kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптация проектной задачи по математике в 4 классе автора АБ.Воронцова

Нажмите, чтобы узнать подробности

      1.Проверка умений учащихся пользовать­ся предложенной информацией, представленной в различных видах, и на ее осно­ве осуществлять выбор оптимального решения из множества возможных.

2.         Сотрудничество учащихся в малых груп­пах (коллективно-распределенная   деятельность) при решении общей задачи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптация проектной задачи по математике в 4 классе автора АБ.Воронцова»

Проектная задача по математике

(адаптирована в образовательный процесс МБОУ «СОШ №9» проектная задача, разработанная А.Б. Воронцовым: Проектные задачи в начальной школе /Под ред. А.Б. Воронцова, - М.: Просвещение, 2011г.)




Название проектной задачи

Общешкольный родительский комитет

Предмет

Математика

Класс

4—5

Название проектной задачи

Общешкольный родительский комитет

Вид задачи

Предметная, одновозрастная, проектная

Цели и педагоги­ческие задачи (пе­дагогический за­мысел)

1. Проверка умений учащихся пользовать­ся предложенной информацией, представленной в различных видах, и на ее осно­ве осуществлять выбор оптимального решения из множества возможных.

2. Сотрудничество учащихся в малых груп­пах (коллективно-распределенная деятельность) при решении общей задачи

Знания, умения и способы действий, на которые опира­ется задача

1. Умение вычленять требуемую информацию, представленную в различных ви­дах (например, таблица, словесное опи­сание).

2. Перевод описания квазиреальной (модельной) ситуации на математический язык (построение математической
модели).

3. Владение способом умножения мно­гозначных чисел.

4. Применение свойств умножения для рационализации вычислений.

5. Умение выбирать оптимальный вариант решения.

6. Работа в малой группе: организация работы, распределение заданий между участниками группы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль

Способ и формат оценивания ре­зультатов работы

Особенность задачи в том, что она имеет различные возможные варианты решения, но среди этих вариантов есть оптималь­ный. В соответствии с этим и оценка ре­шения должна быть многокритериальной, охватывающей как отдельные компоненты решения, так и умение анализировать различные варианты решения и выбирать среди них наилучший. В таких условиях, когда возможно много правильных реше­ний, крайне важным становится этап об­суждения полученных результатов. На об­суждение результатов выносится смета расходов на покупку учебников и тетрадей (табл. 2) и обоснование предлагаемого ва­рианта сметы.

Оценка взаимодействия учащихся внутри малой группы фиксируется в экспертном листе, в котором указываются распреде­ление работы между учащимися внутри группы, организация дискуссий, взаимо­действие учащихся в ходе работы, действия членов группы при «сборке» ко­нечного результата, а также устанавлива­ется, в какой степени организация рабо­ты внутри группы повлияла на получен­ный результат





Замысел проектной задачи

В проектной задаче «Общешкольный родительский ко­митет» описывается квазиреальная ситуация, вплотную приближенная к реальным условиям, — требуется провес­ти экономический расчет и выбрать наименее затратный вариант покупки товара.

Учащимся предстоит поставить себя в позицию родите­лей, подготавливающих смету расходов на покупку учебни­ков и тетрадей. Для этого им, работая в малой группе, нужно самостоятельно сформулировать условия, которые должен учитывать родительский комитет при расчете требу­емых затрат, а именно, исходя из количества учащихся в отдельных классах школы, определить общее количество тетрадей и учебников и, используя данные о ценах учебников и тетрадей в разных магазинах, выбрать место (места) покупки и рассчитать суммарные затраты для выбранного варианта. При решении данной проектной задачи учащимся необходимо построить математическую модель рассматриваемой квазиреальной ситуации, для чего они должны проанализировать от начала до конца всю задачу, представив, какой «продукт» в результате они должны получить. Необходимая информация для построения математической модели представлена в виде таблиц. Интрига заключается в том, что экономически наиболее выгодный вариант состоит в покупке различных наименований товара в разных магазинах.

Решение такой проектной задачи позволяет учащимся научиться самостоятельно планировать свои действия, анализировать информацию, представленную в табличной форме, распределять наилучшим способом имеющиеся ресурсы, отрабатывать вычислительные навыки.

Продолжительность проведения проектной задачи 2 ч.

По типу данной задачи могут быть разработаны задачи и для учащихся более старшего возраста, требующие рассмотрения большего количества условий (например, введение транспортных расходов) и соответственно более сложного выбора оптимального варианта решения.

Цель, которую должны достичь дети: выбрать и обосновать оптимальное (наиболее выгодное) решение по покупке учебников и тетрадей. Итоговую документацию по предполагаемым затратам — смету представить в виде таблицы.

Описание проектной задачи

Дорогие ребята! К новому учебному году школьный родительский комитет решил централизованно обеспечить всех учащихся 1—4 классов новыми учебниками по основным предметам (математика, русский язык) и тетрадями на весь учебный год.

Для отчетности перед родителями и общественностью необходимо представить документацию по предполагаемым затратам.

Вам предлагается рассчитать денежную сумму, которую необходимо выделить на покупку учебников и тетрадей, и привести соответствующие обоснования. Сформулируйте, чем нужно руководствоваться при расчете требуемых затрат.

Задание

Определите общую стоимость учебников и тетрадей, которые нужно купить. Результаты ваших расчетов внесите в таблицу 2 «Смета затрат на покупку учебников и тетрадей».


При расчетах можно воспользоваться данными о количестве учащихся в разных классах школы (табл. 1), материалами из «Справочника школьника», прейскурантами трех магазинов: «Школьник», «Отличник» и «Наука».

Примечание. За доставку товара покупателю магазины дополнительную плату не взимают.

Приведите обоснование вашей сметы затрат, которое можно представить на общешкольном родительском собрании, посвященном утверждению сметы.


Количество учащихся по классам

Начальная школа

1 А — 25 чел., 1 Б — 29 чел.



2 А — 32 чел., 2 Б — 27 чел.



3 А — 28 чел., 3 Б — 25 чел.



4 А — 32 чел., 4 Б — 28 чел.

Основная школа

5 А — 30 чел., 5 Б — 28 чел.



6 А — 27 чел., 6 Б — 28 чел.



7 А — 30 чел., 7 Б — 28 чел.



8 А — 32 чел., 8 Б — 30 чел., 8 В — 23 чел.



9 А — 32 чел.

Старшая школа

10 А — 28 чел., 10 Б — 27 чел.



11 А — 29 чел., 11 Б — 28 чел.

Из «Справочника школьника»

Каждому учащемуся в среднем требуется на одну чет­верть:

для 1—2 классов: 4 тетради в клетку и 2 тетради в ли­нейку;

для 3—4 классов: 6 тетрадей в клетку и 4 тетради в ли­нейку;

для 5—6 классов: 10 тетрадей в клетку и 4 тетради в ли­нейку;

для 7—9 классов: 12 тетрадей в клетку и 4 тетради в ли­нейку;


для 10—11 классов: 12

тетрадей в

клетку и 2 тетради в линейку.







Примечание.

Расчет

произведенненннннн

для

тетрадей

объемом 18 листов.







Прейскуранты разных магазинов школьно-письменных принадлежностей

Магазин «Школьник»

Наименование

Цена

1

класс

Русский язык

62 р.



Математика

74 р.

2 класс

Русский язык

62 р.



Математика

80 р.

3 класс

Русский язык

75 р.



Математика

83 р.

4 класс

Русский язык

75 р.



Математика

95 р.

5 класс

Русский язык

88 р.



Математика

88 р.

6 класс

Русский язык

85 р.



Математика

100 р.

7

Тетрадь (в клетку)

3 р.

8

Тетрадь (в линейку)

Зр.

Магазин «Отличник»


Наименование

Цена

1 класс

Русский язык

55 р.



Математика

75 р.

2

класс

Русский язык

70 р.



Математика

85 р.

3 класс

Русский язык

75 р.



Математика

80 р.

4 класс

Русский язык

80 р.



Математика

95 р.

.5

класс

Русский язык

80 р.



Математика

95 р.

6

класс

Русский язык

90 р.



Математика

110 р.


Тетрадь (в клетку)

4 р.


Тетрадь (в линейку)

3 р.



Магазин «Наука»


Наименование

Цена

1 класс

Русский язык

55 р.



Математика

70 р.

2

класс

Русский язык

70 р.



Математика

82 р.

3 класс

Русский язык

67 р.



Математика

85 р.

4

класс

Русский язык

82 р.



Математика

90 р.

5 класс

Русский язык

80 р.



Математика

97 р.

6 класс

Русский язык

93 р.



Математика

90 р.


Тетрадь {в клетку)

4 р.


Тетрадь (в линейку)

4 р.


Смета затрат на покупку учебников и тетрадей

Наименование товара

Количество

Цена

Стоимость









Общая стоимость покупки (р.)


Комментарий

Для определения количества каждого наименования това­ра необходимо знать количество учащихся по классам (1, 2, 3 и т. д.) и для расчета общего количества тетрадей — по па­раллелям классов (1—2, 3—4, 5—6). Эту информацию можно взять из таблицы о количестве учеников, обучающихся в шко­ле (табл. 1). Числовые данные в таблице 1 избыточны (пред­ставлены с 1 по 11 класс) и подобраны таким образом, чтобы учащиеся смогли рационализировать свои действия при расче­тах, а именно воспользоваться распределительным свойством умножения относительно сложения.

Например, при расчете общего количества тетрадей получаем, что количество учащихся по параллелям классов (1—2, 3—4, 5—6) одинаково и составляет 113 человек. Следовательно, для определения общего количества тетрадей в клетку на одну четверть получаем

4 • 113 + 6 • 113 + 10 • 113 = 113 - (4 + 6 + 10) = 113 • 20 = 2260.

Значит, общее количество тетрадей в клетку на год составляет 2260 • 4 = 9040.

Аналогично определяется общее количество тетрадей в линейку.

Учащиеся, невнимательно читая информацию о требуемом среднем количестве тетрадей на одного ученика, могут не учесть, что данные приведены на одну четверть, а не на весь год. Это приведет к ошибке, если другие участники группы не проконтролируют действия учащегося, проводившего данные расчеты.

Анализируя прейскуранты различных магазинов, учащимся нужно выбрать оптимальное решение. Вполне возможно, что учащиеся рассчитают затраты при покупке всего товара в каждом из трех магазинов и выберут тот магазин, в котором эти затраты окажутся наименьшими. Более точное решение состоит в покупке по частям: каждый вид товара покупается в том магазине, в котором его цена минимальна (заметим, что такое решение требует и меньшего объема вычислений).

Все полученные в ходе решения задачи данные вносятся в таблицу предполагаемых расходов (смета, табл. 2). Эта таблица является «сборкой» всех промежуточных результатов и местом для определения общей стоимости предполагаемой покупки.

При анализе решений целесообразно обсудить, какие дополнительные факторы необходимо учитывать, если доставка товара из магазинов отсутствует или требует дополнительной оплаты.






















Экспертный лист для оценки работы группы
Ф. И. эксперта № группы


Вопросы

Ответы

Смогла ли группа самостоятельно сфор­мулировать задачу? Как это происходило?


Спланировали ли учащиеся свои действия, перед тем как приступить к работе?


Как была организована работа на завершающем этапе — при заполнении таблицы 2 (общее обсуждение, каждый представил свои результаты, и они не обсуждались группой и т. п.)?

Опишите климат и взаимоотношения в группе (доброжелательная обстановка, взаимопомощь, ссоры, никакого содержательного общения и т. п.). Если были конфликтные ситуации, то как они разрешались?

Подведите итог — ваше общее впечатление от работы группы





Экспертный лист для оценки работы группы
Ф. И. эксперта № группы


Вопросы

Ответы

Смогла ли группа самостоятельно сфор­мулировать задачу? Как это происходило?


Спланировали ли учащиеся свои действия, перед тем как приступить к работе?


Как была организована работа на завершающем этапе — при заполнении таблицы 2 (общее обсуждение, каждый представил свои результаты, и они не обсуждались группой и т. п.)?

Опишите климат и взаимоотношения в группе (доброжелательная обстановка, взаимопомощь, ссоры, никакого содержательного общения и т. п.). Если были конфликтные ситуации, то как они разрешались?

Подведите итог — ваше общее впечатление от работы группы




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Адаптация проектной задачи по математике в 4 классе автора АБ.Воронцова

Автор: Хрусталева Надежда Михайловна

Дата: 11.05.2017

Номер свидетельства: 414328


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства