«Этот удивительный график функции корень квадратный из х»
Цель: формирование навыка в исследовании графика функции .
Задачи урока:
· Образовательная – обобщение, систематизация знаний функции , ее графика и свойств, закрепление умения и навыков по применению полученных знаний к решению задач.
· Воспитательная – формирование целостного восприятия окружающего мира.
· Развивающая – развитие внимания, математической логики, познавательного интереса и умения применять учебную информации в нестандартных ситуациях.
Просмотр содержимого документа
«Этот удивительный график функции корень из х »
«Этот удивительный график функция »
Цель: формирование навыка в исследовании графика функции .
Задачи урока:
Образовательная – обобщение, систематизация знаний функции , ее графика и свойств, закрепление умения и навыков по применению полученных знаний к решению задач.
Воспитательная – формирование целостного восприятия окружающего мира.
Развивающая – развитие внимания, математической логики, познавательного интереса и умения применять учебную информации в нестандартных ситуациях.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас, надеюсь, что сегодняшний урок будет интересным и полезным для вас, а главное принесет вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны от проделанной работы. Желаю вам успехов.
Вдумайтесь в слова русского ученого, основоположника аэродинамики Николая Егоровича Жуковского: «В математике есть своя красота, как в живописи и в поэзии». Надеюсь, сегодня на уроке мы сможем это прочувствовать.
Тема нашего обобщающего урока «Функция , ее свойства и график». 3. Устные упражнения.
- Наш урок мне бы хотелось начать с исторического момента. История этого простого символа началась еще пять веков назад! Какими только символами его не обозначали. Лишь 1626 году он обрел близкое к сегодняшнему обозначение в виде буквы V. Это произошло благодаря ученому – французскому математику из Нидерланд Альберту Жирару. Палочку над подкоренным выражением писали отдельно от буквы несколько десятилетий. И лишь спустя некоторое время французский философ и математик преобразовал символ, соединив букву с чертой. И только к концу семнадцатого века запись выражения с корнем приобрела вид, который сохранился на сегодняшний день. А чтобы назвать имя этого выдающегося математика, мы с вами должны выполнить устные вычисления и заполнить таблицу:
1) ; 4) 7) 10)
2) ; 5) 8)
3) ; 6) ; 9) ;
9
80
7
- 20
13
53
10
6
0,8
Е
Д
К
Т
Р
Р
Е
Н
А
Е
Получилось: Рене Декарт.
Именно Рене Декарт преобразовал символ, соединив букву с чертой.
– Теперь самое время построить график функции и повторить его свойства. (График строим на доске)
На слайде презентации написаны свойства функции
Правильный ответ:
Область определения – луч [0; + ∞)
Область значений – луч [0; +∞)
у = 0 при х = 0; у 0 при х 0
функция возрастает на луче [0; + ∞)
ограниченна снизу
наибольшее значение функции – не существует
наименьшее значение функции - 0
функция непрерывна
выпукла вверх
Выполним преобразования графика функции и постоим графики следующих функций:
(внутреннее преобразование, симметричное отображение графика относительно оси ОХ);
(комбинированное преобразование, параллельный перенос вдоль оси ОХ на 3 единицы масштаба вправо и на 4 единицы масштаба вверх);
; (внутреннее преобразование, параллельный перенос на 2 единицы масштаба влево вдоль оси ОХ);
(внутреннее преобразование, происходит сжатие графика к оси ОХ);
(внешнее преобразование, растяжение графика вдоль оси ОУ)
(внутреннее преобразование, симметричное отображение графика относительно оси ОУ)
В окружающем нас мире много предметов, которые описывают некоторую математическую функцию. Даже известные пословицы и поговорки можно представить с помощью графика. Современная математика знает множество функций, и у каждой свой неповторимый облик, как неповторим облик каждого из миллиардов людей, живущих на Земле.
И сегодня девочки подготовили свои проекты, исследовав, где мы в жизни встречаемся с графиком функции корень из х.
1 учащаяся: «Иррациональная функция в пословицах».
- В соответствии с темой проекта, естественно возникает вопрос: Возможно, ли установить связь между функциями и устным народным творчеством? Я предполагаю, что возможно установить связь между основными свойствами функций и некоторыми пословицами и поговорками.
- В нашей жизни мы очень часто произносим пословицы и поговорки и, бывает даже не задумываемся, что они связаны функциональной зависимостью с графиками функций. Так как сегодня у нас обобщающий урок по теме «Функция , его свойства и график» мне стало интересно, а смогу ли я подобрать такие пословицы и поговорки и связать их с графиком функции. И вот что у меня получилось.
1. «Чем дальше в лес, тем больше дров». Изобразим графиком, как нарастает количество дров по мере продвижения вглубь леса. Горизонтальная ось графика – это лесная дорога. А по вертикали будем откладывать количество дров на данном километре. Согласно пословице эта функция неизменно возрастает. Какие бы мы две точки на оси абсцисс ни взяли – значение функции будет больше. Такое свойство функции называется монотонным возрастанием.
2. «Каши маслом не испортишь» Качество каши можно рассматривать как функцию количества масла в ней. Согласно пословице эта функция не уменьшается с добавкой масла. Она, возможно, увеличивается, но может оставаться и на прежнем уровне. Подобного рода функция называется монотонно неубывающей. Неубывание – это движение либо вверх, либо ни вверх, ни вниз.
3. «Тише едешь, дальше будешь». Очень много людей, которые предпочитают быструю езду на автомобиле. Но они не задумываются о последствиях. В целях собственной безопасности и безопасности окружающих нужно вспоминать эту пословицу.
4. «Век живи – век учись»
5. «Пересев хуже недосева» вековой опыт свидетельствовал: урожай лишь до некоторой поры растет вместе с плотностью посева, дальше он снижается, потому что при чрезмерной густоте ростки начинают глушить друг друга. Урожай максимален, когда поле засеяно в меру.
- В ходе исследования я выяснила, что между основными свойствами функций и некоторыми пословицами и поговорками можно установить связь. Таким образом, выдвинутая гипотеза нашла в работе свое подтверждение, а все поставленные цели и задачи достигнуты.
Вторая учащаяся. Цель моего проекта заключается в том, чтобы выяснить, встречается ли в природе и окружающей нас действительности иррациональная функция вида у = корень из х
В своем проекте я привела несколько примеров из жизни.
- В природе мы можем наблюдать такое явление как радуга. Если мы проведем оси координат, то наша радуга становится очень похожа на график функции у = корень из х.
- Но если внимательнее посмотреть на картинку, то можно наблюдать вторую радугу. И проведя вспомогательные оси координат, то увидим еще один график функции, который получается из графика функции у = корень из х параллельным переносом влево вдоль оси абсцисс на 3 единицы масштаба.
- Часть арочного моста – оказывается тоже график функции
- Готовя проект мне стало интересно, а нет ли у нас дома предметов напоминающих функцию, оказалось, что если рассмотреть арку часов на отрезке, то это тоже функция у = корень из х.
- Самую красивую радугу я наблюдала летом, в нашем селе, и эту красоту я даже сфотографировала, и оказалось, что эта радуга тоже напоминает функцию у = корень из минус х
- Оказывается, если быть более наблюдательными, то в окружающей нас действительности мы можем наблюдать известные нам графики функций.
Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой по вариантам
1 вариант
Найдите значение выражения
А) 49; Б) 24.5 В) 7; Г) 41
2. Найдите значение выражения
А) - 38; Б) – 26; В) – 13; Г) - 226;
3. Найдите наибольшее значение функции у = на отрезке [1; 25].
А) 1; Б) 5; В) -1; Г) 25.
4. Решите уравнение
А) 64; Б) 4; В) 2; Г) нет корней.
5. Решите уравнение
А) 23; Б) 5 В) 26; Г) нет корней
2 вариант
Найдите значение выражения
А) 36; Б) 6; В) 33; Г) 18
2. Найдите значение выражения
А) 19; Б) – 47; В) – 701; Г) - 83;
3. Найдите наибольшее значение функции у = на отрезке [16; 49].
А) 4; Б) 7; В) 16; Г) 256.
4. Решите уравнение
А) 5; Б) 0; В) 25; Г) нет корней.
5. Решите уравнение
А) 5; Б) 2; В) 2,2; Г) нет корней
(На интерактивной доске Panaboard правильные ответы за ширмой:
вариант 1 1 – В; 2 – Б; 3 – Б; 4 – Б; 5 – А
вариант 2 1 – Б; 2 – А; 3 – А; 4 – В; 5 – А.)
Физминутка.
Отвели свой взгляд направо,
Отвели свой взгляд налево,
Оглядели потолок,
Посмотрели все вперёд.
Раз – согнуться – разогнуться,
Два ─ согнуться – потянутся,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Пять и шесть тихо сесть.
Работа с учебником. Решение упражнений
№ 14.28 (а,б); 15.33 (а,б)
б) № 15.100 (а,б) – если останется время
Индивидуальные карточки:
Упростите выражение а) и найдите значение этого выражения при а = 3,5 и в = 10 ;
Итог урока Эпиграфом нашего урока были слова: «В математике есть своя красота, как в живописи и в поэзии»
Рефлексия. Сегодня на уроке
Я узнал, что ……
Я научился, …..
Я могу …..
Итак, определите какая из точек принадлежит графику функции у =