Просмотр содержимого документа
«АВТОРСКИЙ УРОК: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК В СОЦИАЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ» »
АВТОРСКИЙ УРОК:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
В СОЦИАЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ»
Анна Иосифовна Гришкевич
учитель математики КГУ «Целинная средняя школа»
район имени Габита Мусрепова
Северо-Казахстанская область
Метод проектов мо математике предполагает развитие интереса к предмету,
логического мышления учащихся, их дарований. Он также способствует
углублению знаний учащихся, расширению их кругозора.
«Решение познавательных и занимательных задач методом проектов»
выделяется мною как самое главное направление в теме по самообразованию.
В этом направлении я преследую цель: развитие логического мышления
учащихся, пробуждение желания заниматься изучением математики,
вовлечение учащихся в серьёзную самостоятельную работу. Для этого на уроках
чётко и качественно продумана система логических минуток.
Каждый урок я провожу логические паузы. Содержание и формы проведения
самые разнообразные. Например,
1. задачи на смекалку: двое играли в шахматы 4 года. Сколько времени играл
каждый?
2. сидели 7 ворон, одну подстрелили. Сколько ворон осталось?
3. у линейки 4 угла. Если один угол срезать, сколько углов останется?
Задачи на перекладывание спичек- учащиеся сами готовят задания.
Возрастные задачи
Задачи на логику и сообразительность: М(х)-мать ребёнка, О(х)- отец ребёнка.
Кем приходится по родственной линии человек, записанный в виде формулы: 1) М (О(х)) 2) М (М(х)) 3) О (О(х)) 4)О (М(х)) Задачи на развитие внимания: метаграммы -отгадываем слова, а затем заменяем одну букву на другую, чтобы получилось новое слово.
Он грызун, но очень мелкий
И только чуть побольше белки.
А заменишь «у» на «о», Будет круглое число. Решение занимательных задач составлением уравнения. Маша и Юля собирали грибы. - Юля, сколько у тебя грибов? – спросила Маша. - 30 – ответила Юля . - А у тебя? - Столько же , как у тебя и ещё треть всех, - ответила Сколько грибов у Маши? (х= 30+ 1/3 *(30+х)). Все задания разновозрастные и разноуровневые. Они предполагают систематические занятия математикой, которые обогащают, облагораживают
человека. А такие качества, как интуиция, вдохновение, озарение ведут к великим открытиям в науке.
Метод проектов широко используется мною на уроках математики, особенно
удачно он идёт на уроках обобщения. В 8 классе при изучении темы
«Статистические характеристики» я проводила урок по методу проектов.
Разработку урока и предлагаю.
Тема урока «Использование статистических характеристик в социальном
проектировании».
Цель урока повторение и обобщение навыков и умений по применению
математических знаний при решении конкретных проектных задач.
Задачи урока :
1. сформировать системы теоретических и практических знаний в области
статистики , необходимых ученикам для проектирования;
За 10 дней до урока учащиеся были разбиты на 4 группы. Каждой группе
было предложено разработать и защитить проектное задание по применению статистики в следующих сферах:
1 группа- «Школа- наш общий дом!»
2 группа- «Хлеб- всему голова!»
3 группа- «Папа, мама, я- вся моя семья!»
4 группа- «Как прекрасен этот мир!»
ІV Защита проектов.
1 группа
Задача : при проверке 70 работ по русскому языку отмечали число ошибок, допущенных учащимися. Полученный ряд представили в виде таблицы 1
Число ошибок
0
1
2
3
4
5
6
Частота
4
6
15
26
12
4
3
Задание: - постройте столбчатую диаграмму
- каково наибольшее различие в числе ошибок?
- какое число ошибок является типичным для данной группы?
- укажите статистические характеристики.
Решение:
Р=6-0=6 – размах М=3(26)- мода
Вывод: статистические характеристики можно применять в любой сфере, в том числе и в школе.
Историческая минутка «Жизненные курьёзы великих математиков»
2 группа
Задача: в фермерском хозяйстве площади, отведённые под посевы зерновых, распределены следующим образом : пшеница- 65%, овёс- 14%, рожь- 12%, гречиха- 9%.
Задание: постройте диаграмму, иллюстрирующую распределение площадей, отведённых под зерновые.
Решение: определим градусную величину соответствующих углов.
- 360º *65% / 100% = 234º - пшеница -1
- 360º *12% / 100%= 43,2º- овёс - 2
- 360º *14% / 100%= 50,4º- рожь - 3
- 360º *9% / 100%= 32,4º – гречиха – 4
Построим диаграмму, отображающую распределение площадей под зерновые.
1-пшеница 2-овёс 3-рожь 4-гречиха
Дополнительная задача: в этом году в «ТОО – Целинное -2004» получен хороший урожай. Вот как сработали механизаторы в бригадах:
- бригада № 1- 21,9 ц. с га
- бригада № 2- 21,7 ц. с га
- бригада № 3- 19,2 ц. с га
- бригада № 4- 17,3 ц. с га
Найдите среднюю урожайность по совхозу и оцените работу наших механизаторов.
Вывод: статистические характеристики помогают решать практические задачи, в том числе и в сельском хозяйстве.
Историческая минутка «Жизненные курьёзы великих математиков»
3 группа
Задача: у родителей 8 класса спросили, сколько часов в день они смотрят телевизор. Получились такие данные: 1час- 6, 2 часа- 4, 3 часа- 2, 4 часа- 3, 6 часов – 1.
Найти среднее время, размах, моду.
Решение: среднее время= Р(размах)= М(мода)= .
А сейчас выберем самую модную передачу родителей 8 класса:
- оружие России – 1
- передачи о здоровье- 2
- суд присяжных – 3
- новости- 5
- жди меня- 2
- пусть говорят- 1
- званый ужин- 1
- прокурорская проверка- 1
Вывод: статистические характеристики можно использовать и в социальной сфере.
Историческая минутка «Жизненные курьёзы великих математиков»
4 группа
Было задано проектное задание «Будущий сквер в нашем селе».
Поскольку деревья и кустарники бездумно уничтожаются , то используя знания по статистике мы можем доказать целесообразность этого сквера. Рассмотрим таблицу 2:
Деревья
Единица поглощения выхлопного газа
Яблоня- 3
317
Ель голубая- 7
304
Вяз- 13
276
Каштан- 14
274
Сирень- 10
245
Бузина- 12
245
Клён- 6
235
Кустарник- 4
234
Тополь-2
203
Рябина-9
124
Вопросы по таблице:
- сколько всего деревьев посадим в сквере?
- найдём среднее арифметическое
- найдём размах и моду.
Вывод: математические подсчёты показали , что сквер можно и нужно сохранять и посадить различные деревья и кустарники.
Историческая минутка «Жизненные курьёзы великих математиков»
V Решение статистических задач.
Задача № 1:
У трёх друзей Андрея, Влада и Арсена – к концу четверти по алгебре оказались следующие отметки:
- Андрей- 5;4;4;3;5;4;5;5;4;3;5;5
- Влад- 3;3;2;3;4;4;4;3;3;2;4;4
- Арсен- 5;5;5;4;5;5;5;4;4;5;5;5
Найдите средний балл, который получит вероятнее всего каждый ученик.
Какой статистической характеристикой можно назвать разность между наибольшей и наименьшей отметкой?
VІ Выводы по всему уроку :
- полученные знания и умения применимы в математике, экономике, географии и социологии;
- статистические характеристики можно использовать в социальном проектировании.
VІІ Рефлексия.
Самооценка работы на уроке:
- доволен ли ты уроком?
- активно ли работал на уроке?
- было ли тебе интересно?
- сумел ли показать свои знания?
- оцени свою работу на уроке.
- оцени работу учителя на уроке.
VІІІ Постановка домашнего задания: творческая работа « Применение статистических характеристик в медицине».