| Деятельность учителя | Учащиеся |
| Вступление Здравствуйте, ребята! Не успели вы переступить порог школы и стать первоклассниками, как тут же повстречались с математикой, по праву названной “царицей наук”. И вот уже пятый год вы будете изучать эту науку. Китайская мудрость гласит: “В своей жизни человек обязательно должен сделать три вещи: посадить дерево, построить дом и вырастить сына” На этом уроке и весь учебный год мы с вами будем выращивать дерево знаний. Чтобы вырастить наше дерево, необходимо посадить семечко знаний. Это то, что вы уже знаете. И представьте себе, это лишь маленькая частица всех знаний. Но именно от нее зависит, каким большим и сильным вырастет наше дерево и какими будут ваши знания. Чем глубже и прочнее знания, тем выше и мощнее дерево знаний. | слушают преподавателя |
| Растить дерево нам будет помогать учебник “Математика-5”. Давайте обратимся к “Оглавлению” учебника. Главы учебника – это новые ветки в дереве знаний. По оглавлению вы уже сейчас можете познакомиться со списком тех вопросов, которые будут изучаться в 5 классе, а в дальнейшем оглавление поможет вам быстро находить нужный материал. | |
| Назовите первую главу учебника. | Натуральные числа |
| Что вы умеете делать с числами? | Складывать, вычитать, умножать и делить. Устный счет |
| Для чего используют натуральные числа? | Для счета предметов. |
| Назовите самое маленькое натуральное число. | Один |
| А можно ли назвать самое большое натуральное число? | Назвать невозможно т.к. числа бесконечны. |
| Сколько цифр использует человек, чтобы записать любое натуральное число? Назовите их. | Десять. 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 |
| Как называют такую запись чисел, вы узнаете, если выполните вычисления и декодируете ответы. | Решают примеры и соотносят ответы с буквами. Десятичной. |
| Откройте тетради и запишите число, классная работа. | Работа в тетради |
| Найдите половину числа 37. Чтобы ответить на этот вопрос нам понадобится вторая глава учебника. | Решение: 37:2=18 (ост.1) ответ получился с остатком |
| Назовите вторую главу учебника. | Дробные числа |
| Про эти числа вы еще ничего не знаете, но когда будет изучать, то узнаете много нового и интересного. И для чего нужны дробные числа. | |
| По оглавлению учебника скажите, с какими дробными числами мы познакомимся. | Обыкновенные дроби и десятичные дроби. |
| Физкультминутка Потрудились - отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. | Дети выполняют упражнения. |
| Что еще по оглавлению для вас новое? | Среднее арифметическое, Проценты. |
| Каждая глава учебника содержит геометрический материал. О какой фигуре идет речь в загадках? | Отгадывают загадки и называют номер фигуры. |
| 1 загадка: Он давно знаком со мной, Каждый угол в нем прямой, 4 угла и 4 стороны Все 4 стороны одинаковой длины. | Квадрат |
| 2 загадка: Три вершины тут видны, Три угла, три стороны, - Ну, пожалуй, и довольно! - Что ты видишь? | Треугольник |
| 3 загадка: Он и острый, да не нос, И прямой, да не вопрос, И тупой он, да не ножик, - Что еще таким быть может? | Угол |
| 4 загадка: Он от солнца прилетает, Пробивая толщу туч И в тетрадочке бывает, А зовется просто | Луч |
| 5 загадка: Нет углов у меня и похож на блюдце я. На тарелку и на крышку, на кольцо, на колесо. Кто же я такой, друзья? | Круг, окружность. |
| Итог урока. Изобразим контур дерева. Маленькая частичка ваших знаний – это первоначальные сведения о натуральных числах и то, что вы умеете с ними делать. Что предстоит нам изучить в курсе математики 5 класса? Большим и сильным вырастет наше “дерево знаний”. | Изображают дерево. Выполняют записи.  |
| Хочется урок закончить стихотворением Ю.Яковлева Давайте, ребята, учиться считать: Делить, умножать, прибавлять, вычитать. Запомните все, что без точного счета Не сдвинется с места любая работа. Без счета не будет на улице света, Без счета не может подняться ракета, Без счета письмо не найдет адресата И в прятки сыграть не сумеют ребята. Считайте, ребята, точнее считайте, Хорошее дело скорей прибавляйте, Плохие дела поскорей вычитайте. Учебник научит вас точному счету, Скорей за работу, скорей за работу. | Рефлексия урока: ребята выбирают цвета листочков и прикрепляют к нашему дереву знаний |