высшей квалификационной категории.
  Тема урока: «Число 9, цифра 9».  
  Цели урока: учить детей на основе сказочных героев упражняться в решении примеров и логических задач, развивать внимание ,мышление ,умственные способности , творчество, побуждать детей к созданию игровых образов, воспитывать интерес к сказке.
  индивидуальные карточки.
 1. Мотивация к учебной деятельности.
 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в  
 пробном действии.
 3. Выявление причины затруднения.
 4.Проектирование нового знания.
 5.Реализация построенного проекта.
 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
 7. Включение в систему знаний и повторение.
 8. Рефлексия учебной деятельности.
  Ход урока.
        | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цели:   - организация актуализации требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); - организация деятельности учащихся по установке тематических рамок («могу»); - создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. | Перечень УУД, формируемых у учащихся 
 Самоопределение, смыслообразование, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | - Начинаем урок математики. 
 - Прочитайте девиз урока.   - Как вы его понимаете? (Ответы детей). Дорогие друзья! Чтобы настроиться на урок, нам надо разгадать кроссворд. 1. Страна, в которой мы живем. 2. Столица России. 3.Слово из песни « Мой …, моя Земля, мое Отечество». Сл. В. Дергунова, муз. Н. Таривердиева. 4. Главный город любой страны. 5. Республика, в которой мы живем. 6. Столица Татарстана.                                                                 | р | о | с | с | и | я |   | 
 | 
 | м | о | с | к | в | а | 
 |   | 
 | 
 | д | о | м | 
 |   | 
 | с | т | о | л | и | ц | а | 
 
 | 
 
 |   | т | а | т | а | р | с | т | а | н | 
 |   | 
 | к | а | з | а | н | ь | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |   Назовите ключевое слово. ( Родина)  - А можете объяснить, как вы, понимаете это слово? ( Страна, в которой человек родился и гражданином которой является; Отечество)  Об этом хорошо сказано в стихотворении    М.Лисянского  Великую землю,  Любимую землю,  Где мы родились и живем,  Мы Родиной светлой,  Мы Родиной милой,  Мы Родиной нашей зовем.  Наша Родина действительно великая. Но, у каждого человека есть своя маленькая Родина.  - Как называется ваша маленькая Родина? (пгт Алексеевское).  - Вы уже много знаете. Хотите узнать еще больше?  - А путешествовать вы любите вы любите? (Да.)  - Тогда мы совершим математическое путешествие, а стихотворения вам подскажет, куда мы совершим путешествие.  Дружок, нас с тобой путешествие ждет  В поселок, где румяное солнце встает.  Увидим, на улице, а не в кино  Людей, что спешат по делам уж давно.  Традиции древние нас поразят  И то, как их бережно все здесь хранят.  Белая береза и стройная сосна  В поселке этом чтятся во все времена.  И праздник великий недавно у нас был,  Открытие школы он нам подарил.  - Как вы думаете, о каком поселке говорится в этом стихотворении? (Алексеевское)  - А какой праздник великий недавно у нас был?  (300 лет поселку Алексеевское).    -О какой школе говорится в стихотворении?  (Муниципальное образовательное учреждение «Алексеевская начальная школа-детсад №4»).  - И так, ребята, вы догадались, куда мы совершим путешествие? (пгт Алексеевское)  
 | 
  |  Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.  Цели:    -актуализации  изученных способов действий, достаточных для построения нового знания;    - фиксирован ие актуализированных способов действий в речи;    - обобщение актуализированных способов действий;  - актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания;  мотивирование к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»);  На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. |  – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация,    – осознанное и произвольное построение речевого высказывания;  – подведение под понятие;  – выполнение пробного учебного действия;  – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;  – волевая саморегуляция в ситуации затруднения;  – выражение своих мыслей;  – учет разных мнений,  – использование критериев для обоснования своего суждения . |  - А на чем мы совершим путешествие, вы узнаете, если выполните задание, расположив, ответы в порядке возрастания.  1 + 1 В 1 + 5 У  1 + 3 О 1 + 6 С  1 + 0 А 1 + 4 Б  1 +2 Т  - Да ребята, мы с вами отправимся в путешествие на автобусе. А путешествие – математическое, с открытием новых знаний.  
    4. Физкультминутка  Раз - подняться, потянуться.  Два – согнуться, разогнуться.  Три – в ладоши три хлопка,  Головою три кивка.  На четыре – руки шире,  Пять – руками помахать,  Шесть – в машину тихо сесть.  - Смотрите, мы едим по нашему поселку Алексеевское.      
  - И направляемся в Открытое акционерное общество «Алексеевская керамика». Продукция завода пользуется спросом и в других регионах Российской Федерации  
    
  - Здесь для нас приготовили задание.    Сосчитайте до 10 и обратно;    - сосчитайте от 9 до 6;    - от 1 до 8;    - назовите последующее (за) число 8, 5; (9, 6).  - назовите предыдущее (перед) число 10 ,7; (9, 6)  
    
  
  
 | 
  |  Выявление причины затруднения  Цели:    восстановление выполненных операций;  - фиксация места, где возникло затруднение;  - фиксация во внешней речи причины затруднения.  На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. |  –анализ, синтез, сравнение,    – подведение под понятие;  – постановка и формулирование  проблемы;  – осознанное и произвольное построение речевого высказывания;  – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;  
 |  - Ребята наше путешествие продолжается, и мы приехали на фабрику художественного ткачества.    И здесь нам предлагают работу с числовым рядом:  - какое число стоит между 8 и 10, 6 и 8? (9, 7).  - какое число стоит слева от 10, справа от8? (9, 9)  - назовите соседей числа 8. (7, 9).  - Ребята, а какое сейчас время года? (Весна)  - Весной мы встречаем птиц - наших пернатых друзей, которые возвращаются из тёплых стран на Родину | 
  |  Проектирование нового знания.  Цели:  - постановка учащимися цели проекта;  - уточнение и согласование темы урока;  - определение средства (алгоритм);  формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.    На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий.  Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских  методов. |  самоопределение;  смыслообразование;  –анализ, синтез, сравнение, обобщение,  аналогия;  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  – поиск и выделение необходимой информации;  – выбор наиболее эффективных способов решения задач;  прогнозирование;  структурирование знаний;  –осознанное и произвольное построение речевого высказывания;  –волевая саморегуляция в ситуации затруднения;  – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;  – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;  – учет разных мнений;  – использование критериев для обоснования своего суждения.    
 |  - Путешествие продолжается. Мы проезжаем мимо новых домов нашего поселка по улице Ленина.  -А сколько птичек вы видите над домом? (8 птичек).  - Ребята, посмотрите на эти две картины и скажите, чем они отличаются? (Над вторым домом есть еще серая птичка).  
    
    
  - Сколько птичек над первым домом? (8).  - Посчитайте, пожалуйста, сколько птичек над вторым домом? (9).  - Как вы это узнали, что это число 9? Докажите. (За числом 8 при счете идет следующее число 9)  - А что значит назвать следующее число? (Прибавить к числу 1 – значит назвать следующее за ним при счете число).  -Ребята, кто готов назвать тему урока?    Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Число 9 и цифра 9)  А какие цели мы поставим перед собой? (Ответы детей)  1) Познакомиться с новым числом 9;  2) Узнать его место в числовом ряду.  3) Знать, что значит назвать следующее число.  4) Уметь заменять числовые выражения суммой нескольких слагаемых.  Вернемся к птичкам над вторым домом.  - Сколько белых птичек вы видите над вторым домом? (8).  - А сколько серых птичек? (1)  - Сколько всего птиц вы видите над домом? (9).  - Давайте найдем место для 9 в числовом ряду.  – Какое выражение составим? (8 + 1 = 9)- Значит, чтобы найти место числу 9 в числовом ряду, надо к 8 прибавить 1- Как можно получить число 9? (8 + 1 = 9)-Следовательно, за числом 8 идет число 9.определили его место в числовом ряду.    - Видите, ребята, мы провели с вами исследовательскую деятельность.  
  - Мы исследовали число 9 и определили его место в числовом ряду.  
  - Ребята, а кто знает, как пишется цифра 9?  -Кто из вас раньше видел цифру 9? Где? ( номер дома, монета, страница учебника, на линейке.  - На что похожа цифра 9? (На перевернутую 6).  
 
  
 
 | 
  |  Реализация построенного проекта.  Цели:    - реализация построенного проекта в соответствии с планом;  - фиксация нового способа действия в речи;    - фиксация нового способа действия в знаках (с помощью эталона);    -фиксация преодоления затруднения;  -уточнение общего характера нового знания.  На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации.  Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждается и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.  В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. |  Смыслообразование;    – анализ, синтез, сравнение, обобщение,  аналогия, классификация;  – волевая саморегуляция;  –познавательная инициатива;  – выдвижение гипотез и их обоснование;  – поиск необходимой информации;  – моделирование и преобразование  моделей разных типов (предметы,  схемы);    – установление причинно-следственных связей;  самостоятельное создание спосо-  бов решения проблем творческого и  поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации;  – осознанное и произвольное построение речевого высказывания;  – построение логической цепи рассуждений, доказательство;  – нравственно-этическое оценивание  усваиваемого содержания;  – осознание ответственности за общее дело;  – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;  – адекватное использование речевых  средств для решения коммуникацион-  ных задач;  формулирование и аргументация  своего мнения и позиции коммуникации;  – учет разных мнений, координирова-  ние разных позиций;  – использование критериев для обоснования своего суждения.  – достижение договоренностей и согласование общего решения.  
 |  - Ребята, посмотрите и послушайте, как правильно надо писать цифру 9, обозначающую число девять.    Цифра 9 состоит двух элементов: небольшого овала и большого правого полуовала. Начинаем писать овал немного ниже правого верхнего угла клетки. Закругляем, ведём вниз до середины клетки. Опять закругляем и ведём вверх, касаясь верхней стороны клетки. Закругляем, ведём к началу овал и затем ведём вниз; закругляем на середине нижней клетки; закругляем влево чуть выше нижней стороны клетки.  - Ребята, а хотите попробовать на доске мелом написать число 9. (2-3 ученика пишут на доске)  –Вы можете в воздухе обвести несколько раз цифру 9.  - Наше путешествие продолжается, мы проезжаем по мосту и видим рыбака.    
  Вот рыбак поймал рыбу.  
    
  - Сколько рыб поймал рыбак? (9).  
  - Написание цифры 9 в печатной тетради.    - Ребята, давайте найдем место числа 9 в числовом ряду.  Работа с числовым отрезком (учебник, стр. 53 №3):  - Какое число пропущено?    - За каким числом следует при счёте число 9? (8)  -Как получить из 8 число 9? (8+1)  -На сколько, 9 больше 8? (1)  -На сколько, 8 меньше 9? (1)  - Дидактическая игра «Засели домик» Задания 4-6 . стр.53 учебника. (Работа в парах)  Самостоятельная работа.    -Какие задания, с числом 9, вы хотели бы выполнить самостоятельно? (предлагается для самостоятельной работы, задания по выбору, в печатной тетради).  - Как можно получить 9 при помощи сложения двух чисел? (7 + 2; 6 + 3, 5 + 4)  (Ответы детей).  
  
    
  - Как числовое выражение 7+2=9 можно заменить суммой трех слагаемых? Докажите. (7+1+1=9. Так как к 7 прибавить 1 –значит назвать следующее за ним число. А это число 8. К 8 прибавить 1 – значит назвать следующее за ним число. А это число 9, следовательно, 7+1+1=9)  
  
  
  
  
  
 | 
  |  Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.  Цели:  самостоятельное выполнение задания на новый способ действия;  При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы:  учащиеся самостоятельно выполняют  задания нового типа, осуществляют их  взаимопроверку, сравнивая с эталоном, выявляют    возможные ошибки. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации  построенного проекта учебных действий.  
 |  –анализ, синтез, сравнение, обобщение,  аналогия, классификация;  – подведение под понятие;  – выполнение действий по алгоритму;  доказательство;  – контроль;  – коррекция;  – осознанное и произвольное построение речевого высказывания;  – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;  – использование критериев для обоснования своего суждения. |  
 
  - А сейчас выполните самостоятельную работу аналогично предыдущему заданию на индивидуальных карточках, которые лежат у вас на партах.  
 
    
  - Теперь обменяйтесь с другом по парте карточками и сделайте взаимопроверку. Оцените работу друга: если все верно выполнено, то на карточке нарисуйте звездочку, если есть одна ошибка – нарисуйте квадратик, если две ошибки – треугольник.  
  
  
  
  
  
  
  
  
 | 
  |  
  Включение в систему знаний и повторение.  Цель:    - повторение учебного содержания, необходимого для содержательной непрерывности.    Организуя этот этап, учитель подбирает  задания, в которых тренируется использование изученного материала,  имеющего методическую ценность для  введения в последующихновых спосо-  бов действий.  Таким образом, происходит  автоматизация умственных  действий по изученным нормам, ведется  подготовка к введению в будущем новых норм.  
 |  
  – нравственно-этическое оценивание  усваиваемого содержания;  – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,    самостоятельное создание алгоритмов деятельности;  – выполнение действий по алгоритму;  – построение логической цепи рассуждений;  доказательство;  – осознанное и произвольное построение речевого высказывания;  – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;  формулирование и аргументация  своего мнения в коммуникации;  – использование критериев для обоснования своего суждения.  – адекватное использование речевых средств для решения коммуникацион-  ных задач;  
 |  
  - Теперь сможем не только считать до 9, но записывать числа до 9.  - Выполнив следующее задание, вы убедитесь, как при помощи чисел можно сделать много открытий.  - Какую закономерность вы увидели?  9 99 999 …. (Сначала одна цифра 9,потом две, три, писать будем четыре цифры 9 и пять 9999 99999)  98 97 …  - А во второй строчке, какая закономерность? (Первая цифра не меняется, а вторая уменьшается на один. Писать дальше будем 96 95 94 93…)  - Ребята, я приготовила модель цветика “девятицветика”, для лучшего запоминания состава девяти.  ученик отрывает по одному лепестку  – Если убрать 1 лепесток, будет 9 без одного, а значит 8;  9 без двух, а значит 7  – Продолжите сами по очереди, начиная с 1 ученика.  9 без трёх равно 6  9 без четырёх – 5  9 без пяти – 4  9 без шести – 3  9 без семи – 2  9 без восьми - 1  9 без девяти - 0  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 | 
  |  Рефлексия учебной деятельности.  Цель:  -фиксация нового содержания, изученного на уроке;  - оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;  В завершении, соотносятся цель учебной  деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. |  -оценка процесса и  результатов деятельности;  – самооценка на основе критерия  успешности;  – адекватное понимание причин  успеха / неуспеха в учебной деятельности;  формулирование и аргументация  своего мнения, учет разных мнений;  – использование критериев для обоснования своего суждения;  – планирование учебного сотрудничества;  – следование в поведении моральным  нормам и этическим требованиям. |  - Понравилось путешествие? Что нового вы узнали? (Ответы детей).  
  - Оцените собственную деятельность на уроке, подчеркнув соответствующее вам предложение.  - Я узнал много нового, но у меня остались вопросы, например …  - Я узнал много нового и могу рассказать о числе 9 и цифре 9.  - Мне очень понравилась работа по путешествию…    - Мне нравится, как мы на уроке сами исследуем, открываем что – то новое.  - Как думаете, достигли, поставленные цели урока?    - Каких результатов вы добились? (Ответы детей).  - А на следующем уроке мы будим решать задачки и примеры для закрепления сегодняшней темы.  Всем спасибо за активное участие и приятное путешествие.  - Путешествие закончено.   |