-
Гордеева Л.А.- учитель начальных классов МБОУ «Кукморская
средняя школа №3» Кукморского
муниципального района РТ
Метапредметный подход в обучении школьников начальных классов.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального, основного и среднего (полного) образования заложены новые методологические подходы, новые подходы к результатам обучения. Помимо предметных и личностных, ФГОС предъявляет требования к метапредметным результатам. Что это значит? Следует отметить, что в дидактике существуют разные мнения о том, что такое метапредметность. Ю.В.Громыко считает, что это «допредметность», мыследеятельностная дидактика. По мнению А.В.Хуторского, метапредметность – это фундаментальные образовательные объекты. По моему мнению, под метапредметностью понимаются умения и универсальные учебные действия – так, как это сформулировано в ФГОС, поскольку он приобрел силу закона, и педагоги в повседневной практике должны ориентироваться на его терминологию.
Можно выделить несколько групп метапредметных умений. Прежде всего, это умение планировать собственную деятельность. Школьник должен самостоятельно проанализировать задачу и условие, в которых она предъявляется, суметь сопоставить содержание задачи со своими знаниями и умениями, оценить собственные действия и вслучае необходимости скорректировать их.
Второй метапредметный результат – способность действовать в группе, т.е. соотносить свои действия с действиями других, выполнять различные функции в коллективе и устанавливать эффективное взаимодействие для достижения результата.
Еще одна группа универсальных учебных действий связана с компьютерной грамотностью школьников и их способностью использовать
данные из сети Интернет для решения различных задач. Компьютер дает процессу обучения большое количество преимуществ, в том числе наглядную графику и доступ к поистине бездонным хранилищам информации. Современный учитель не имеет права пренебрегать информационными технологиями, поскольку, в противном случае, школьное образование сделается для детей совершенно не привлекательным. В связи с этим в рамках нового образовательного стандарта предъявляются достаточно серьезные требования к компьютерному оснащению школ и наличию свободного доступа в Интернет. Применение и использование компьютерных средств и ресурсов сети Интернет становится необходимым не только при подготовке к занятиям, но и на самих занятиях.
Традиционно в педагогике существовали две задачи: передать ученику знания и научить ими пользоваться. Эти задачи решались последовательно, одна за другой: информируем – применяем информацию. С позиций деятельностного подхода это не две, а одна задача. Знания и умения – это и есть действия обучаемого, в которых эти ЗУНы реализуются. Таким образом, знания, умения, и навыки рассматриваются теперь не в противопоставлении друг другу, а в единстве.
Современный урок, построенный в парадигме деятельностного подхода, стоит на «трех китах»: постановка учебной задачи, ее совместное с учащимися решение и организация оценки найденного способа действия. Заметим, что смысл нового подхода к обучению состоит не только в выборе инновационной технологии и строгом следовании алгоритму ее приемов, но и в творческом поиске учителей и учащихся.
Старый лозунг «Учись учиться» приобретает современное звучание, посколшьку школа призвана вооружить учащегося не только некоей суммой знаний, но, прежде всего, научить его самому добывать информацию из различных источников, перерабатывать ее и применять полученные знания на практике. Именно достижение метапредметных результатов, или, иными с ловами, формирование универсальных учебных действий призвано решить эту
задачу. Универсальные учебные действия – это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Список использованных источников:
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
2. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. – М.: Знание, 1985. – 223 с.
3. Хуторский А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. – М.: Эйдос; Изд-во Ин-та образования человека, 2012. -50с.