Духовно-нравственное воспитание личности на уроках математики через применение современных педагогических технологий
Духовно-нравственное воспитание личности на уроках математики через применение современных педагогических технологий
Тема урока: "Духовно-нравственное воспитание личности на уроках математики через применение современных педагогических технологий".
Выступление на Межрегиональном семинаре учителя математики первой квалификационной категории МОУ " Средняя школа СШ № 6" города Волжска Республики Марий Эл Хисамиевой Алсу Рашитовны. 16 ltrf,hz 2015 ujlf/
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовно-нравственное воспитание личности на уроках математики через применение современных педагогических технологий»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 6 города Волжска»
Республики Марий Эл
Духовно-нравственное воспитание личности на уроках математики через применение современных педагогических технологий
Выступление на Межрегиональном семинаре учителя математики
первой квалификационной категории
МОУ СШ № 6 г Волжска Республики Марий Эл
Хисамиевой Алсу Рашитовны
Волжск, 2015 год
«…Три качества – обширные знания, привычка
мыслить и благородство чувств – необходимы
для того, чтобы человек был образованным
в полном смысле слова».
Н.Г.Чернышевский.
« Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника». Ш.А.Амонашвили.
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности.
Духовно-нравственное воспитание - это нравственные чувства (совесть, долг, ответственность, гражданственность, патриотизм); облик (терпение, милосердие, кротость, незлобивость); позиция (способность к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний); здоровье (создание условий для сохранения физического, психического здоровья, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда физической культуры и здорового образа жизни);поведение (готовность служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
В современном обществе, жизни наблюдается низкий уровень общественной морали, постепенно утрачиваются семейные традиции и ценности, патриотические чувства, среди подростков процветает алкоголизм, курение, наркомания. Проблема духовно-нравственного воспитания становится актуальной. Какими бы нам хотелось видеть своих детей? Отвечая на этот вопрос, мы скажем: порядочными, добрыми, умными, честными, справедливыми. А что мы взрослые делаем для того, чтобы вырастить наших детей такими? Здесь важную роль играет семья, социум, школа. Одной из приоритетных задач школы – способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса. Именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения, как самой личности, так и общества.
Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения. По словам К.Д.Ушинского настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души. И не важно, какой предмет он ведёт, главное, какие условия создает учитель на своих уроках для гармоничного развития личности. Важное значение для реализации задач духовно-нравственного воспитания школьников имеет фактор жизненной и профессиональной активности самого учителя, так как воспитанник фиксирует прежде всего то, что ярче всего проявляется в личности наставника.
Учитель должен помнить, что встречаясь даже с очень одаренным учеником, он готовит из него не математика, а прежде всего всесторонне развитую личность, и эту работу он выполняет в тесном единстве с учителями других школьных дисциплин.
Считается, что духовно-нравственное воспитание легко решать на уроках, связанных с гуманитарными науками и гораздо труднее на уроках естествознания, тем более на математике. На первый взгляд, урок математики никак не связан с духовно-нравственным воспитанием.
Цель работы – показать, что на уроках математики можно успешно реализовать направление духовно-нравственного воспитания. Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. На своих уроках реализую данное направление через решение практических задач. Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка.
На уроке математики духовно-нравственное воспитание осуществляю посредством четырех факторов:
через содержание образования;
через методы и формы обучения;
через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;
через личность самого учителя (прежде всего и в наибольшей степени).
Основные педагогические технологии, используемые мною в работе с целью духовно-нравственного воспитания личности:
а) педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
- игровые технологии,
- проблемное обучение,
- технология проведения дискуссий,
б) педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
- технология индивидуализации обучения,
- технология групповой деятельности,
- технология уровневой дифференциации
Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится на различных этапах урока: в процессе овладения теорией предмета, при устном счете и решении задач, в ходе выполнения домашних заданий, при проведении экскурсий, подготовке к олимпиадам, творческим конкурсам.
В обучении математике, как уже отмечалось, с точки зрения духовно-нравственного воспитания огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учётом дидактических и методических требований. Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков.. Формирование гражданских качеств личности посредством решения задач, содержащих историко-краеведческую и экологическую информацию.
Уроки проводятся по различной воспитательной направленности - краеведение, здоровье, патриотизм, экология.
Патриотические задачи для учащихся 5 класса.
Тема: «Действия с дробями».
Задача 1: От подножья кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась 20 дней и ночей. Высота ступени 0,15м, ширина 0,35м. Какова Высота Мамаева кургана?
Тема « Действия с десятичными дробями»
Задача 2: Вычислив значения выражений, вы узнаете годы жизни Маршала и четырежды Героя Советского Союза Г.К. Жукова.
Задача 3: «Во время Великой Отечественной войны основные усилия работников тыла были переключены на обеспечение нужд танкового, артиллерийского, боеприпасного и других производств, обеспечивавших действующие войска. Так блокадный Ленинград оставался главным судостроительным центром страны. За годы войны судостроители дали Военно-морскому флоту новые образцы 54-х подводных лодок, 2-х крейсеров, 19-ти эскадренных миноносцев, 38-ми тральщиков. Постройте круговую диаграмму распределения новых образцов военно-морской техники»
Экологическиезадачи
Экологические проблемы возникли не сегодня. Математика создаёт условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.
Числовые выражения. Математический язык. Математическая модель.
Задача 1: Составьте задачу на основании приведенных данных и предложите ее решение, составив числовое выражение: Гектар леса за год отфильтровывает из воздуха 50-75 т пыли, поглощая ежедневно 220-280 кг углекислого газа и выделяя 180-220 кг кислорода. Леса на территории ШЛ «Молодой лесник» расположены на площади 354,8 тыс. га.
Функциональные зависимости
Задача 2: В Поволжье, по экспертным данным, в 2001 г. общее количество вредных веществ, выброшенных предприятиями, транспортом и другими источниками загрязнения, составило 388,3 тыс. т, что на 29,5 тыс. т больше, чем в 1998 г., и на 327,5 тыс. т меньше, чем в 1990 г., а в 1978 г. – на 2173,6 т больше, чем в 1990 г. Вычислите данные по годам и представьте их в виде таблицы. Как (в процентах к 1978 г.) изменились выбросы вредных веществ по годам? С чем это может быть связано?
Решение квадратных неравенств
Задача 3: Замечено, что для любого дерева можно составить уравнение, которым можно описать зависимость его роста от светового режима. Пусть уравнение для отдельно взятого дерева выглядит так: y = - 0,25 x2 + 1,2x – 240, где y – скорость развития дерева, x – продолжительность светового дня (ч). Определите, при какой продолжительности дня скорость развития дерева будет не больше 0,5? В ответе укажите, только целочисленные значения.
Здоровый образ жизни
На своих уроках провожу работу по борьбе с вредной привычкой подростков - курением. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно во всем мире от болезней, связанных с курением, умирает 2,5 млн. человек. Смертность растет прямо пропорционально количеству выкуренных сигарет. Большой процент смертности среди тех, кто начал курить в раннем возрасте. Поэтому проблема борьбы с курением детей имеет социальный характер, и мы, взрослые, особенно учителя, должны помочь молодежи сделать правильный выбор о несовместимости курения и здоровья. В содержание уроков я включаю специальные интересные вставки с фактами, статистическими и научными данными, иллюстрирующими опасность курения.
Задача 1: Статистика показывает, что курящих подростков мальчиков – 60%, девочек – 40 %. Определите, сколько курящих детей в нашей школе по статистике, если в ней мальчиков – 215, девочек – 165.Всего учащихся 380.
Задача 2: Одна выкуренная сигарета нейтрализует 20% витаминов. Суточная норма для школьников потребности в различных витаминах 125 мг. Сколько миллиграммов витаминов ворует у себя курильщик с каждой сигаретой?
Задача 3:Сейчас вы, выполнив задание, должны найти букву, которой соответствует ваш ответ и записать ее в тетрадь и из полученных букв составьте слово .
1 вариант
2/3 от 36 ; 0,2 от 25; 20% от 50; 10% от 250; 40% от 250; 0,3 от 1,6 .
А теперь проверили какое слово получилось у 1 варианта ?(сердце), у 2 варианта (печень), у 3 варианта (лёгкие) .Это основные органы на которые пагубно влияет курение.
Сердце Сужаются кровеносные сосуды, делая работу сердца по перекачиванию крови более трудной, в результате наступает спазм коронарных сосудов, что приводит к следующим заболеванием: стенокардии, инфаркта миокарда.Стенокардия у курильщиков бывает в 13 раз чаще, а инфаркт миокарда в 15 раз чаще, чем у тех кто не курит.
Печень Курение нарушает работу печени. Печень под его влиянием разрушается. Развивается заболевание – цирроз.
Лёгкие в них имеются клетки – чистильщики (макрофаги ), но с большим загрязнением они не справляются, поэтому у курящих людей затрудняется нормальное дыхание, развиваются различные заболевания. Такие как бронхит, туберкулез. Туберкулез легких выявлен у 95 курильщиков из 100 случаев заболевания. Раком же легких страдает 97%курильщиков. Почти у всех курильщиков развивается воспаление дыхательных путей, с которым связан мучительный кашель.
Краеведение
Одним из ведущих направлений формирования духовно-нравственного сознания детей является краеведение.
А теперь мы узнаем, в каком году были построены школа и, где вы учитесь и проводите своё свободное время. Вы должны ответить на вопрос: в каком году была открыта наша школа? Для этого нужно выполнить действия, применяя законы сложения.
Задания на устный счет.
1 ряд: 485+136+664+370+330
2 ряд: 239+425+761+475+85
3 ряд: 1008+505+392+37+43
Наша школа начала действовать с 1985 года. Учились ли в ней ваши родители?
Домашнее задание: узнайте, в каком году построен ваш дом и запишите три примера на применение свойств сложения.
Физкультминутка с применением старинных мер длины
Игра "Верста – аршин - локоть - пядь".
Делать надо то, что говорю, а не то, что показываю.
Услышав слово:
верста - руки поднимаете вверх,
аршин - складываете их крестиком перед собой, "обнимая плечи",
локоть – поднимаем и опускаем локоть, руки меняем,
пядь - кисти рук в разные стороны и показываем пядь (расстояние между большим и указательным пальцами).
Творческие задания
Задачи на примение старинных мер веса, составленные учащимися 5-х классов
Сафина Лия - Купец в первый день продал 2 пуда 5 фунтов муки. Во второй день 3 пуда 10 фунтов. Сколько фунтов муки он продал?
Денисов Дима- Сколько золотников в одном пуде?
Степанова Кристина- Торговец за три дня продал 9 берковец гречихи. В первый день 25 пудов, во второй – 32 пуда. Сколько пудов гречихи продал в третий день?
Отрывки из былин, сказок, рассказов на примение старинных мер длины
Сказка «Журавль и цапля»
Пошёл журавль – тяп, тяп! Семь верст болото месил; приходит и говорит: «Дома ли цапля?»…
1 верста = 500 саженей = 1 км 67 м
7 вёрст = 7 км 469м
Рассказ И.С.Тургенева «Муму»
Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения.
В старину принято было обозначать рост количеством вершков сверх двух аршин. Таким образом, рост Герасима был 2 аршина 12 вершков, т.е. 195,5см.
В заключении хотелось бы отметить, что прежде, чем воспитывать на уроке математики духовно-нравственную личность, нужно для начала заинтересовать самим предметом, чтобы его изучали не с одной лишь целью сдать ЕГЭ или ГИА, а чтобы их интерес к предмету был настолько велик, чтобы они сами могли бы делать различные научные открытия в этой области, а следовательно прославлять свою страну и быть патриотом своей Родины.