Базовый учебник: Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.А. Бунимович и др. Рос.акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во “Просвещение”. - М.:Просвещение, 2016.
Место в общей структуре курса: Раздел “Арифметика”, глава 4 “Действия с десятичными дробями”, параграфы 12-15; 10 урок в теме, согласно календарно-тематическому плану.
Ход урока.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
- Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие на кораблях в порт «Десятичных дробей». Четыре корабля: «Витязь», «Богатырь», «Бригантина», «Алые паруса» сейчас спустятся на воду во главе со своими капитанами. Капитаны кораблей, представьтесь. Выполняя задания, вы сами (команда), выбираете: тип, вид, форму, метод выполнения заданий. Используйте разные способы выполнения, но до конечного результата добираетесь быстрым методом. Все задания должны быть выполнены в судовых журналах (раздаточный материал 1). Получите свои судовые журналы и поставьте в них дату отплытия.
Ученик подписывают свои листочки. Ставят дату, записывают тему урока и свой вариант.
Проверка домашнего задания
- Мы не можем отправиться в плавание пока не решим все проблемы на земле. Возникли ли проблемы при выполнении домашней работы? Если возникли, то какие?
№ 235 (а, б), № 238 (а, б), № 239 (б), № 240 (б).
(Слайд № 6).
Ученики отвечают.
№ 235 а) 1,2; б) 1,34;
№ 238 а) 76; б) 1,5;
№ 239 б) 3,5 кг; 0,45 кг;
№ 240 б) 10 б.
Устная работа
- Прежде чем отплыть, необходимо проверить исправность кораблей и устранить все неполадки.
В судовых журналах записаны примеры в них имеются скрытые ошибки.
- Необходимо эти ошибки выявить и исправить, тем самым будет устранена неисправность корабля.
18,36 : 18 = 1,2
17,2 + 3,7 = 2,09
17,4 – 13,9 = 3,05
1,5 1,7 = 25,5
36,9 : 3 = 1,21.
- Итак, неисправности устранены, корабли к выходу из порта готовы. Для каждого корабля проложен свой маршрут он указан в судовом журнале маршрутного листа. Если вы пришли в пункт назначения, а он занят, то вся команда берет «SOS». Счастливого плавания!
(Слайд № 7).
Ученики исправляют ошибки.
1) 1,02
2) 20,9
3) 3,5
4) 2,55
5) 12,3
Тренировочные упражнения
Корабли направляются в бухту «Тихая» (решение уравнений). Команда получает письмо.
1) а) х + 14,5 = 20 б) х + (14,52 – 8,41) = 10,05;
5) а) у – 0,56 = 0,28 б) а + (16,23 – 15,8) = 7,1.
(Слайд № 8).
Зайдя в гавань «Невезения» (примеры). Команда получает радиограмму.
1) 3,8 0,15 – 1,04 : 2,6;
2) 0,84 : 2,1 + 3,5 0,18;
3) 4,6 0,15 – 1,36 : 3,4;
4) 1,52 : 3,8 + 6,4 0,52;
5) 1,44 : 3,6 + 1,6 0,15.
(Слайд № 9).
Следующий наш маршрут к
острову «Эврика» (задачи). Команда ловит рыбу.
1) Собственная скорость теплохода равна 26,4 км/ч, а скорость течения реки 2,5 км/ч. Найти скорость теплохода по течению и против течения.
2) Собственная скорость катера равна 21,6 км/ч, а скорость течения реки 4,7 км/ч. Найти скорость катера по течению и против течения.
3) Собственная скорость корабля равна 56,7 км/ч, а скорость течения реки 3,4 км/ч. Найти скорость корабля по течению и против течения.
4) Собственная скорость теплохода равна 34,3 км/ч, а скорость течения реки 2,8 км/ч. Найти скорость теплохода по течению и против течения.
5) Собственная скорость катера равна 28,2 км/ч. С какой скоростью будет плыть по течению и против течения катер, если скорость течения реки 5,6 км/ч.
(Слайд № 10).
Команды покидают остров. Жители нас приветствуют. (Физминутка).
(Презентация физминутки).
Впереди рифы. Корабли сели на мель.
Мель (математический диктант). Ваш корабль сел на мель. И волей судьбы вы поймали бутылку с посланием от предков.
Вставьте пропущенные слова в правилах сложения и вычитания, деления и умножения десятичных дробей.
Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби нужно:
1)…. в этих дробях количество знаков после запятой,
2) записать их друг под другом так, чтобы… была под …,
3) поставить в ответе… под….
В данных дробях, при умножении:
4) отделить запятой столько цифр … столько их стоит после запятой в ….
5) При делении в делимом и делители перенести запятую … на столько цифр, сколько их после запятой в … .
(Слайд № 11).
SOS (логические задачи). Пока не можете попасть в следующий свой пункт назначения, отдохните.
1) В каюте находится 2 собаки, 4 птички и 3 мухи. Сколько лап у всех животных?
2) На вашем корабле есть старый будильник, который отстает на 8 минут за каждые 24 часа. На сколько минут надо поставить его вперед в 230.00, чтобы он зазвонил вовремя в 8 часов утра следующего дня?
3) Парусник выходит в плавание в понедельник в полдень. Плавание продлится 100 часов. Каков день и час его прибытия?
4) После того, как на борт были подняты 30 человек, потерпевших кораблекрушение, то оказалось, что запасов питьевой воды, имеющихся на корабле, хватит только на 50 дней, а не на 60, как раньше. Сколько человек было на корабле сначала?
5) В камбузе в трех ящиках находится мука, крупа и сахар. На первом написано «Крупа», на втором – «Мука», на третьем – «Крупа или сахар». Известно, что содержимое ни одного из ящиков не соответствует надписи на нем. Что где находится?
Решают и записывают в судовые журналы.
1) а) х = 5,5 б) х = 3,94
2) а) у = 52 б) х = 30
3) а) а = 31 б) у = 5,7
4) а) а = 7,3 б) х = 8,2
5) а) у = 0,84 б) а = 6,67
Ответы:
1) 0,17
2) 1,03
3) 0,29
4) 3,728
5) 0,64
Ответы:
1) а) по течению – 28,9 км/ч
б) против течения – 23,9 км/ч.
2) а) по течению – 26,3 км/ч
б) против течения – 16,9 км/ч.
3) а) по течению – 60,1 км/ч
б) против течения – 53,3 км/ч.
4) а) по течению – 37,1 км/ч
б) против течения – 31,5 км/ч.
5) а) по течению – 33,8 км/ч
б) против течения – 22,6 км/ч.
1) уровнять
2) запятая, запятой
3) запятую, запятой
4) справа, обоих множителях вместе
5) вправо, делители.
Ответы:
1) У животных всего 34 лапы.
2) Надо поставить на 4 минуты вперед.
3) Парусник вернется в пятницу, в 16 часов.
4) (х 60) = (х + 30) 50
10х = 30 50
Х = 150
5) В первом – сахар,
Во втором – крупа,
В третьем – мука.
Подведение итогов
- Итак, путешествие наше подошло к концу. Ваши корабли причалили в порт «Десятичные дроби».
Как вы считаете, а сейчас можно сказать, что мы решили поставленную задачу?
Расскажите алгоритм умножения на десятичную дробь, алгоритм деления на десятичную дробь.
Каков процесс достижения результатов (чтобы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому)?
(Слайд № 12).
(За пять правильных ответов, получаете оценку «5», за четыре – «4», за три – «3», а у кого правильных ответов меньше – 1 балл накопительный на следующий урок). Благодарю за хорошую службу. Закройте судовые журналы и сдайте их. Была ли дружной ваша команда? Помогали ли вам товарищи справиться с заданием, которое у вас вызвало трудности? Не подвел ли каждый из вас свою команду?
(Задания даются с пояснениями, открывается учебник на интерактивной доске).
(Слайд № 12).
Творческое задание: Эта головоломка ведет свое начало от сказки о золотой подкове. В этой сказке рассказывается о том, как золотую подкову двумя сабельными ударами разрубили на семь частей, в каждой из которых оказалось по дырке для гвоздя, в дырки продели семь ленточек и кусочки подковы повесили на счастье на шеи семерым детям. Как это сделали? А как разрубить на шесть частей подкову?
Ответ:
б)
Ученики записывают задание в дневник.
Рефлексия
- Ваши корабли бросили якоря в порту. У каждого из вас на столе лежат карточки с якорями. На своих столах оставьте те якоря, которые соответствуют вашему отношению к уроку, остальные, уходя положите мне на стол.
«Зелёный якорь» - я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много и с пользой работал на уроке и получил заслуженную оценку, я понимал все, что делал.
«Желтый якорь» - урок был в определенной степени полезен для меня, я сумел выполнить сам ряд заданий.
«Розовый якорь» - пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, задания выполнял только с помощью товарищей, мне было не интересно.
(Слайд № 14).
Ученики отвечают на вопросы.
Раздаточный материал
КОРАБЛЬ «ВИТЯЗЬ»
СУДОВОЙ ЖУРНАЛ
I) Устная работа.
Записаны примеры в них имеются скрытые ошибки.
Необходимо эти ошибки выявить и исправить, тем самым будет устранена неисправность корабля.
18,36 : 18 = 1,2
17,2 + 3,7 = 2,09
17,4 – 13,9 = 3,05
1,5 1,7 = 25,5
36,9 : 3 = 1,21
II) В бухте «Тихая» (решение уравнений).
Команда получает письмо.
1) Решить уравнения:
а) х + 14,5 = 20 б) х + (14,52 – 8,41) = 10,05
III) В Гаване «Невезения» (решение примеров).
Команда получает радиограмму.
1) 3,8 0,15 – 1,04 : 2,6
IV) Остров «Эврика» (решение задачи).
Команда ловит рыбу.
1) Собственная скорость теплохода равна 26,4 км/ч, а скорость течения реки 2,5 км/ч. Найти скорость теплохода по течению и против течения.
V) Мель (математический диктант).
Ваш корабль сел на мель.
Вставьте пропущенные слова в правилах сложения и вычитания, деления и умножения десятичных дробей.
Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби нужно:
1) _______________ в этих дробях количество знаков после запятой,
2) записать их друг под другом так, чтобы ________________ была под __________________,
3) поставить в ответе __________________ под __________________.
В данных дробях, при умножении:
4) отделить запятой столько цифр__________________ столько их стоит после запятой в __________________________________.
5) При делении в делимом и делители перенести запятую _____________ на столько цифр, сколько их после запятой в ________________________ .
КОРАБЛЬ «БРИГАНТИНА»
СУДОВОЙ ЖУРНАЛ
I) Устная работа.
Записаны примеры в них имеются скрытые ошибки.
Необходимо эти ошибки выявить и исправить, тем самым будет устранена неисправность корабля.
18,36 : 18 = 1,2
17,2 + 3,7 = 2,09
17,4 – 13,9 = 3,05
1,5 1,7 = 25,5
36,9 : 3 = 1,21
II) В бухте «Тихая» (решение уравнений).
Команда получает письмо.
2) Решить уравнения:
а) 48,4 + у = 100,4 б) (х – 18,2) + 3,8 = 15,6
III) В Гаване «Невезения» (решение примеров).
Команда получает радиограмму.
2) 0,84 : 2,1 + 3,5 0,18
IV) Остров «Эврика» (решение задачи).
Команда ловит рыбу.
2) Собственная скорость катера равна 21,6 км/ч, а скорость течения реки 4,7 км/ч. Найти скорость катера по течению и против течения.
V) Мель (математический диктант).
Ваш корабль сел на мель.
Вставьте пропущенные слова в правилах сложения и вычитания, деления и умножения десятичных дробей.
Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби нужно:
1) _______________ в этих дробях количество знаков после запятой,
2) записать их друг под другом так, чтобы ________________ была под __________________,
3) поставить в ответе __________________ под __________________.
В данных дробях, при умножении:
4) отделить запятой столько цифр__________________ столько их стоит после запятой в __________________________________.
5) При делении в делимом и делители перенести запятую _____________ на столько цифр, сколько их после запятой в ________________________ .
КОРАБЛЬ «АЛЫЕ ПАРУСА»
СУДОВОЙ ЖУРНАЛ
I) Устная работа.
Записаны примеры в них имеются скрытые ошибки.
Необходимо эти ошибки выявить и исправить, тем самым будет устранена неисправность корабля.
18,36 : 18 = 1,2
17,2 + 3,7 = 2,09
17,4 – 13,9 = 3,05
1,5 1,7 = 25,5
36,9 : 3 = 1,21
II) В бухте «Тихая» (решение уравнений).
Команда получает письмо.
3) Решить уравнения:
а) а – 16,8 = 14,2 б) 34,2 – (17,9 – у) = 22;
III) В Гаване «Невезения» (решение примеров).
Команда получает радиограмму.
3) 4,6 0,15 – 1,36 : 3,4
IV) Остров «Эврика» (решение задачи).
Команда ловит рыбу.
3) Собственная скорость корабля равна 56,7 км/ч, а скорость течения реки 3,4 км/ч. Найти скорость корабля по течению и против течения.
V) Мель (математический диктант).
Ваш корабль сел на мель.
Вставьте пропущенные слова в правилах сложения и вычитания, деления и умножения десятичных дробей.
Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби нужно:
1) _______________ в этих дробях количество знаков после запятой,
2) записать их друг под другом так, чтобы ________________ была под __________________,
3) поставить в ответе __________________ под __________________.
В данных дробях, при умножении:
4) отделить запятой столько цифр__________________ столько их стоит после запятой в __________________________________.
5) При делении в делимом и делители перенести запятую _____________ на столько цифр, сколько их после запятой в ________________________ .
SOS (логические задачи).
Пока не можете попасть в следующий свой пункт назначения, отдохните.
1) В каюте находится 2 собаки, 4 птички и 3 мухи. Сколько лап у всех животных?
2) На вашем корабле есть старый будильник, который отстает на 8 минут за каждые 24 часа. На сколько минут надо поставить его вперед в 230.00, чтобы он зазвонил вовремя в 8 часов утра следующего дня?
3) Парусник выходит в плавание в понедельник в полдень. Плавание продлится 100 часов. Каков день и час его прибытия?
4) После того, как на борт были подняты 30 человек, потерпевших кораблекрушение, то оказалось, что запасов питьевой воды, имеющихся на корабле, хватит только на 50 дней, а не на 60, как раньше. Сколько человек было на корабле сначала?
5) В камбузе в трех ящиках находится мука, крупа и сахар. На первом написано «Крупа», на втором – «Мука», на третьем – «Крупа или сахар». Известно, что содержимое ни одного из ящиков не соответствует надписи на нем. Что где находится?