координаты вершины параболы и отметим её в координатной плоскости. xB = - = 3, yB = y(3) = - 4.
Построим ещё несколько точек принадлежащих параболе:
X
2
4
1
5
0
6
Y
-3
-3
0
0
5
5
Соединяем отмеченные точки плавной линией.
Ответим на следующие вопросы:
При каких значениях аргумента функция принимает положительные значения?
Укажите наименьшее значение функции?
Какова область её значений?
Найдите координаты точек пересечения графика с осью Ох?
Укажите промежутки возрастания и убывания функции?
Какие значения принимает функция, если 0≤х≤4?
5.Итоги урока. Виды преобразований и способы построения графиков квадратичной функции.
6.Рефлексия. (слайд№ 20)
7.Домашнее задание. (слайд№ 21)
1.Построить в одной системе координат графики функций:
а) у=1/2х2 ; б) у=-1/2(х-3)2 ; в) у=1/2(х+3)2 -2.
2. Укажите координаты вершины параболы и направление ветвей: а)y = -3x2 +5; б)y = (x+5)2 +2; в)y = -0,5(x-2)2 +3; г)y = 2(x-3)2 .