Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии. Применение изучаемой темы к решению текстовых и геометрических задач в формате ЕГЭ».
Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии. Применение изучаемой темы к решению текстовых и геометрических задач в формате ЕГЭ».
открытый урок по алгебре в 9 классе. Составлен по ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии. Применение изучаемой темы к решению текстовых и геометрических задач в формате ЕГЭ».»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Нижне-Чуглинская СОШ»
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА НА ТЕМУ:
«Арифметическая прогрессия. Формула n-го
члена арифметической прогрессии. Применение
изучаемой темы к решению текстовых и
геометрических задач в формате ЕГЭ» .
Выполнила учитель математики
Зайнулабидова П.А.
2020г
Тема урока.«Арифметическая прогрессия. Формула n-го
члена арифметической прогрессии. Применение
изучаемой темы к решению текстовых и
геометрических задач в формате ЕГЭ»
Аннотация к уроку
Последовательность – есть одно из основных понятий математики. Понятие последовательности неизбежно возникает при рассмотрении многих важных математических вопросов.
Это первый урок изучаемой темы «Арифметическая прогрессия». Проводится после двух уроков «Последовательности». Учитель знакомит учащихся с определением арифметической прогрессии, способами её задания, свойствами; упражняет на задачах ЕГЭ, где применяет в основном характеристики арифметической прогрессии: разность и первый член. Для успешного решения первых задач практически не требуется больших математических знаний. Задачи урока простые, конкретные, чёткие, с использованием известных школьных терминов. При выполнении заданий ученик может проявить способность к логическому мышлению, т. е. умению обобщать, проводить аналогии. Задачи урока разнообразны: это и тесты, и задачи, требующие односложных ответов, и задачи, требующие подробного обоснования, рассуждения. Поскольку это урок первый, то задач с громоздкими вычислениями нет.
На первом этапе урока учитель нацеливает учащихся на урок, и даёт небольшую историческую справку, которую ребята дополнят дома, прочитав учебник, а может заглянут в Интернет.
На втором этапе урока учитель напоминает ребятам способ решения уравнений третьей степени, решение систем уравнений, а также очень коротко рассматривает параболы частных видов (определение вершины).
В целях экономии времени на данном уроке материал проводится как демонстрация, естественно при поддержке учащихся, но учитель несколько опережает учащихся в решении некоторых задач. Ребята уже привыкли, они работают полуустно, полуписьменно (на ЕГЭ подробного решения в гр.А и В не надо, можно даже устно).
По ходу урока любой ученик может высказать своё решение, своё видение на задачу, задать вопрос.
При необходимости, можно вернуться назад и повторить решение уже на обычной доске, как на уроке, если время позволяет, так и во время перемены или после уроков. Но этот класс сильный и всё усваивается на уроке.
Для учащихся урок с применением ИКТ – переход в иное психологическое состояние (разнообразие, интерес, некоторые дети становятся смелее, свободнее, зрительное восприятие материала легче), это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве, и, конечно, скорость работы.
Такой урок – возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить самому роль знаний и увидеть их применение на практике, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Надо уметь наблюдать, понимать, успевать, систематически повторять и закреплять учебный материал, чтобы на уроке справляться с предложенным, довольно большим, объёмом учебного материала. Кроме того, в ходе решения задач важным является не только сам факт выполнения задания, но и выбранный учащимся способ решения. Существенным является умение ученика максимально точно и выразительно излагать свои мысли.
образовательные: - выявить степень сформированности знаний
и умений учащихся по теме
«Последовательности» на уровне
применения (задание последовательности;
перечисление членов последовательности;
использование формулы n-го члена и
рекуррентной формулы для нахождения
любого члена последовательности);
- познакомить учащихся с понятием
«арифметическая прогрессия», со
свойствами арифметической прогрессии,
способами задания арифметической
прогрессии; вместе с учащимися вывести
формулу n-го члена арифметической
прогрессии;
- формирование умений учащихся по
изучаемой теме на уровне знания и
понимания (уметь ответить на вопрос: какая
последовательность называется
арифметической прогрессией, приводить
примеры, уметь находить члены
прогрессии);
развивающие: развитие познавательного интереса, умений
собраться на уроке, организоваться для
восприятия, понимания и ответа,
формирования логического мышления;
воспитывающие: воспитание настойчивости, воли, характера
учащихся для достижения конечного
результата, терпеливой работы,
выдерживания временного бюджета, а
значит, научить работать быстро;
формирование культуры речи, умений давать
полные, математически грамотные ответы.
Структура урока:
Этап 1. Вступительное слово учителя, постановка целей,
объявление тематики урока - 3мин.
Этап 2. Построение опорных знаний - 10мин.
Этап 3. Изложение нового материала - 8мин.
Этап 4. Выполнение теста «Как понял ты новый - 5мин.
материал»
Этап 5. Решение задач по новой теме - 16мин.
Этап 6. Обобщение изученного, задание на дом. - 3мин.
Методы и приёмы преподавания:
- фронтальная беседа;
- сообщение;
- тестирование;
- экспресс-опрос;
- упражнения - демонстрация;
- математический диктант.
План – конспект урока.
Ход урока.
Этап1. Вступительное слово учителя (сообщение)
(нацеливание учащихся – мотивация).
Слайд 1 (фон)
Ребята, предыдущие два урока алгебры были посвящены теме «Последовательности». Из всех числовых последовательностей особо выделяют две. Их назвали прогрессиями. В силу своих особенностей, или закономерностей, одну прогрессию назвали арифметической, другую – геометрической.
Слово «прогрессия» (с латинского) буквально означает «движение вперёд» (как и слово «прогресс»).
Слайд 2. Задачи на обе прогрессии встречаются у вавилонян, в египетских папирусах, в древнекитайском трактате «Математика в 9 книгах». Архимед знал, что такое геометрическая прогрессия и умел вычислять сумму любого числа его членов. В «Книге Абака» Леонардо Пизанского (Фибоначчи» (1202г) дано правило нахождения суммы членов арифметической прогрессии. В папирусе Райнса предлагается задача: «У семи лиц по семь кошек, каждая кошка съедает по семь мышей, каждая мышь съедает по семь колосков ячменя, из колоса может вырасти по семь мер ячменя. Как велики числа этого ряда и их сумма?»
Подобные задачи встречаются на олимпиадах, в учебниках, в разделе «Задачи повышенной трудности», их решают на занятиях кружка или факультатива, на «Кенгуру».
Мы сегодня приступаем к изучению этих прогрессий. И начинается это знакомство с арифметической прогрессии.
Тема урока сегодня такая:
Слайд 3. «Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена
арифметической прогрессии. Применение изучаемой
темы к решению текстовых и геометрических задач в
формате ЕГЭ».
А наши задачи на сегодняшнем уроке:
Слайд 4.
- повторить и закрепить изученное;
- подготовиться к ЕГЭ в ходе решения задач;
- продолжить отработку вычислительных
навыков;
- научиться решать задачи по новой теме.
Этап 2. Построение опорных знаний.
Учитель:
Проверяем, как усвоена вами тема предыдущего урока
(экспресс-опрос).
Слайд 5.
а) Устная работа (вставьте определяющие слова):
1. ______________ ряд чисел называют последовательностью.
(упорядоченный)
2. Последовательность можно задать формулой _____________
или __________________ формулой.
(n-го члена, рекуррентной)
3. Общий вид последовательности ______ .
а - _______________ , n - ____________ , поэтому n-
натуральное число.
( аn, член последовательности, его
порядковый номер, или номер места)
4. Назови в последовательности а1,а2,а3,…, аn
седьмой, двенадцатый, катый, предпоследний члены
последовательности.
(а7, а12,ак,аn-1 ).
Слайд 6.
б) Математический диктант (два варианта, листочки, уже
подписанные, на парте).
1. Дана последовательность а1,а2,а3,…, аn,…
- запиши три члена последовательности, предшествующие
а9,а к а19,аm
- запиши три последующих члена для
а23, аm+3 а41, ак+7 .
2. Последовательность можно задать формулой n-го члена или
рекуррентной. Запиши, какая из этих формул задаёт следующие
последовательности:
аn =3n² + 1, bn+1 = bn – 5 , n≥2
аn = аn-1 + 4 , n≥2 сn = n (3n-1)
3. Последовательность задана формулой n-го члена:
аn = 5n - 4 аn = 3(n +1).
Запиши: а1, а20, ак, аm+2.
4*Дана последовательность аn = n² - 3n + 7.
Принадлежит ли этой последовательности число 7?
Если да, то какое место в ней оно занимает?
(листочки передаются учителю)
Учитель: Ребята, давайте составим конечную
последовательность чисел следующим образом:
- первые три места в этой последовательности (в порядке
возрастания) занимают корни уравнения
Слайд 7. х³ - 15х² + 66х – 80=0.
Применим метод понижения степени.
Целые корни этого уравнения находятся
среди делителей свободного члена:
1,-1,2,-2,4,-4,…
Устной подстановкой убеждаемся, что 1и-1
не удовлетворяют уравнению.
х=2-корень уравнения, а значит, многочлен х³ - 15х² + 66х – 80 делится на двучлен х-2 нацело. Деление выполним по схеме Горнера:
1 -15 66 -80
2 1 -13 40 0=R
----------------- коэффициенты нового многочлена,
степень, которого на единицу меньше:
х² - 13х + 40 . А уравнение х² - 13х + 40 = 0 имеет
два корня: 5 и 8. Итак, 2; 5; 8 – корни заданного уравнения, а значит, первые три члена последовательности;
- четвёртое и пятое места в последовательности занимают
координаты вершины параболы у = (х-11)² + 14.
Это частный случай квадратичной функции,
график – парабола, вершина которой в точке (11;14);
- и следующие два места в последовательности занимает положительная пара чисел, которая является решением системы уравнений
( решение ведётся на доске учителем при поддержке учащихся). Воспользуемся подстановкой у=2х-14.
(17;20) – положительное решение системы.
Учитель: в результате выполнения заданий получили
последовательность чисел:
Слайд 8. 2; 5; 8; 11; 14; 17; 20.
- Если вы заметили закономерность для членов этой
последовательности, - назовите.
(каждый следующий на три больше предыдущего)
- Как и любую последовательность, эту можно задать
как формулой n-го члена, так и рекуррентной. Задайте.
1. рекуррентный способ:
а1 = 2 и аn+1 = аn + 3;
2. формулой n-го члена:
аn = 3n - 1.
Такая последовательность, в которой а2 = а1 +3,
а3 = а2 + 3,
а4 = а3 +3 и т.д.
получила особое название-
арифметическая прогрессия.
Этап 3. Изложение нового материала.
Слайд 9 .
Определение: арифметической прогрессией называется числовая последовательность, первый член которой равен а1 , а каждый следующий, начиная со второго, равен предыдущему, сложенному с некоторым постоянным числом d: аn = аn-1 + d , n = 2; 3; 4;…
При этом постоянное число d = аn - аn-1 называется разностью прогрессии.
Чтобы задать арифметическую прогрессию. Достаточно указать её первый член и разность. Остальные члены арифметической прогрессии можно вычислить по рекуррентной формуле аn+1 = аn+d.
Таким способом нетрудно вычислить несколько первых членов прогрессии, но, например, для а145 уже потребуется много вычислений. Рекуррентное задание последовательности удобно для ЭВМ, можно легко запрограммировать процесс нахождения аn. При ручном способе, для нахождения члена прогрессии с большим номером этот способ задания неудобен. Существует способ, требующий гораздо меньших вычислений:
это формула n-го члена.
Получим её вместе:
Слайд 12. а1 и d,
а2 = а1 + d,
а3 = а2 + d = а1 + 2d,
а4 = а3 + d = а1 +3 d,
------------------------
------------------------
а15 = а1 + ? d,
------------------------
а37 = а1 + ? d,
------------------------
------------------------
аn = а1 + (n – 1) d.
Мы применили метод индукции: от частных примеров мы пришли к общему выводу, получили формулу n-го члена арифметической прогрессии.
Отметим некоторые свойства арифметической прогрессии.
Пусть (аn) – арифметическая прогрессия, тогда:
Слайд 13. 1. аn = (аn-1 + аn+1) : 2,
где n = 2; 3; 4;…
2. У конечной арифметической
прогрессии сумма членов,
равноотстоящих от первого и
последнего, постоянна и
равна сумме крайних членов.
Если известны любые два рядом стоящих члена арифметической прогрессии аm и аm+1, то 3. d = аm+1 – аm.
Но d можно найти, если известны любые два члена арифметической прогрессии аm и ак : d = (аm - ак) : (m – к) .
Этап 4. Тест «Как понял ты новый материал» (полуустно)
Слайд 14.
1. Какой член прогрессии а1,а2,а3,…, аn,…
а) следует за членом а199 ; а300; аn; а2n+1;. .
б) предшествует члену а63; а100; аn-1 ; аn+3;
в) расположен между членами аn и аn+4 .
2. Последовательность задана формулой n- го члена аn = 2n+1.
5) Ответ: 3 квартал – это месяцы: июль, август, сентябрь.
а1 = 200, d = 20, n = 6(июль).
В июле будет выпущено а6 = а1 +5d, а6 = 200 + 100 =
= 300(дет.), тогда в августе – 320 дет., в сентябре – 340 дет.
За три месяца, т.е. в 3 квартале, будет выпущено 300 +
+ 320 + 340 = 960(деталей).
6) Ответ: принадлежит, т.к. 15 + 4n = 75, 4n = 60, n = 15.
75 стоит в прогрессии на 15 месте.
7) Ответ: 2, т.к. а2 + а3 = 16, а1 + d + а1 + 2d = 16, 2а1 + 3d = 16, а1 = 2.
8) Ответ: 20º, 60º, 100º.
Пусть углы треугольника: а1; а2; а3 , в порядке возрастания их градусной меры. Поскольку тупой угол в треугольнике может быть только один, то он наибольший, т.е. а3 =100º, при этом а2 = а3 – d, а1 = а2 - d = а3 - 2d, где d – разность прогрессии.
Учитель. Что же сегодня мы узнали? – Посмотрите на таблицу, в ней отображено всё:
Слайд 16.
АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ
Определение
числовая последовательность, первый член которой равен а1 , а каждый следующий, начиная со второго, равен предыдущему, сложенному с некоторым постоянным числом d.