Формирование элементарных математических представлений
Конспект занятия
Тема. Высокий - низкий, широкий - узкий, длинный - короткий.
Цель занятия. Научить детей сравнивать предметы по величине: высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, большой - маленький; познакомить с этими величинами, выработать умение сравнивать и правильно обозначать параметры: выше, ниже, шире, уже. Развивать логическое мышление. Воспитывать интерес к окружающему миру.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Познакомить с математикой, как наукой;
Рассказать, чему будут обучаться дети на занятиях по математике.
2.Сообщение темы и целей занятия.
3. Работа над новой темой.
а) Сравнение предметов по величине.
- Что можно сказать о классной комнате? (Она большая, широкая).
- Какие окна? (Большие, широкие).
- Какой коридор в детском саду? (Длинный, широкий).
- Какое здание школы? (Высокое, большое).
б) Работа с наглядным материалом.
Педагог предлагает сравнить по величине два дома, задает вопросы, помогающие детям установить параметры домов.
Сравнивая их, дети устанавливают, что один из домов высокий, большой и окна в нем широкие по сравнению с другим домом - низким, маленьким, с узкими окнами.
Далее дети сравнивают высоту деревьев вокруг дома.
С помощью рисунка в тетради дети сравнивают широкую дорогу с узким тротуаром, закрепляя понятия "широкий", "узкий".
Дети сравнивают друг друга по росту и называют свой возраст. Этот высокий и выглядит старше, а другой - ниже, меньше и, следовательно, он младше.
Ребята сравнивают и уточняют, что одежда старшего мальчика будет большой и широкой для младшего, а одежда маленького будет тесной для большого-старшего мальчика. Большим мячом играет старший, а маленьким - младший. Большим мячом играют в футбол, волейбол, баскетбол, а маленьким - в другие игры - в выбивало и т.д.
Педагог предлагает сравнить мячи по величине (большой, маленький), назвать материал, из которого они изготовлены. Уточнить, какой мяч тверже - кожаный или резиновый, почему? Завершая работу с мячами, дети определяют, какую форму они имеют.
Затем сравнивают одежду по длине, ширине, толщине, различают и сравнивают по величине ручки и карандаши.
4. Работа в тетради.
5. ИГРА "ПОСТРОИМ ДОМ."
Цель. Учить детей сопоставлять предметы по величине, выбирать по образцу предмет определенной величины.
Материал. Два набора домов: один из них используется в качестве образца. В каждом наборе по 4 дома разной величины, части дома (крыша, дверь, окно, рама) вырезаны из цветного картона, и вставляются в соответствующие отверстия.
Задания ребенку. Построить дом, найти его части по образцу, вставлять их в соответствующие отверстия.
Содержание игры. Педагог рассказывает детям, что плотники построили четыре дома различной величины, показывает их. Дети отмечают форму частей дома, их величину, устанавливают пространственные отношения между домом и его частями. По мере надобности педагог использует прием обведения контура частей. Затем даст задание построить дом по образцу. Дети сравнивают найденные части с образцом и вставляют их в соответствующие отверстия. Определяют лучших "плотников".
Игра проводится в течение 3-4 минут.
6.Анализ, итог занятия.
На этом занятии дети научились различать, сравнивать предметы вокруг по величине и правильно обозначать их параметры: высокий-низкий, большой-маленький, широкий-узкий