Просмотр содержимого документа
«Доклад на заседании школьного методического объединения на тему: «Использование интерактивных методов обучения на уроках математики»»
Коммунальное учреждение
«Общеобразовательная школа I – III ступеней № 31 города Енакиево»
Доклад
на заседании школьного методического объединения на тему: «Использование интерактивных методов обучения на уроках математики»
Подготовил: учитель математики Романцов Александр Николаевич
2016 – 2017 уч.г.
Использование интерактивных методов обучения на уроках математики
Целью педагогической деятельности педагога является обеспечение необходимого уровня усвоения систематизированных знаний по математике за развитие коммуникативной компетентности, формирования способностей к самообразованию, потребности в самосовершенствовании.
В связи с этим целью определяется цель педагогической деятельности:
1) обеспечение качества усвоения знаний по математике;
2) обеспечение развития коммуникативной компетентности;
3) развитие общеобразовательных умений и навыков;
4) организация деятельности учащихся, направленной на самореализацию личности.
Технология опыта отражает решения этих задач в учебном процессе, но известный в теории и практике опыт создания педагогических технологий, ориентированный на формирование личности учащихся, не всегда может быть использован конкретным учителем, поскольку образование на личностном уровне - это содержательное, субъективное восприятие действительности, и ни одна предметная деятельность не гарантирует образование «требуемого» содержания. Как отмечает современная педагогика и психология, утверждать о технологии влияния на личность можно только с высокой вероятностью условности, понимая, что личность всегда выступает действующим объектом, соучастником, инициатором процесса своего образования. Поэтому, исходя из выше изложенного обучение, решает одновременно три задачи:
• конкретно-познавательную, которая связана непосредственно с учебной деятельностью;
• коммуникативно-развивающую, в процессе которой формируются основные навыки общения внутри и за пределами этой группы;
• социально-ориентированную, в процессе которой воспитываются гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в обществе.
Решение этих задач на уроке с использованием методов интерактивного обучения проходит шесть этапов:
• подготовительный этап;
• первый этап - создание проблемной ситуации;
• второй этап - формирование учебных групп;
• третий этап - организация учебной деятельности учащихся в группах;
• четвертый этап - презентация групповых решений;
• пятый этап - рефлексия проведенного занятия.
На подготовительном этапе оценивается субъективный опыт ученика. Ученик любого возраста начинает обучение не с «чистого листа», он уже имеет жизненный опыт, знания, интересы. Некоторые педагоги утверждают, что личный опыт ученика по некоторым вопросам мизерный по сравнению с тем систематизированным и обобщенным опытом, к которому их пытаются привлечь учителя. Кроме этого, считают, что этот опыт мешает учителю, усложняя изложение нового материала. Но, кроме того, если учитель планирует обучение, не учитывая опыт ученика, то такая его позиция не исключает взаимодействия этого опыта с учебным материалом. Ученик избирательно воспринимает все, что поступает к нему из внешней среды. Далеко не все понятия, организованные по всем правилам научной и педагогической логики, усваиваются учениками, а только те, которые имеют связь с жизненным опытом.
На первом этапе главными методами являются проблемные методы, а главная цель педагога - привлечь учащихся к решению созданных проблемных ситуаций. Проблемные ситуации в учебной деятельности позволяют выявить наличие или отсутствие определенных знаний по тем или иным вопросам. Только логико-психологическое противоречие условий показывает наличие у учащихся определенных познавательных или предметных стереотипов. Ядром проблемной ситуации должны быть какие-то значимые для человека разногласия, противоречия. Человек чувствует незнание, которое возникло в этих разногласий, более чувственно, чем знания. Складывается ситуация, которая известна под названием ситуация разрыва. Так, например, при сравнении кубов и квадратов чисел, которые находятся в промежутке (0; 1), оказывается, что куб числа меньше квадрата
соответствующего числа. Это противоречит устоявшемуся стереотипу - куб числа всегда больше, чем его квадрат. Такой стереотип сформировался том, что изучение кубов и квадратов базировалось на натуральных числах (5 класс).
Второй этап - объединение учебных групп. Существует два основных способа формирования групп при желании и под руководством учителя. Преимущества создания групп на основе интересов очевидны: формируется атмосфера, которая настраивает на общение, снимается напряжение, закрепляется «чувство локтя», уверенности и поддержки, тому подобное. На первых занятиях по технолгии интерактивного обучения только этот подход, безусловно, должен быть доминирующим в создании групп.
Но в нем имеются и существенные недостатки: созданы группы не равнозначны по количеству и качеству знаний, а следовательно, может возникнуть ситуация бездействия, когда интерес к общению вытесняет учебные цели.
Поэтому Г. А. Цукерман предлагает объединять детей в группы «с учетом их личных наклонностей». «Слабому» ученику нужен не столько «сильный ученик», сколько терпеливый.
Учитывая все аспекты, учитель должен владеть различными методами и приемами для создания учебных групп, несмотря на то что организационный момент громоздкий.
Варианты свободного распределения учащихся в группах:
• учитель называет только количество (например, 3 ученика)
• учащиеся, входя в класс, берут разноцветные карточки и образуют соответствующие группы.
На столе лежат карточки, которые объединены общей темой (математика: на одной записано начало формулы, на другой - окончание, на третий - применение).
В педагогической литературе одна из самых распространенных форм взаимодействия учащихся на уроке - работа в паре (диаде), с соответствующими ролями Ученика и Учителя. Результат может быть достаточно весомый, если выполняется условие «Три раза им рассказал, на четвертый сам понял». Но, на мой взгляд, коммуникативная результативность при такой форме работы низкая, поскольку ученики общаются только друг с другом. К тому же можно говорить о почти отсутствующем контроле со стороны учителя за тем, что говорят ученики.
На третьем этапе - организации учебной деятельности учащихся - в группе происходит выполнение заданий, которые были поставлены перед группой: процесс поиска решения, подведение итогов работы группы; презентация своей работы с привлечением всех членов группы (докладчики, дизайнеры, руководители, операторы ЭВМ и т.п.).
Но, как правило, проблема по разному воспринимается учениками. Это обусловлено индивидуальными особенностями восприятия. Поэтому необходимо для группы ставить задачу, которая будет понятна и доступна для всех членов группы.
Примером может служить исследование тригонометрических функций в 10 классе, а именно создание задач различного характера: создание группы исследователей, теоретиков, художников, операторов ЭВМ. Ценность таких уроков - в активной позиции каждого ученика.
Параллельно с работой над учебным материалом продолжается формирование доброжелательной коммуникативной среды: наработка правил кооперации, сотрудничества, которые способствуют, а не мешают поиску совместного решения:
• в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все - участники;
• каждый член микрогруппы заслуживает того, чтобы его выслушали не мешая;
• нужно говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, без использования дополнительной информации;
• если прозвучала непонятная информация, ставится вопрос «на понимание» (например, «Правильно ли я понял, что ...»), только после заключения;
• критикуются идеи, а не личности;
• цель совместной деятельности не в «победе» какой-то точки зрения, а поиск наилучшего решения на основании собранных мнений по проблеме. Только на этом этапе можно выделить внешние и внутренние результаты обучения в интерактивном режиме (см. Таблицу 1).
Таблица 1 Результаты органзации групповой работы
Результаты
Педагогические основы организации групповой работы
Педагогические
Психологические
Внутренние
формирование подготовленности к интерактивному обучению;
развитие навыков взаимодействия в учебно-воспитатель-
ных ситуациях;
оптимизация системы оценки процесса и результата совместной деятельности;
повышение познавательной активности класса;
формирование классного коллектива
личная готовность к работе в группе;
осознание учеником прав и обязанностей члена группы;
отработка навыков межличностного общения;
развитие личностной рефлексии;
становление учащегося как субъекта учебной деятельности
Четвертый этап - презентация группового решения - зависит от замысла и логических шагов членов группы. Если рассмотреть классификацию форм совместной деятельности, то можно определить варианты презентации групповых решений.
Таблица 2 Организация презентаций групповых решений
Формы совместной
деятельности
Варианты презентации групповых решений
Обще-индивидуальная
Каждая группа презентует итог своей деятельности; Решения обсуждаются, из выбираются лучшие
Обще-последовательная
Результат деятельности каждой группы становится незаменимым элементом решеии общей проблемы
Обще- взаимодействующая
Необходимо перегруппироватьучащихся, в результате этого между новыми участниками групп произойдёт интенсивный обмен мыслями, при наименьшей потери времени,для решенияпоставленной проблемы
Презентация решений может проходить по сценарию в одной из форм:
• устный доклад;
• презентация в виде структурно-логических схем;
• заполнение таблиц и т.д
Этап презентации групповых решений заменяется, исключительно по своей значимости, пятым эапом, который можно обозначить как отличительную особенность интерактивного обучения - рефлексией прошлого урока.
Учитель заранее подбирает вопросы, которые помогут ученикам понять и равнозначно выразить отношение к процессу (исследованию). Например: «Легко работать в группе?», «Кто чувствует себя уверенно и почему?», «Всегда прав тот, кто берет на себя ответственность руководителя группы?»
и тому подобное. Если учитель заинтересован в том, чтобы ученики учились понимать и конструктивно оценивать процесс, он должен принимать разные точки зрения учащихся. Эффективность рефлексивного этапа зависит также от готовности учащихся к самоанализу. Важно, чтобы и рефлексия присутствовала на каждом уроке.
Завершает этап рефлексии всегда учитель, и он, кроме конструктивной критики, должен не скупиться и на положительные оценки. Возможно, нужно завести Словарь добрых слов: «Рад всех вас видеть!», «Вы - лучшие ... (Ваня, Оля и др.)». Отличие основ интерактивного обучения от традиционного требует пересмотра системы оценивания на субъект-субъективное, с вариацией в балльном пределе.
Работа по такой технологии требует от учителя:
• умение находить проблемную формулировку темы урока;
• умение перед учениками задавать вопросы, способствующие поиску и побуждающие к совместной работе;
• готовности к детальному анализу и самоанализу занятия; затрат времени на «педагогические заметки».
Таким образом, учебное взаимодействие построено на основе методов интерактивного обучения, побуждает к развитию навыков совместной работы, что, в свою очередь, обеспечивает развитие коммуникативной компетентности.
Предлагаю вниманию читателей урок с использованием интерактивных методов обучения.
Тема. Площадь треугольника. 8 класс
Тип урока: усвоение новых знаний, умений и навыков.
Цель:Учебная: находить приемы установления причинно-следственных связей между математическими объектами и установка качественных соотношений между ними на основе формул, сравнивать свойства геометрических фигур на основе ранее изученного теоретического материала; показать возможности проективной деятельности для углубления знаний по теме «Площади фигур»;
Развивающая: совершенствовать практические умения оперировать величинами, характеризующими свойства треугольника; развивать критическое и логическое мышление на основе работы с дидактическим материалом (творческим заданием), прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения;
Девиз урока: «Мало иметь хороший ум, главное - правильно его использовать.» Рене Декарт
Оборудование: карточки для работы в группах, таблица «Единицы площади».
Ход урока
I этап. Мотивационно-ориентировочный
1. Осознание цели деятельности
Учитель. К нам на урок пришли наши лучшие друзья Нолики и Единички, которые, как всегда, будут ждать от вас творческого, вдохновенного труда и интересных результатов. От результата вашей деятельности будут зависеть соответствующие баллы. За самостоятельное решение проблемы выставляться «1», если же вы воспользуетесь помощью Нолика или Единички - «0». Но ни в коем случае ни Нолик, ни Единичка не будут вам мешать творчески работать. Они пришли сегодня к нам, чтобы посмотреть, какие вы внимательные, сообразительные, умные, терпеливые и толерантные. Надеюсь, что вы будете замечательными исследователями и продемонстрируете свои знания и умения. Настройтесь на рабочую атмосферу, работаем мы сегодня под девизом: «Мало иметь хороший ум, главное - правильно его использовать.» Что по вашему мнению он означает? (Используется метод «Микрофон»).
2. Мотивация учебной деятельности
Вопрос к ученикам
1) Необходимы ли в жизни знания по этой теме? Ответы обоснуйте.
2) Когда мы используем эти знания? (Вычисление площади земельного участка в фермерских хозяйствах; при ремонте квартиры и т.д.)
3. Определение задач исследования
Вопрос к ученикам (фронтальный опрос)
1) Охарактеризуйте свойства площади. Назовите единицы измерения площади.
2) Почему изучение темы мы начинали с нахождения площади квадрата?
3) Как образовался прямоугольник из квадрата?
4) Кто превратил прямоугольник в параллелограмм? (Угол)
5) Какую из ранее изученных фигур вы бы поставили на следующее место? Почему?
4. Объявление темы урока и ожидаемых результатов учебной деятельности
Учитель. Итак, я считаю, вы сами можете объявить тему сегодняшнего урока. (Ученики называют тему урока.)
А теперь давайте проанализируем тему урока. (Используем метод «Микрофон»). ___________________
Чего вы ожидаете от сегодняшнего урока?
Что мы должны уметь после творческой проработки этой темы?
II этап. конструктивный
1. Объединение учеников в группы (3-5 учащихся)
Учитель. На урок нам необходимо создать четыре (в зависимости от количества учеников в классе) группы, которые будут иметь дело со своим творческим заданием, от результата выполнения которого будет зависеть конечный результат, поэтому нужно отнестись к нему ответственно. (Ученики предварительно садятся по четыре за столы, далее учитель формирует группы по схеме.)
Учитель. Группы мы с вами создадим таким образом. Поскольку вы изучаете четырехугольники, то каждый ученик из двух парт, будет углом четырехугольника и частью своей группы. Смотрим на схему.
По этой схеме создаем все последующие группы. Среди учеников группы выбираются: теоретик, практик, сценарист, дизайнер и др.
2. Составление плана мини-проектов
Учитель. Внимательно рассмотрите представленные схемы и по ним создайте план действий.
1) Проанализировать назначения первой стрелки.
2) Назначение первого знака вопроса.
3) Проанализировать заданный рисунок.
4) Установить все возможные формулы для заданной фигуры.
5) Назначение второго знака вопроса.
6) Записать наибольшее количество задач к вашему заданию:
а) в одном действии;
б) в двух действиях;
в) творческие задания.
Рассуждения учеников
- С какой ранее изученной фигуры образовались заданные треугольники?
- Какие формулы площадей для ранее изученных фигур?
- Как с помощью ранее изученных формул площадей прямоугольника и параллелограмма получить формулы для наших треугольников?
- Какие возможны еще случаи? (Установка всех возможных формул)
- Какие виды задач к этой теме?
Учитель. Правильно. Молодцы. Итак, вы определили свое творческое задание.
А сейчас запишите творческие задачи, поскольку они одинаковы для всех групп.
1) Определить формулы площадей для ваших треугольников
2) Смоделировать, записать и решить задачи в одно действие с образованными вами формулами.
3) Смоделировать, записать и решить задачу с двумя логическими шагами (два действия).
4) Смоделировать задачи с использованием функций синус, косинус, тангенс для острого угла прямоугольного треугольника.
5) Составить задачи с использованием теоремы Пифагора.
6) Составить задачи на три логических шага по использованию п. 3 и п. 4.
III этап. Презентационный
Защита проектов
Защита проектов проходит в виде докладов каждой группы, сообщение о выведении формул, задач и
способы их решения. Во время защиты проектов засчитывается работа всех членов группы: теоретика, практика, докладчика, ассистента, дизайнера и др.
Ученики из других групп имеют возможность задавать любые вопросы к выступающим или к членам группы.
IV этап. Экспертиза проекта
Задача группам
1. Эстетически оформить задачи (отвечают дизайнеры).
2. Четко, быстро ознакомить с методом решения(практики).
3. Ознакомить с выведенными формулами (теоретики).
4. Ознакомить с творческими задачами (капитаны групп).
1-я группа
2-я группа
3-я группа
4-я группа
Формулы
Формулы
Формулы
Формулы
1) Достигнута ли поставленная цель?
2) К чему вы после этого урока стали относиться по-другому?
3) В чем вы изменились?
4) Какие проблемы возникали в процессе исследования?
А сейчас поработаем с дополнительной литературой - «Словарём-спасателем». Дополните ваши таблички формулами, которые вы не в состоянии были получить в результате вашей творческой работы.
Работа с дополнительной литературой.
V этап. Оценочно-рефлексивный
А сейчас наши уважаемые гости сообщат результаты вашей вдохновенной работы. Слово предоставляется Нолику и Единичке.
№
Критерии
Самооценка
1
группа
2
грппа
3
грппа
4
группа
1
Чёткость и последовательность
изложения материала
2
Наличие рассуждений, доказательств
3
Умение обосновывать свои выводы
4
Эстетика оформления, речи
Общая оценка ____
VI этап. Домашнее задание
Составить задачи по вариантам противоположных групп 1-3, 2-4.
Учитель математики КУ «ОШ I-III cтупеней № 31 города Енакиево» А.Н.Романцов