Самарской области средняя общеобразовательная школа №4
п.г.т. Алексеевка городского округа Кинель Самарской области.
Разработка открытого урока алгебры по теме:
«Формула n-го члена арифметической прогрессии»
(9 класс)
Разработала:
учитель математики высшей категории
Верчагина Ольга Геннадьевна
март
2014 год.
Тема урока: «Формула n-го члена арифметической прогрессии»
Тип урока: урок изучения нового материала
Класс: 9 класс
Цели урока:
Вывести формулу n-ого члена арифметической прогрессии.
Рассмотреть основные типы задач на применение формулы n-ого члена арифметической прогрессии.
Использовать на уроке элементы развивающего и проблемного обучения.
Развивать аналитическое мышление учащихся.
Оборудование: технологическая карта урока, тест в двух вариантах, карточки с формулами, цветные карандаши, раздаточный материал: приложение для психологической разгрузки, магический квадрат, модели задач
Ход урока:
Организационный момент: Добрый день, ребята! Хочется начать наш урок с хорошего настроения, пожелать вам удачи на уроке.
Вычислительная пятиминутка: У нас впереди с вами очень важное в жизни каждого выпускника событие: итоговая аттестация, поэтому каждый урок мы начинаем традиционно с вычислительной пятиминутки. Откройте рабочие тетради, запишите число. Помогать в работе на уроке нам поможет технологическая карта нашего урока. ( на парте)
Найдите значение выражения (примеры записаны на доске и в технологической карте урока пункт 1, дети решают примеры самостоятельно, а потом разбирают вместе с классом, анализируя ошибки).
-Запишите последовательность чисел, состоящую из результатов вычисления (1, 4, 7, 11.)
-Дайте определение числовой последовательности.
-Какая это последовательность возрастающая или убывающая? Конечная или бесконечная?
-Какое число в этой последовательности лишнее и почему? (11)
-Какая последовательность называется арифметической прогрессией? Какой рекуррентной формулой задаётся арифметическая прогрессия? (аn=аn-1+d)
-Как ещё можно записать эту формулу? (an+1=an+d)
-Как называю число d? По какой формуле можно найти d? (d=an-an-1)
- Как ещё можно записать формулу для d? (d=an+1-an)
- Какой станет прогрессия, если поставить многоточие после числа 7?
1, 4, 7, ….. (бесконечная, возрастающая).
-Назовите ещё несколько членов этой прогрессии.
-Что означает слово «прогресс»? (в переводе с латинского «прогрессио»– это движение вперёд. Мы продолжаем с вами двигаться вперёд. Мы знаем, как задаётся арифметическая прогрессия. Девиз нашего урока: «Мало знать, надо уметь пользоваться».
3. Подготовка к изучению нового материала:
Работа в парах: В арифметической прогрессии a1, a2, 6, 4, a5 .Найти a1, a2, a5 (технологическая карта пункт 2)
Решение: d=4-6=-2
a5=a4+d=4-2=2
a2=a3-d=6+2=8
a1=a2-d=8+2=10
-Укажите в этой прогрессии a8. (a8= -4)
- Найдите a126. (найти можно, но долго придётся считать).
Возникает проблема: нужно найти такой способ, который позволит нам быстро отыскать любой член арифметической прогрессии.
4.Изучение нового материала:
-Давайте попробуем вместе с вами найти этот способ, используя определение арифметической прогрессии (ученик у доски выводит формулу)
an=an-1+d
a2=a1+d
a3=a2+d= a1+2d
a4=a3+d= a1+3d
an=a1+(n-1)d
-Теперь найдём a126 по формуле n-го члена арифметической прогрессии: а126=10+(126-1)·(-2)=10-250= - 240.
Итак, что необходимо знать для нахождения любого члена прогрессии? (а1 и d).
5.Закрепление изученного материала:
1) Верно ли, что (устно): a4=a1+3d a2k=a1+(2k-1)d
a9=a1+10d ak-4= a1+(k-3)d
a3=a1-4d ak+7= a1+(k-6)d
2) Исследовательская работа: давайте попробуем выяснить какие типы задач с использование формулы an=a1+(n-1)dможно решать. (по заданным а1 и d найти аn- это прямая задача). Какие обратные задачи можно составить?
1. Дано: а1 и аn. Найти: d
2. Дано: d и аn. Найти: а1
3. Дано: а1 , d и аn. Найти: n
3)Решение задач у доски: (технологическая карта пункт 3)
Задача1. ÷(аn): a1=10, a5=22, d-?
Задача2. ÷(an): a5=6, d=2, a1=?
Задача3. ÷(an): a1=0, d=0,5, an=5, n=?
4) Решение реальной задачи с практическим применением:
Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 минут. Сколько дней следует применять ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности 1 ч 45 минут? (10 дней)
Решение:an=a1+(n-1)d
15+(n-1)·10=105
n-1=(105-15):10
n=10 Ответ: 10 дней.
6.Психологическая разгрузка:
У вас на столах лежат листы, на которых написаны цифры от 1 до 9. Теперь раскрасьте ряд двумя разными цветами в любом порядке.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
А пока вы раскрашиваете, я расскажу про замечательного математика по имени Рамсей. Он жил в начале 20 века. Им была создана теория, доказывающая, что в мире нет абсолютного хаоса. Что даже, казалось бы, самая неупорядоченная система имеет определённые математические закономерности. Вспомните, когда вы смотрите на звёзды, то может показаться, что расположены они в самом случайном порядке. Но ещё в древности люди увидели там созвездие Рыб и Кассиопеи, Льва и Ориона. И вот на ваших карточках, казалось бы, цифры раскрашены в случайном порядке. Но Рамсей доказал, что это не так, доказав следующий факт: обратите внимание, что хотя бы три каких-либо числа одного цвета обязательно составляют арифметическую прогрессию. Запишите эти числа.
7.Проверочная работа: тест в двух вариантах (задания из ГИА №6)
Тест
Вариант1.
1.Последовательности заданы несколькими первыми членами. Одна из них – арифметическая прогрессия. Укажите её
3;6;9;12 3)1;2;4;8
1;3;4;5 4)1;;;
2. Арифметическая прогрессия начинается так: 5; 4; 3;…. Какое число стоит на 101 месте? Ответ:_________________
3. Найти первый член арифметической прогрессии (аn), если а4=18, d= -3
Ответ_________________
4. Найти а1,d, а26 для арифметической прогрессии (аn): 10;4; -2;…..
Ответ_________________________
Тест.
Вариант 2
1.Одна из последовательностей является арифметической прогрессией. Укажите эту последовательность.
1) 5;7;9;11;… 3); ;;…
2) 1;2;4;6;… 4) 9;3;1;…
2. Арифметическая прогрессия начинается так: 16; 12;8;… Какое число стоит на 71 месте? Ответ________
3. Найти первый член арифметической прогрессии (аn), если а16=4, d=2.
Ответ_________
4. Найти а1, d, а31 для арифметической прогрессии (аn): -11; -7; -3;…
Ответ________
8.Итог урока. Рефлексия: Давайте вспомним, с какой проблемой мы столкнулись в начале урока. Удалось ли нам решить её? Можем ли мы найти любой член прогрессии по формуле n-го члена?
Свою работу вы можете оценить сами. Представьте гору, на которую нужно подняться. На каком уровне вы находитесь после сегодняшнего урока. Если усвоили всё хорошо, то – вершина, если нет, то где? Не расстраивайтесь – есть к чему стремиться!
(магический квадрат – это квадрат с 9 клетками, в которые вписывают числа так, чтобы сумма по вертикали, горизонтали, диагонали была одним и тем же числом – constanta).
Дана «стайка девяти чисел» 3,5,7,9,11,13,15,17,19.
Она представляет собой арифметическую прогрессию. Кроме того, данная стайка чисел привлекательна способностью разместиться в девяти клетках квадрата 3×3, так что образуется магический квадрат с константой, равной 33
Дело в том, что из каждых девяти последовательных членов любой арифметической прогрессии натуральных чисел можно составить магический квадрат.