Просмотр содержимого документа
«Бинарный урок. Линейная функция в физических процессах »
17.04.2014 г
Бинарный урокпо алгебре и физике в 7 классе.
Тема: «Линейная функция в физических процессах».
Цель:
Образовательные:
Повторить, обобщить, закрепить, проверить знания и умения по теме «Линейная функция»;
Формировать умение синтезировать и обобщать полученные знания на уроках математики и физики.
Развивающие:
Развитие навыков построения графиков функции у = kx + b;
Развитие логического мышления, инициативы, самостоятельности;
Развитие умений анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность, графическую культуру, культуру речи;
Воспитывать умение работать в группах, прислушиваться к мнению напарника.
Оборудование:
Раздаточный материал;
Мультимедиа - проектор;
Компьютер;
Лабораторное оборудование.
Тип урока: обобщающий.
Форма работы: фронтальная
ХОД УРОКА.
Организационный момент. ( Слайд №2)
Учитель математики:
Я бесхитростна, проста -
Такой характер у меня;
Смеются надо мной друзья;
Мол, нет извилин у меня.
Но я с дороги не сверну;
Ведь жить иначе не могу
Ребята, как вы думаете, о каком математическом понятии идет речь? Почему вы так решили? Какая же тема урока? Перед вами стоят 2 учителя. По каким предметам? Какова же более конкретней тема нашего урока?
Линейная функция в физических процессах. Давайте запишем число и тему урока.
Учитель объявляет тему урока.
Постановка задач и целей урока. (Слайд № 3)
Учитель физики совместно с учениками формулируют цели и задачи урока.
- Сегодня мы проводим необычный урок: на одном занятии мы повторим, закрепим и значительно расширим знания одновременно по двум предметам – По каким предметам?
(ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ -алгебре и физике).
Поэтому наш урок называется бинарным.
Что сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить ?
( ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ :свойства линейной функции и перенести эти свойства на физическую природу: физические явления и процессы, связанные с линейной функцией.)
Какая основная цель этого бинарного урока? (ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ :показать, что мир, в котором мы живём, един, а физика и математика – это лишь инструменты познания проявления свойств этого мира.)
Учитель математики:
Сегодня на нашем уроке мы будем заниматься различными видами деятельности: мы поиграем в математический футбол, заполним тест по свойствам линейной функции, проведем исследовательскую работу по физике,Узнаем некоторые интересные факты о здоровье,Которые некоторые ребята подготовили дома, мы займемся самопроверкой, взаимопроверкой, поработаем индивидуально и в группах, можно будет передвигаться по классу. Приготовьте ,пожалуйста красные пасты и цветные карандаши. На столах у каждого находятся смайлики, маршрутные листы с о станциями и критериями оценок в зависимости от набранныъ баллов, листы для исследовательской работы. В жобрый путь, ребята! Я надеюсь, что сегодня все получат только хорошие отметки, желаю успеха
Рефлексия. (Слайд №4).
Учитель математики:
Выберите из предложенных рисунков тот, который соответствует вашему настроению на начало урока и отметьте его.
Если вам хорошо, вы готовы к изучению нового материала
и вы думаете, что все вопросы вам будут понятны, то выбираете смайлик счастья.
Если вы переживаете, что вы недостаточно готовы к изучению нового материала и тревожитесь, что не все вопросы вам будут понятны, то выбираете смайлик печали.
Если вы тревожитесь о том, что вы совсем не готовы к изучению нового материала и большинство вопросов вам будут непонятны, то выбираете плачущего смайлика.
Устное повторение узловых вопросов алгебры.
Фронтальная работа с классом. ( математический футбол) ( Слайд № 5).
Какая функция называется линейной?
Её область определения?
При каком условии линейная функция становиться прямой пропорциональностью?
Что является графиком линейной функции и прямой пропорциональности?
Как построить график линейной функции (прямой пропорциональности)?
Чем обусловлено различие графиков этих функций?
Какие виды линейной функции y = kx + b вы знаете? ( Слайд № 6)
Сообщение и презентацию подготовила Сараева Дарья
Самостоятельная работа.
Разойдитесь ,пожалуйста, все по одному за парту с бланком ответов и ручкой. Все будут работать самостоятельно, а за доской будет работать Добрынин Егор
Учашимся предлагается письменно выполнить следующие задания в форме теста. ( Слайды № 7 - 15) При выполнении теста учащиеся заполняют бланк ответов. (См. приложение).
График какой функции лишний? ( Слайд № 8)
На каком рисунке коэффициент k в уравнении линейной функции отрицателен? ( Слайд № 9)
На каком рисунке свободный член b в уравнении линейной функции положителен? ( Слайд № 10)
Составьте уравнения прямых, изображенных на рисунках. ( Слайд № 11)
На каком рисунке изображён график прямой пропорциональности у = kx? Ответ объяснить. ( Слайд № 12)
Ученик допустил ошибку при построении графика одной функции. На каком рисунке? ( Слайд № 13)
На рисунке изображены графики функций: у = 3х, у = - 3х, у = х – 3. Под каким номером изображен график функции у = -3х? ( Слайд № 14)
Задать формулой линейную функцию, график которой параллелен прямой у = -8х + 11 и проходит через начало координат. ( Слайд № 15)
Выполняется взаимопроверка выполненной работы , количество баллов заносится в маршрутный лист. (Слайды № 16 – 24) )
Работа с классом.
Составьте математическую модель для решения задачи. (Слайд № 25)
В организме человека всегда есть определенное число бактерии, их около 10 тысяч. Во время эпидемии гриппа, если больной не принимает антибиотики, то количество бактерий в организме каждый день увеличивается на 50 тысяч.
Сколько бактерий будет в организме человека через 3 дня, через 4 дня?
Запишите формулу в тетрадь и ответьте на следующие вопросы:
Будет ли данная зависимость линейной?
Что вы можете сказать о поведении графика данной функции?
Постройте данный график в тетради.
Учащиеся самостоятельно выполняют данное задание. После этого решение обсуждается со всеми учащимися. (Слайд № 26 )
ФИЗМИНУТКА!!!!!!!!!!!!!!!
Учитель физики
Математика – наука прикладная и сейчас вы рассмотрите применение линейной функции на уроках физики.
Задача. Записать формулу зависимости массы стальной балки от её объема, если
V – объем балки , m - его масса, плотность стали 7,8 г/см3 . Построить график этой зависимости.
m= ρVс у = k· х ) За доской работает Набережнева Влада.
Делается вывод.
Работа с классом.
Выполняется по группам лабораторное исследование:
Установить зависимость силы тяжести от массы тела (Слайды № 33 - 36); Лабораторное исследование зависимости силы тяжести от массы тела
Цель исследования: установить зависимость силы тяжести , действующей на тело от его массы.
Оборудование: штатив, грузы, динамометр
Ход работы:
1) СОБЕРИТЕ УСТАНОВКУ
2) К КРЮЧКУ ДИНАМОМЕТРА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ПОДВЕШИВАЙТЕ ЧЕТЫРЕ ГРУЗА ПО ОТДЕЛЬНОСТИ, ( масса каждого груза 0.1 кг) КАЖДЫЙ РАЗ ФИКСИРУЙТЕ ПОКАЗАНИЯ ДИНАМОМЕТРА;
3)РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЯ ЗАНЕСИТЕ В ТАБЛИЦУ;
4)ПО ПОЛУЧЕННЫМ ДАННЫМ ПОСТРОЙТЕ ГРАФИК: ПО ГОРИЗОНТАЛи ОТЛОЖИТЕ МАССУ ТЕЛА, ПО ВЕРТИКАЛИ – СИЛУ ТЯЖЕСТИ;
5)НАЙДИТЕ КОЭФФИЦИЕНТ gДЛЯ ВСЕХ ЗНАЧЕНИЙ FИ m,
ВЗЯВ ОТНОШЕНИЕ F/m В КАЖДОМ СТОЛБЦЕ ТАБЛИЦЫ.
КАКУЮ ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ F И m МЫ ПОЛУЧИЛИ?
Номер груза
1
2
3
Масса, кг
0
0,1
0,2
Сила, Н
0
1
2
g=F/m
0
10
10
Является ли эта зависимость линейной функцией,?
конкретно прямой пропорциональностью.
Делаются соответствующие выводы.
Ребята, хочется отметить, что линейная функция применяется во многих других физических явлениях, таких как: Зависимость массы тела от его объема,закон Гука, т.е зависимость силы упругости от деформации тела Зависимость пути от времени и скорости и многое другое.
Применение линейной функции в других науках и сферах нашей жизни. Некоторые ребята поготовили сообщение и несколько слайдов.Попросим их рассказать нам об этом.
Работа с классом.
Рассматриваются задачи в
Анатомии ( Зуева К.) (Слайды №47 - 48).
Психологии ( Михайлова А.) (Слайды №49 - 51).
Криминологии (Слайды №52 - 54).
Экономике (Слайды № 55 - 56).
В быту (Слайды № 57 - 58).
Вывод.
Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели применение линейной функции в разных науках и сферах деятельности (Слайд № 59)
Расширение кругозора.
Учащимся предлагается подумать над следующим заданием: Что происходит внутри, когда ты открываешь дверной замок? (Слайд № 60 – 61)
(Данная задача предлагается учащимся в качестве домашней для группы сильных учащихся)
После этого один из учащихся данной группы ( Чиганова Лиза) рассказывает о происходящем процессе.
Оказывается, к функциям можно применять арифметические действия по определенным правилам и в определенных условиях. Приведу очень наглядный пример, где встречается необходимость применения действий к функциям.
Посмотрите на рисунок. Знаете ли вы, как таким ключом открывается дверь? Что происходит внутри, когда вы открываете дверной замок? Чтобы замок открылся, нужно повернуть барабан, в котором сделана замочная скважина. Но этому препятствуют штифты, стоящие тесным образом внутри скважины, скользящие вверх-вниз. Каждый из штифтов нужно поднять на такую высоту, чтобы их верхние торцы оказались вровень с поверхностью барабана. Это делает ключ.
С точки зрения математики, вся эта механика есть не что иное, как операция сложения двух функций. Одна из них – профиль ключа, другая – линия, очерчивающая верхние торцы штифтов, когда замок заперт. Секрет дверного замка в том, что в результате сложения двух функций, получается функция-константа, постоянное значение которой равно диаметру барабана.
Подведение итога урока. (Слайды № 62 - 63).
Учитель: Еще раз давайте повторим. Что вы узнали нового? Чему научились? Что показалось особенно трудным?
Домашнее задание. (Слайд № 64).
Рефлексия :
Учитель: С каким настроением вы уходите с урока вы покажите с помощью выбора смайлика. Ученики прикрепляют их на доску при помощи магнитов(Слайд № 65)
Учитель: Урок окончен! Всего вам доброго! Спасибо за урок. (Слайд № 66)
Литература :
Учебник «Алгебра – 7», Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова, Москва, «Просвещение», 2009 год.
Учебник «Физика – 7», Н.В. Перышкин, Москва, «Дрофа» 2009 год.
«Сборник задач по физике для 7 – 9 классов», В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, Москва, «Просвещение», 2008 год.
Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7 -11 классах, Москва, «Просвещение», 2008 г.