I. Актуализация знаний (вспоминаем то, что важно для урока). | 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. 3. Индивидуальная работа. Изученные случаи сложения и вычитания, умножения и деления. а). 56 : 7 + (76-47) 6 ∙ 8 – (61-45) 9 ∙ 5 – (83-67) (70 – 35) : 5 + 23 б). В ателье было 18 метров чёрной ткани и 27 метров синей ткани. Из всей ткани сшили костюмы, расходуя на каждый по 3 метра. Сколько костюмов получилось? | Познавательные УУД Развиваем умения: 1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. 2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. |
III. Повторение и закрепление изученного. | 4 4 2 5 1. Задание № 1, с. 46 - Обсудите в парах и назовите выбранные суммы. - Как вы их выбирали? - Прочитайте последнее задание. - Какой вывод вы можете сделать? 2. Задание № 2. - На какие слагаемые вы разложили данные числа? - Объясните, как вы это делали? (Сначала выделяли наибольшее круглое число, которое без остатка делится на 3, а потом находили второе слагаемое). - Какой вывод об этих числах вы можете сделать? Делятся ли они на 3? Почему? 3. Задание № 3. - Работайте в парах и обсудите, как можно вычислить значения этих выражений. Сделайте проверку. Проверка по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? -- Какого уровня сложности было задание? -- Оцените свою работу. - Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? 4. Задание № 4. - Обсудите в парах и сравните выражения. - Знание каких свойств умножения и деления вам помогли? (Сочетательное, деление суммы на число). 5. Задание № 5, 6. Самостоятельная работа. (Проверка индивидуальная или у доски). Проверка по алгоритму самооценки. Вопросы к ученикам, выполнявшим работу: – Что вам нужно было сделать в задании? – Удалось ли правильно решить поставленные задачи? – Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты? – Вы решили всё сами или с чьей-то помощью? -- Какого уровня сложности было задание? -- Оцените свою работу. - Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? 6. Решение задач № 7. Задача № 7а. - Прочитайте задачу. - Найдите данные, которые помогут ответить на вопрос задачи. - Определите взаимосвязи между найденными величинами. - Продумайте модель, которая вам поможет (краткая запись или схема). - Составьте план решения задачи. - Решите задачу. - Объясните, как вы рассуждали? - Есть ли другие способы решения задачи? Задача № 7в. - Прочитайте задачу. - Найдите данные, которые помогут ответить на вопрос задачи. - Определите взаимосвязи между найденными величинами. - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.) - Что нам нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Сколько рыбы нужно на 1 кг соли или сколько соли нужно на 1 кг рыбы). - Подумайте, а это возможно? (9 : 2 или 2 : 9) - Предложите другой способ решения, сравнив количество рыбы. - Сколько теперь рыбы надо засолить? - А можно ли узнать, во сколько раз это больше, чем было? ( 18 : 2 = 9 (раз) - Значит, сколько потребуется соли? (Тоже больше в 9 раз) - Как ответить на вопрос задачи? - Каким способом мы это нашли? | 4 - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты. 5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений. 6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую: - представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. 7. – переходить от условно-схематических моделей к тексту. Регулятивные УУД: Развиваем умения: 1 – самостоятельно формули-ровать цели урока после предварительного обсуждения; 2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; ТОУУ 3 – составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом; 4 – работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса; 5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. ТОУУ Коммуникативные УУД Развиваем умения: 1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций; 2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; 3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить свою точку зрения; 4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного; выделять главное; составлять план; 5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
IV. Тренинг (выбираем задания и тренируемся). | Задача № 9. - Прочитайте задачу. - Рассмотрите рисунки. - Чем отличается начало маршрута в одной точке от начала маршрута в другой точке? - В какой точке заканчивается обход, если он оказался возможным? - Сколько путей выходит из разных точек? (пропедевтика: «чётная точка» и «нечётная точка»). Решение: 9а) Если выходить из дома Дениса, то маршрут либо ДК – КМ – МА – АД, либо ДА – АМ – МК – КД. Если выходить из дома Костика, то маршрут либо КМ – МА – АД – ДК, либо КД – ДА – АМ – МК. 9б) Если выходить из дома Дениса, то требуемый обход невозможен. Если выходить из дома Костика, то можно обойти по многим маршрутам, например, КМ – МА – АД – ДК – КП – ПМ или КП – ПМ – МК – КД – ДА – АМ. 9в) Если выходить из дома Дениса, то можно обойти по многим маршрутам, например ДК – КМ – МА – АД – ДМ или ДМ – МК – КД – ДА – АМ. Если выходить из дома Костика, то требуемый обход невозможен. - Чем отличается начало маршрута в точке К от начала маршрута в точке Д? В какой точке заканчивается обход, если он оказался возможным? Сколько тропинок выходит из разных точек? (пропедевтика). | Личностные результаты: 1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей; 2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести. |