kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовно-нравственное воспитание личности на уроках математики через применение современных педагогических технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Духовно-нравственное воспитание личности на уроках математики через применение современных педагогических технологий".

Выступление на Межрегиональном семинаре учителя математики первой квалификационной категории МОУ " Средняя школа СШ № 6" города Волжска Республики Марий Эл Хисамиевой Алсу Рашитовны. 16 ltrf,hz 2015 ujlf/

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание личности на уроках математики через применение современных педагогических технологий»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 6 города Волжска»

Республики Марий Эл







Духовно-нравственное воспитание личности на уроках математики через применение современных педагогических технологий

Выступление на Межрегиональном семинаре учителя математики

первой квалификационной категории

МОУ СШ № 6 г Волжска Республики Марий Эл

Хисамиевой Алсу Рашитовны



























Волжск, 2015 год

«…Три качества – обширные знания, привычка

мыслить и благородство чувств – необходимы

для того, чтобы человек был образованным

в полном смысле  слова».

Н.Г.Чернышевский.


« Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника». Ш.А.Амонашвили.

В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности.

Духовно-нравственное воспитание - это нравственные чувства (совесть, долг, ответственность, гражданственность, патриотизм); облик (терпение, милосердие, кротость, незлобивость); позиция (способность к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний); здоровье (создание условий для сохранения физического, психического здоровья, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда физической культуры и здорового образа жизни);поведение (готовность служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

В современном обществе, жизни наблюдается низкий уровень общественной морали, постепенно утрачиваются семейные традиции и ценности, патриотические чувства, среди подростков процветает алкоголизм, курение, наркомания. Проблема духовно-нравственного воспитания становится актуальной. Какими бы нам хотелось видеть своих детей? Отвечая на этот вопрос, мы скажем: порядочными, добрыми, умными, честными, справедливыми. А что мы взрослые делаем для того, чтобы вырастить наших детей такими? Здесь важную роль играет семья, социум, школа. Одной из приоритетных задач школы – способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса. Именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения, как самой личности, так и общества.

Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения. По словам К.Д.Ушинского настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души. И не важно, какой предмет он ведёт, главное, какие условия создает учитель на своих уроках для гармоничного развития личности. Важное значение для реализации задач духовно-нравственного воспитания школьников имеет фактор жизненной и профессиональной активности самого учителя, так как воспитанник фиксирует прежде всего то, что ярче всего проявляется в личности наставника.

Учитель должен помнить, что встречаясь даже с очень одаренным учеником, он готовит из него не математика, а прежде всего всесторонне развитую личность, и эту работу он выполняет в тесном единстве с учителями других школьных дисциплин.

Считается, что духовно-нравственное воспитание легко решать на уроках, связанных с гуманитарными науками и гораздо труднее на уроках естествознания, тем более на математике. На первый взгляд, урок математики никак не связан с духовно-нравственным воспитанием.

Цель работы – показать, что на уроках математики можно успешно реализовать направление духовно-нравственного воспитания. Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике.  На своих уроках реализую данное направление через решение практических задач. Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка.

На уроке математики духовно-нравственное воспитание осуществляю посредством четырех факторов:

  • через содержание образования;

  • через методы и формы обучения;

  • через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;

  • через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).

Основные педагогические технологии, используемые мною в работе с целью духовно-нравственного воспитания личности:

а) педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

- игровые технологии,

- проблемное обучение,

- технология проведения дискуссий,

б) педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:

- технология индивидуализации обучения,

- технология групповой деятельности,

- технология уровневой дифференциации

Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится на различных этапах урока: в процессе овладения теорией предмета, при устном счете и решении задач, в ходе выполнения домашних заданий, при проведении экскурсий, подготовке к олимпиадам, творческим конкурсам.

В обучении математике, как уже отмечалось, с точки зрения духовно-нравственного воспитания огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учётом дидактических и методических требований. Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков.. Формирование гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию.

Уроки проводятся по различной воспитательной направленности - краеведение, здоровье, патриотизм, экология.

Патриотические задачи для учащихся 5 класса.

Тема: «Действия с дробями».

Задача 1: От подножья кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась 20 дней и ночей. Высота ступени 0,15м, ширина 0,35м. Какова Высота Мамаева кургана?

Тема « Действия с десятичными дробями»

Задача 2: Вычислив значения выражений, вы узнаете годы жизни Маршала и четырежды Героя Советского Союза Г.К. Жукова.

I.      ( 4 × 2,115 + 8,4 : 0,8) × 100          II.    ( 30,37: 0,5 – 5,125 × 8 ) × 100

         (1896 г. – год рождения)                                  (1974 г. – год смерти)

Тема «Круговые диаграммы»

Задача 3:  «Во время Великой Отечественной войны основные усилия работников тыла были переключены на обеспечение нужд танкового, артиллерийского, боеприпасного и других производств, обеспечивавших  действующие войска.  Так блокадный Ленинград оставался главным судостроительным центром страны. За годы войны  судостроители дали Военно-морскому флоту новые образцы 54-х подводных лодок, 2-х крейсеров, 19-ти эскадренных миноносцев, 38-ми тральщиков. Постройте круговую  диаграмму распределения новых образцов военно-морской техники»

Экологические задачи

Экологические проблемы возникли не сегодня. Математика создаёт условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.


Числовые выражения. Математический язык. Математическая модель.

Задача 1: Составьте задачу на основании приведенных данных и предложите ее решение, составив числовое выражение: Гектар леса за год отфильтровывает из воздуха 50-75 т пыли, поглощая ежедневно 220-280 кг углекислого газа и выделяя 180-220 кг кислорода. Леса на территории ШЛ «Молодой лесник» расположены на площади 354,8 тыс. га.


Функциональные зависимости

Задача 2: В Поволжье, по экспертным данным, в 2001 г. общее количество вредных веществ, выброшенных предприятиями, транспортом и другими источниками загрязнения, составило 388,3 тыс. т, что на 29,5 тыс. т больше, чем в 1998 г., и на 327,5 тыс. т меньше, чем в 1990 г., а в 1978 г. – на 2173,6 т больше, чем в 1990 г. Вычислите данные по годам и представьте их в виде таблицы. Как (в процентах к 1978 г.) изменились выбросы вредных веществ по годам? С чем это может быть связано?


Решение квадратных неравенств

Задача 3: Замечено, что для любого дерева можно составить уравнение, которым можно описать зависимость его роста от светового режима. Пусть уравнение для отдельно взятого дерева выглядит так: y = - 0,25 x2 + 1,2x – 240, где y – скорость развития дерева, x – продолжительность светового дня (ч). Определите, при какой продолжительности дня скорость развития дерева будет не больше 0,5? В ответе укажите, только целочисленные значения.


Здоровый образ жизни

На своих уроках провожу работу по борьбе с вредной привычкой подростков - курением. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно во всем мире от болезней, связанных с курением, умирает 2,5 млн. человек. Смертность растет прямо пропорционально количеству выкуренных сигарет. Большой процент смертности среди тех, кто начал курить в раннем возрасте. Поэтому проблема борьбы с курением детей имеет социальный характер, и мы, взрослые, особенно учителя, должны помочь молодежи сделать правильный выбор о несовместимости курения и здоровья. В содержание уроков я включаю специальные интересные вставки с фактами, статистическими и научными данными, иллюстрирующими опасность курения.

Задача 1: Статистика показывает, что курящих подростков мальчиков – 60%, девочек – 40 %. Определите, сколько курящих детей в нашей школе по статистике, если в ней мальчиков – 215, девочек – 165.Всего учащихся 380.

Задача 2: Одна выкуренная сигарета нейтрализует 20% витаминов. Суточная норма для школьников потребности в различных витаминах 125 мг. Сколько миллиграммов витаминов ворует у себя курильщик с каждой сигаретой?

Задача 3: Сейчас вы, выполнив задание, должны найти букву, которой соответствует ваш ответ и записать ее в тетрадь и из полученных букв составьте слово .

1 вариант

2/3 от 36 ; 0,2 от 25; 20% от 50; 10% от 250; 40% от 250; 0,3 от 1,6 .

  • Ключ 10 – Р; 100 –Ц; 25 – Д; 0,48 – Е; 5 – Е; 24 - С .

2 вариант 4/5 от 3,5; 1/3 от 18; 0,4 от 5; 0,2 от 20; 30% от 4,5; 25% от 3,6.

  • Ключ 6 – Е; 1,35 – Н; 2,8 – П; 2 – Ч; 4 – Е; 0,9– Ь.

3 вариант. Найдите число, если: 2/5 равны 20; 3/4 равны 12; 2/7 равны 1,4; 2/3 равны 18; 0,4 равны 16; 25% равны 0,3.

  • Ключ 40 – И; 4,9 –Г;1,2 – Е; 27 – К;16 – Ё;50 – Л.

Проверка

  • А теперь проверили какое слово получилось у 1 варианта ?(сердце), у 2 варианта (печень), у 3 варианта (лёгкие) .Это основные органы на которые пагубно влияет курение.

  • Сердце Сужаются кровеносные сосуды, делая работу сердца по перекачиванию крови более трудной, в результате наступает спазм коронарных сосудов, что приводит к следующим заболеванием: стенокардии, инфаркта миокарда.Стенокардия у курильщиков бывает в 13 раз чаще, а инфаркт миокарда в 15 раз чаще, чем у тех кто не курит.

  • Печень Курение нарушает работу печени. Печень под его влиянием разрушается. Развивается заболевание – цирроз.

  • Лёгкие в них имеются клетки – чистильщики (макрофаги ), но с большим загрязнением они не справляются, поэтому у курящих людей затрудняется нормальное дыхание, развиваются различные заболевания. Такие как бронхит, туберкулез. Туберкулез легких выявлен у 95 курильщиков из 100 случаев заболевания. Раком же легких страдает 97%курильщиков. Почти у всех курильщиков развивается воспаление дыхательных путей, с которым связан мучительный кашель.


Краеведение

Одним из ведущих направлений формирования духовно-нравственного сознания детей является краеведение.

А теперь мы узнаем, в каком году были построены школа и, где вы учитесь и проводите своё свободное время. Вы должны ответить на вопрос: в каком году была открыта наша школа? Для этого нужно выполнить действия, применяя законы сложения.

Задания на устный счет.

1 ряд: 485+136+664+370+330

2 ряд: 239+425+761+475+85

3 ряд: 1008+505+392+37+43

Наша школа начала действовать с 1985 года. Учились ли в ней ваши родители?

Домашнее задание: узнайте, в каком году построен ваш дом и запишите три примера на применение свойств сложения.


Физкультминутка с применением старинных мер длины


Игра "Верста – аршин - локоть - пядь".

Делать надо то, что говорю, а не то, что показываю.

Услышав слово:

верста - руки поднимаете вверх,

аршин - складываете их крестиком перед собой, "обнимая плечи",

локоть – поднимаем и опускаем локоть, руки меняем,

пядь - кисти рук в разные стороны и показываем пядь (расстояние между большим и указательным пальцами).


Творческие задания

  1. Задачи на примение старинных мер веса, составленные учащимися 5-х классов

Сафина Лия - Купец в первый день продал 2 пуда 5 фунтов муки. Во второй день 3 пуда 10 фунтов. Сколько фунтов муки он продал?

Денисов Дима- Сколько золотников в одном пуде?

Степанова Кристина- Торговец за три дня продал 9 берковец гречихи. В первый день 25 пудов, во второй – 32 пуда. Сколько пудов гречихи продал в третий день?


  1. Отрывки из былин, сказок, рассказов на примение старинных мер длины


Сказка «Журавль и цапля»

Пошёл журавль – тяп, тяп! Семь верст болото месил; приходит и говорит: «Дома ли цапля?»…

1 верста = 500 саженей = 1 км 67 м

7 вёрст = 7 км 469м

Рассказ И.С.Тургенева «Муму»

Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения.

В старину принято было обозначать рост количеством вершков сверх двух аршин. Таким образом, рост Герасима был 2 аршина 12 вершков, т.е. 195,5см.

В заключении хотелось бы отметить, что прежде, чем воспитывать на уроке математики духовно-нравственную личность, нужно для начала заинтересовать самим предметом, чтобы его изучали не с одной лишь целью сдать ЕГЭ или ГИА, а чтобы их интерес к предмету был настолько велик, чтобы они сами могли бы делать различные научные открытия в этой области, а следовательно прославлять свою страну и быть патриотом своей Родины.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хисамиева Алсу Рашитовна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 279915


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1310 руб.
1870 руб.
1750 руб.
2500 руб.
1650 руб.
2350 руб.
1680 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства