kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формула n-го члена арифметической прогрессии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале представлена разработка урока по теме "Формула n-го члена арифметической прогресси" по учебнику А. Мордковича.

Цели урока:

Вывести формулу n-го члена арифметической прогрессии

Рассмотреть основные типы задач на применение формулы

Использовать элементы проблемного и развивающего обучения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формула n-го члена арифметической прогрессии »

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №4

п.г.т. Алексеевка городского округа Кинель Самарской области.









Разработка открытого урока алгебры по теме:

«Формула n-го члена арифметической прогрессии»

(9 класс)











Разработала:

учитель математики высшей категории

Верчагина Ольга Геннадьевна







март

2014 год.

Тема урока: «Формула n-го члена арифметической прогрессии»

Тип урока: урок изучения нового материала

Класс: 9 класс

Цели урока:

  1. Вывести формулу n-ого члена арифметической прогрессии.

  2. Рассмотреть основные типы задач на применение формулы n-ого члена арифметической прогрессии.

  3. Использовать на уроке элементы развивающего и проблемного обучения.

  4. Развивать аналитическое мышление учащихся.

Оборудование: технологическая карта урока, тест в двух вариантах, карточки с формулами, цветные карандаши, раздаточный материал: приложение для психологической разгрузки, магический квадрат, модели задач

Ход урока:

  1. Организационный момент: Добрый день, ребята! Хочется начать наш урок с хорошего настроения, пожелать вам удачи на уроке.

  2. Вычислительная пятиминутка: У нас впереди с вами очень важное в жизни каждого выпускника событие: итоговая аттестация, поэтому каждый урок мы начинаем традиционно с вычислительной пятиминутки. Откройте рабочие тетради, запишите число. Помогать в работе на уроке нам поможет технологическая карта нашего урока. ( на парте)

Найдите значение выражения (примеры записаны на доске и в технологической карте урока пункт 1, дети решают примеры самостоятельно, а потом разбирают вместе с классом, анализируя ошибки).









-Запишите последовательность чисел, состоящую из результатов вычисления (1, 4, 7, 11.)

-Дайте определение числовой последовательности.

-Какая это последовательность возрастающая или убывающая? Конечная или бесконечная?

-Какое число в этой последовательности лишнее и почему? (11)

-Какая последовательность называется арифметической прогрессией? Какой рекуррентной формулой задаётся арифметическая прогрессия? (аnn-1+d)

-Как ещё можно записать эту формулу? (an+1=an+d)

-Как называю число d? По какой формуле можно найти d? (d=an-an-1)

- Как ещё можно записать формулу для d? (d=an+1-an)

- Какой станет прогрессия, если поставить многоточие после числа 7?

1, 4, 7, ….. (бесконечная, возрастающая).

-Назовите ещё несколько членов этой прогрессии.

-Что означает слово «прогресс»? (в переводе с латинского «прогрессио»– это движение вперёд. Мы продолжаем с вами двигаться вперёд. Мы знаем, как задаётся арифметическая прогрессия. Девиз нашего урока: «Мало знать, надо уметь пользоваться».

3. Подготовка к изучению нового материала:

Работа в парах: В арифметической прогрессии a1, a2, 6, 4, a5 .Найти a1, a2, a5 (технологическая карта пункт 2)

Решение: d=4-6=-2

a5=a4+d=4-2=2

a2=a3-d=6+2=8

a1=a2-d=8+2=10

-Укажите в этой прогрессии a8. (a8= -4)

- Найдите a126. (найти можно, но долго придётся считать).

Возникает проблема: нужно найти такой способ, который позволит нам быстро отыскать любой член арифметической прогрессии.

4.Изучение нового материала:

-Давайте попробуем вместе с вами найти этот способ, используя определение арифметической прогрессии (ученик у доски выводит формулу)

an=an-1+d

a2=a1+d

a3=a2+d= a1+2d

a4=a3+d= a1+3d

an=a1+(n-1)d

-Теперь найдём a126 по формуле n-го члена арифметической прогрессии: а126=10+(126-1)·(-2)=10-250= - 240.

Итак, что необходимо знать для нахождения любого члена прогрессии? (а1 и d).

5.Закрепление изученного материала:

1) Верно ли, что (устно): a4=a1+3d a2k=a1+(2k-1)d

a9=a1+10d ak-4= a1+(k-3)d

a3=a1-4d ak+7= a1+(k-6)d

2) Исследовательская работа: давайте попробуем выяснить какие типы задач с использование формулы an=a1+(n-1)d можно решать. (по заданным а1 и d найти аn- это прямая задача). Какие обратные задачи можно составить?

1. Дано: а1 и аn. Найти: d

2. Дано: d и аn. Найти: а1

3. Дано: а1 , d и аn. Найти: n

3)Решение задач у доски: (технологическая карта пункт 3)

Задача1. ÷(аn): a1=10, a5=22, d-?

Задача2. ÷(an): a5=6, d=2, a1=?

Задача3. ÷(an): a1=0, d=0,5, an=5, n=?

4) Решение реальной задачи с практическим применением:

Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 минут. Сколько дней следует применять ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности 1 ч 45 минут? (10 дней)

Решение: an=a1+(n-1)d

15+(n-1)·10=105

n-1=(105-15):10

n=10 Ответ: 10 дней.

6.Психологическая разгрузка:

У вас на столах лежат листы, на которых написаны цифры от 1 до 9. Теперь раскрасьте ряд двумя разными цветами в любом порядке.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А пока вы раскрашиваете, я расскажу про замечательного математика по имени Рамсей. Он жил в начале 20 века. Им была создана теория, доказывающая, что в мире нет абсолютного хаоса. Что даже, казалось бы, самая неупорядоченная система имеет определённые математические закономерности. Вспомните, когда вы смотрите на звёзды, то может показаться, что расположены они в самом случайном порядке. Но ещё в древности люди увидели там созвездие Рыб и Кассиопеи, Льва и Ориона. И вот на ваших карточках, казалось бы, цифры раскрашены в случайном порядке. Но Рамсей доказал, что это не так, доказав следующий факт: обратите внимание, что хотя бы три каких-либо числа одного цвета обязательно составляют арифметическую прогрессию. Запишите эти числа.

7.Проверочная работа: тест в двух вариантах (задания из ГИА №6)



Тест

Вариант1.

1.Последовательности заданы несколькими первыми членами. Одна из них – арифметическая прогрессия. Укажите её

  1. 3;6;9;12 3)1;2;4;8

  2. 1;3;4;5 4)1;;;

2. Арифметическая прогрессия начинается так: 5; 4; 3;…. Какое число стоит на 101 месте? Ответ:_________________

3. Найти первый член арифметической прогрессии (аn), если а4=18, d= -3

Ответ_________________

4. Найти а1,d, а26 для арифметической прогрессии (аn): 10;4; -2;…..

Ответ_________________________



Тест.

Вариант 2

1.Одна из последовательностей является арифметической прогрессией. Укажите эту последовательность.

1) 5;7;9;11;… 3); ;;…

2) 1;2;4;6;… 4) 9;3;1;…

2. Арифметическая прогрессия начинается так: 16; 12;8;… Какое число стоит на 71 месте? Ответ________

3. Найти первый член арифметической прогрессии (аn), если а16=4, d=2.

Ответ_________

4. Найти а1, d, а31 для арифметической прогрессии (аn): -11; -7; -3;…

Ответ________

8.Итог урока. Рефлексия: Давайте вспомним, с какой проблемой мы столкнулись в начале урока. Удалось ли нам решить её? Можем ли мы найти любой член прогрессии по формуле n-го члена?

Свою работу вы можете оценить сами. Представьте гору, на которую нужно подняться. На каком уровне вы находитесь после сегодняшнего урока. Если усвоили всё хорошо, то – вершина, если нет, то где? Не расстраивайтесь – есть к чему стремиться!

Дополнительное задание:(если останется время): Магический квадрат.

(магический квадрат – это квадрат с 9 клетками, в которые вписывают числа так, чтобы сумма по вертикали, горизонтали, диагонали была одним и тем же числом – constanta).

Дана «стайка девяти чисел» 3,5,7,9,11,13,15,17,19.

Она представляет собой арифметическую прогрессию. Кроме того, данная стайка чисел привлекательна способностью разместиться в девяти клетках квадрата 3×3, так что образуется магический квадрат с константой, равной 33










Дело в том, что из каждых девяти последовательных членов любой арифметической прогрессии натуральных чисел можно составить магический квадрат.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формула n-го члена арифметической прогрессии

Автор: Верчагина Ольга Геннадьевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101667


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1530 руб.
2350 руб.
1560 руб.
2400 руб.
1720 руб.
2640 руб.
1720 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства