Адаптация проектной задачи по математике в 4 классе автора АБ.Воронцова
Адаптация проектной задачи по математике в 4 классе автора АБ.Воронцова
1.Проверка умений учащихся пользоваться предложенной информацией, представленной в различных видах, и на ее основе осуществлять выбор оптимального решения из множества возможных.
2. Сотрудничество учащихся в малых группах (коллективно-распределенная деятельность) при решении общей задачи
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптация проектной задачи по математике в 4 классе автора АБ.Воронцова»
Проектная задача по математике
(адаптирована в образовательный процесс МБОУ «СОШ №9» проектная задача, разработанная А.Б. Воронцовым: Проектные задачи в начальной школе /Под ред. А.Б. Воронцова, - М.: Просвещение, 2011г.)
Название проектной задачи
Общешкольный родительский комитет
Предмет
Математика
Класс
4—5
Название проектной задачи
Общешкольный родительский комитет
Вид задачи
Предметная, одновозрастная, проектная
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)
1. Проверка умений учащихся пользоваться предложенной информацией, представленной в различных видах, и на ее основе осуществлять выбор оптимального решения из множества возможных.
2. Сотрудничество учащихся в малых группах (коллективно-распределенная деятельность) при решении общей задачи
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача
1. Умение вычленять требуемую информацию, представленную в различных видах (например, таблица, словесное описание).
2. Перевод описания квазиреальной (модельной) ситуации на математический язык (построение математической модели).
3. Владение способом умножения многозначных чисел.
4. Применение свойств умножения для рационализации вычислений.
5. Умение выбирать оптимальный вариант решения.
6. Работа в малой группе: организация работы, распределение заданий между участниками группы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль
Способ и формат оценивания результатов работы
Особенность задачи в том, что она имеет различные возможные варианты решения, но среди этих вариантов есть оптимальный. В соответствии с этим и оценка решения должна быть многокритериальной, охватывающей как отдельные компоненты решения, так и умение анализировать различные варианты решения и выбирать среди них наилучший. В таких условиях, когда возможно много правильных решений, крайне важным становится этап обсуждения полученных результатов. На обсуждение результатов выносится смета расходов на покупку учебников и тетрадей (табл. 2) и обоснование предлагаемого варианта сметы.
Оценка взаимодействия учащихся внутри малой группы фиксируется в экспертном листе, в котором указываются распределение работы между учащимися внутри группы, организация дискуссий, взаимодействие учащихся в ходе работы, действия членов группы при «сборке» конечного результата, а также устанавливается, в какой степени организация работы внутри группы повлияла на полученный результат
Замысел проектной задачи
В проектной задаче «Общешкольный родительский комитет» описывается квазиреальная ситуация, вплотную приближенная к реальным условиям, — требуется провести экономический расчет и выбрать наименее затратный вариант покупки товара.
Учащимся предстоит поставить себя в позицию родителей, подготавливающих смету расходов на покупку учебников и тетрадей. Для этого им, работая в малой группе, нужно самостоятельно сформулировать условия, которые должен учитывать родительский комитет при расчете требуемых затрат, а именно, исходя из количества учащихся в отдельных классах школы, определить общее количество тетрадей и учебников и, используя данные о ценах учебников и тетрадей в разных магазинах, выбрать место (места) покупки и рассчитать суммарные затраты для выбранного варианта. При решении данной проектной задачи учащимся необходимо построить математическую модель рассматриваемой квазиреальной ситуации, для чего они должны проанализировать от начала до конца всю задачу, представив, какой «продукт» в результате они должны получить. Необходимая информация для построения математической модели представлена в виде таблиц. Интрига заключается в том, что экономически наиболее выгодный вариант состоит в покупке различных наименований товара в разных магазинах.
Решение такой проектной задачи позволяет учащимся научиться самостоятельно планировать свои действия, анализировать информацию, представленную в табличной форме, распределять наилучшим способом имеющиеся ресурсы, отрабатывать вычислительные навыки.
Продолжительность проведения проектной задачи 2 ч.
По типу данной задачи могут быть разработаны задачи и для учащихся более старшего возраста, требующие рассмотрения большего количества условий (например, введение транспортных расходов) и соответственно более сложного выбора оптимального варианта решения.
Цель, которую должны достичь дети: выбрать и обосновать оптимальное (наиболее выгодное) решение по покупке учебников и тетрадей. Итоговую документацию по предполагаемым затратам — смету представить в виде таблицы.
Описание проектной задачи
Дорогие ребята! К новому учебному году школьный родительский комитет решил централизованно обеспечить всех учащихся 1—4 классов новыми учебниками по основным предметам (математика, русский язык) и тетрадями на весь учебный год.
Для отчетности перед родителями и общественностью необходимо представить документацию по предполагаемым затратам.
Вам предлагается рассчитать денежную сумму, которую необходимо выделить на покупку учебников и тетрадей, и привести соответствующие обоснования. Сформулируйте, чем нужно руководствоваться при расчете требуемых затрат.
Задание
Определите общую стоимость учебников и тетрадей, которые нужно купить. Результаты ваших расчетов внесите в таблицу 2 «Смета затрат на покупку учебников и тетрадей».
При расчетах можно воспользоваться данными о количестве учащихся в разных классах школы (табл. 1), материалами из «Справочника школьника», прейскурантами трех магазинов: «Школьник», «Отличник» и «Наука».
Примечание. За доставку товара покупателю магазины дополнительную плату не взимают.
Приведите обоснование вашей сметы затрат, которое можно представить на общешкольном родительском собрании, посвященном утверждению сметы.
Количество учащихся по классам
Начальная школа
1 А — 25 чел., 1 Б — 29 чел.
2 А — 32 чел., 2 Б — 27 чел.
3 А — 28 чел., 3 Б — 25 чел.
4 А — 32 чел., 4 Б — 28 чел.
Основная школа
5 А — 30 чел., 5 Б — 28 чел.
6 А — 27 чел., 6 Б — 28 чел.
7 А — 30 чел., 7 Б — 28 чел.
8 А — 32 чел., 8 Б — 30 чел., 8 В — 23 чел.
9 А — 32 чел.
Старшая школа
10 А — 28 чел., 10 Б — 27 чел.
11 А — 29 чел., 11 Б — 28 чел.
Из «Справочника школьника»
Каждому учащемуся в среднем требуется на одну четверть:
для 1—2 классов: 4 тетради в клетку и 2 тетради в линейку;
для 3—4 классов: 6 тетрадей в клетку и 4 тетради в линейку;
для 5—6 классов: 10 тетрадей в клетку и 4 тетради в линейку;
для 7—9 классов: 12 тетрадей в клетку и 4 тетради в линейку;
для 10—11 классов: 12
тетрадей в
клетку и 2 тетради в линейку.
Примечание.
Расчет
произведенненннннн
для
тетрадей
объемом 18 листов.
Прейскуранты разных магазинов школьно-письменных принадлежностей
Магазин «Школьник»
Наименование
Цена
1
класс
Русский язык
62 р.
Математика
74 р.
2 класс
Русский язык
62 р.
Математика
80 р.
3 класс
Русский язык
75 р.
Математика
83 р.
4 класс
Русский язык
75 р.
Математика
95 р.
5 класс
Русский язык
88 р.
Математика
88 р.
6 класс
Русский язык
85 р.
Математика
100 р.
7
Тетрадь (в клетку)
3 р.
8
Тетрадь (в линейку)
Зр.
Магазин «Отличник»
Наименование
Цена
1 класс
Русский язык
55 р.
Математика
75 р.
2
класс
Русский язык
70 р.
Математика
85 р.
3 класс
Русский язык
75 р.
Математика
80 р.
4 класс
Русский язык
80 р.
Математика
95 р.
.5
класс
Русский язык
80 р.
Математика
95 р.
6
класс
Русский язык
90 р.
Математика
110 р.
Тетрадь (в клетку)
4 р.
Тетрадь (в линейку)
3 р.
Магазин «Наука»
Наименование
Цена
1 класс
Русский язык
55 р.
Математика
70 р.
2
класс
Русский язык
70 р.
Математика
82 р.
3 класс
Русский язык
67 р.
Математика
85 р.
4
класс
Русский язык
82 р.
Математика
90 р.
5 класс
Русский язык
80 р.
Математика
97 р.
6 класс
Русский язык
93 р.
Математика
90 р.
Тетрадь {в клетку)
4 р.
Тетрадь (в линейку)
4 р.
Смета затрат на покупку учебников и тетрадей
Наименование товара
Количество
Цена
Стоимость
Общая стоимость покупки (р.)
Комментарий
Для определения количества каждого наименования товара необходимо знать количество учащихся по классам (1, 2, 3 и т. д.) и для расчета общего количества тетрадей — по параллелям классов (1—2, 3—4, 5—6). Эту информацию можно взять из таблицы о количестве учеников, обучающихся в школе (табл. 1). Числовые данные в таблице 1 избыточны (представлены с 1 по 11 класс) и подобраны таким образом, чтобы учащиеся смогли рационализировать свои действия при расчетах, а именно воспользоваться распределительным свойством умножения относительно сложения.
Например, при расчете общего количества тетрадей получаем, что количество учащихся по параллелям классов (1—2, 3—4, 5—6) одинаково и составляет 113 человек. Следовательно, для определения общего количества тетрадей в клетку на одну четверть получаем
Значит, общее количество тетрадей в клетку на год составляет 2260 • 4 = 9040.
Аналогично определяется общее количество тетрадей в линейку.
Учащиеся, невнимательно читая информацию о требуемом среднем количестве тетрадей на одного ученика, могут не учесть, что данные приведены на одну четверть, а не на весь год. Это приведет к ошибке, если другие участники группы не проконтролируют действия учащегося, проводившего данные расчеты.
Анализируя прейскуранты различных магазинов, учащимся нужно выбрать оптимальное решение. Вполне возможно, что учащиеся рассчитают затраты при покупке всего товара в каждом из трех магазинов и выберут тот магазин, в котором эти затраты окажутся наименьшими. Более точное решение состоит в покупке по частям: каждый вид товара покупается в том магазине, в котором его цена минимальна (заметим, что такое решение требует и меньшего объема вычислений).
Все полученные в ходе решения задачи данные вносятся в таблицу предполагаемых расходов (смета, табл. 2). Эта таблица является «сборкой» всех промежуточных результатов и местом для определения общей стоимости предполагаемой покупки.
При анализе решений целесообразно обсудить, какие дополнительные факторы необходимо учитывать, если доставка товара из магазинов отсутствует или требует дополнительной оплаты.
Экспертный лист для оценки работы группы Ф. И. эксперта № группы
Вопросы
Ответы
Смогла ли группа самостоятельно сформулировать задачу? Как это происходило?
Спланировали ли учащиеся свои действия, перед тем как приступить к работе?
Как была организована работа на завершающем этапе — при заполнении таблицы 2 (общее обсуждение, каждый представил свои результаты, и они не обсуждались группой и т. п.)?
Опишите климат и взаимоотношения в группе (доброжелательная обстановка, взаимопомощь, ссоры, никакого содержательного общения и т. п.). Если были конфликтные ситуации, то как они разрешались?
Подведите итог — ваше общее впечатление от работы группы
Экспертный лист для оценки работы группы Ф. И. эксперта № группы
Вопросы
Ответы
Смогла ли группа самостоятельно сформулировать задачу? Как это происходило?
Спланировали ли учащиеся свои действия, перед тем как приступить к работе?
Как была организована работа на завершающем этапе — при заполнении таблицы 2 (общее обсуждение, каждый представил свои результаты, и они не обсуждались группой и т. п.)?
Опишите климат и взаимоотношения в группе (доброжелательная обстановка, взаимопомощь, ссоры, никакого содержательного общения и т. п.). Если были конфликтные ситуации, то как они разрешались?
Подведите итог — ваше общее впечатление от работы группы