Просмотр содержимого документа
««А МОЖНО ЛИ ПРЕДОТВРАТИТЬ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ НА АЗС ?»»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ
«А МОЖНО ЛИ ПРЕДОТВРАТИТЬ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ НА АЗС ?»
Разработала:
преподаватель математики Федорова И.В.
г.о. Электросталь
2016 г.
Представленный урок по УД «Математика» планируется при изучении раздела «Корни, степени, логарифмы» для учащихся ГБПОУ МО «ЭК»на первом курсе, как урок формирования умений и навыков при изучении учебного материала. Тема урока соответствует программе и тематическому планированию. Урок изначально был запланирован как урок по формированию знаний, развития качества речи учащихся, умения выявлять закономерности, отработки навыков делать выводы и отстаивать свою точку зрения. Актуализация опорных знаний проходит в форме фронтальной работы. Для проверки уровня усвоения материала выполняется самостоятельная работа по вариантам. На этапе решения заданий при работе группами создается проблемная ситуация. В заключение урока дается инструктаж по выполнению домашнего задания. Этапы урока продуманы, логичны, соразмерны по времени и насыщенности.
На последующем уроке преподаватель со студентами проводит анализ элементов представленного урока (необходимые вычисления, кроссворд)
Тема урока : А можно ли предотвратить чрезвычайные ситуации на АЗС ?
Тип урока: бинарный урок обобщения знаний и закрепления умений с применением элементов групповой педтехнологии и проблемного обучения.
Цели урока:
Образовательная: актуализация умений и навыков сознательного и рационального использования свойств корня, степеней логарифмических и показательных уравнений, свойств логарифмических и показательных функций при решении различных практических задач.
Воспитательная: развитие внимания, расширение кругозора и творческих способностей студентов, умение работать в команде, выражать собственное мнение, давать рекомендации, осознание проблемы чистого воздуха для человека.
Развивающая: развитие навыков самоконтроля, организация мыслительной деятельность при решении проблемы, способность развития алгоритмического, творческого мышления.
Знания, умения, навыки и качества, применяемые в ходе урока:
умение пользоваться опорными знаниями, для закрепления полученных знаний;
умение выделять существенные признаки и делать обобщения;
навыки творческого подхода при выполнении заданий.
Методы и приемы: словесный, наглядный.
Применяемая педагогическая технология: технология проблемного обучения, групповая.
Проблемные методы обучения - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей: Первая цель - сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков. Вторая цель - достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.
Групповая технология как коллективная деятельность представляет: - организацию учебных действий, ведущую к активизации учебно - познавательныx процессов; - коммуникацию, общение, без которых невозможно распределение деятельности людей и взаимопонимание между ними; - форму работы, обеспечивающую учет индивидуальных особенностей учащихся: во время групповой работы учитель контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует порядок работы и в случае необходимости оказывает помощь отдельным учащимся и группе в целом.
Учебно-методическое обеспечение: Башмаков А.В. « Математика» М., Академия, 2013г.
Оборудование и материалы для урока: раздаточный материал для студентов- индивидуальный файл (с заданиями, карточками с формулами, картами успехов)
Виды контроля:внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, самоконтроль, взаимоконтроль.
Студент должен знать:
определение корня n-ой степени, логарифма, показательной и логарифмической функций ;
свойства и формулы по представленной тематике;
Студент должен уметь:
находить значения корня n-ой степени, логарифма;
применять полученные знания к решению задач.
План урока.
1 Организационный момент.
1.1. Вступление
1.2. Постановка темы и цели занятия
2. Актуализация опорных знаний
2.1. Фронтальная работа с группой.
3. Применение знаний при решении типовых задач
3.1. Самостоятельное (индивидуальное) применение знаний, умений, навыков.
3.2. Групповое применение знаний, умений, навыков.
4. Заключение
4.1. Домашнее задание
4.2. Рефлексия урока
4.3.Итог урока
Ход урока.
1 Организационный момент.
1.1 Вступление
Природа способна к самоочищению, но огромное количество отходов и выбросов от транспорта не может нейтрализовать даже природа! Небезопасна грязная атмосфера, разного рода катаклизмы, аварии и для человека.
1.2. Постановка темы и цели занятия
Тема нашего занятия «А можно ли предотвратить чрезвычайные ситуации на АЗС ?» Это мы должны выяснить, применив умения решать задания по теме курса математики «Корни, степени, логарифмы»
Цель нашего занятия –это актуализация умений и навыков, умение работать в команде, расширение кругозора.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Каждый из вас соберет файл-портфолио, в котором будут отражены все ваши успехи по представленной теме. Все задания, которые вы будете выполнять, необходимо собрать в файл- портфолио. В папке представлены ваши индивидуальные и групповые задания, а так же ваши карты успеха (приложение 1), в которых вы будете самостоятельно проставлять себе оценки. В конце урока я соберу файлы- портфолио для оценивания и объявлю на следующем уроке итоговые оценки.
2. Актуализация опорных знаний
2.1. Фронтальная работа с группой.
На данном этапе студенты и преподаватель работают совместно у доски.
Преподаватель предлагает студентам вспомнить некоторые цифры, которые мало кто вспоминает в обычной жизни.
1.Сначала мы с вами высчитаем, зная свойства арифметических корней, сколько воздуха потребляет человек за один полный цикл дыхания:
На протяжении одного полного цикла дыхания человеком вдыхается 400 - 600 кубических сантиметров воздуха, при этом соответственно им поглощается 16-24 сантиметров кубических кислорода и выделяется 14-21 сантиметров кубического углекислого газа.
2) Какова масса планеты Земля?
Для этого необходимо решить уравнение
(1/3) –120=3 2х
При решении этого уравнения получаем х= 60 ( млн.т. )
Масса планеты приближенно равна 5, 97 *10 24 кг
3) Сколько процентов кислорода содержится в воздухе?
Для этого необходимо найти значение выражения:
(4log47 ) * (25log253)
Решение выражения дает ответ 21.
В воздухе содержится около 21 процента кислорода.
На этом наша совместная работа заканчивается, попрошу вас проставить баллы в ваши карты успеха.
Урок продолжается.
3. Применение знаний при решении типовых задач
3.1. Самостоятельное (индивидуальное) применение знаний, умений, навыков.
Сейчас перед нами стоит серьезная задача:
На территории АЗС г.о. Электросталь мы должны предотвратить чрезвычайную ситуацию – из-за несоблюдения техники безопасности может произойти пожар. Ваши действия к его предотвращению:
1.Решить по вариантам предложенные задания.
2. Заполнить таблицу опасных факторов.
3. Обобщить полученные знания и сделать итоговый вывод.
Студенты работают с карточками-заданиями для программируемого контроля. В обоих вариантах идентичные задания дают одинаковый ответ. После выполнения работы студенты совместно с учителем заполняют таблицу, проверяя правильность ответов и понимая значение показателей.
Карточки-задания программируемого контроля
Вариант 1
Задание №1. Решите уравнение:
Ответ: х=20.
В таблице это значение предельной видимости в дыму
Задание №2. Вычислите :
Ответ: 70
В таблице это значение температуры опасной для человека.
Задание №3. Решите уравнение:
Ответ: х=1.
Если ответ увеличить в 15 раз, то в таблице получаем показатель снижения концентрации кислорода
Задание № 4. Решите уравнение:
Ответ: х=11
Если ответ разделить на 100, то в таблице получаем значение выделения при горении СО2
Вариант 2
Задание №1. Решите уравнение:
Ответ: х=20.
В таблице это значение предельной видимости в дыму
Задание №2. Вычислите:
Ответ: 70
В таблице это значение температуры опасной для человека.
Задание №3. Решите уравнение:
Ответ: х=1.
Если ответ увеличить в 15 раз, то в таблице получаем показатель снижения концентрации кислорода
Задание № 4. Решите уравнение:
Ответ: х=11
Если ответ разделить на 100, то в таблице получаем значение выделения при горении СО2
Давайте заполним таблицу нормированных значений опасных факторов пожара с помощью ответов предыдущих решений.
Таблица 1. Нормированные значения опасных факторов пожара
Опасный фактор пожара
Предельный параметр и размерность.
1
Предельная видимость в дыму
20м
2
Температура опасная для человека
70о С
3
Снижение концентрации кислорода
15 % об. и менее
4
Выделение при горении СО2
0,11 кг3/м
Пламя, высокая температура, токсичные продукты горения, дым, снижение содержания кислорода, лучистый тепловой поток, потеря видимости являются опасными факторами пожара, поскольку при определённых уровнях становятся поражающими для всего организма.
Студенты проанализировали данные и приготовили статистику пожаров на АЗС. (приложение 2)
3.2. Групповое применение знаний, умений, навыков.
Студенты формируют группы по 4 человека и выполняют групповую проблемную ситуацию : к предложенной сетке кроссворда (варианты у всех разные, но слова из которых составлены кроссворды одни и те же) составить вопросы.
Варианты кроссвордов представлены в приложении 4.
Данный вид работы заинтересовывает студентов при последующем анализе и разборе представленного задания.
4. Заключение
4.1. Домашнее задание
Дома каждый из вас должен придумать примеры на различные способы решения показательных уравнений и написать творческую работу на тему: “В какой ситуации вам приходилось в жизни использовать математические формулы?” или составить кроссворд по сегодняшней теме урока.
4.2. Рефлексия урока
Закончите фразу:
«Сегодня на уроке я повторил …»
«Сегодня на уроке я научился…»
«Сегодня на уроке мне понравилось…»
«Сегодня на уроке мне не понравилось…»
4.3.Итог урока
Мы с вами повторили свойства корней, степеней, решение показательных и логарифмических уравнений.
А ведь тема нашего занятия звучала «А можно ли предотвратить чрезвычайные ситуации на АЗС ?»
Я думаю, что вы, поработав сегодня, узнали новые термины и их величины. Хочу, чтобы вы осознали, что проблему лучше предотвратить, нежели устранять ее саму и ее последствия. Ведь всего одна зажженная спичка ,один брошенный окурок сигареты, всего одна искра из выхлопной трубы машины, приводит к ситуациям, которые мы называем чрезвычайные.
Спасибо за плодотворную работу.
Оценки за урок и комментарии.
На этом наш урок закончен.
Приложение 1
Карта успеха.
Фамилия, имя студента_____________________________________________
Группа___________________________________________
№
Задание
Баллы
итоги
Фронтальная работа с группой
1
Работал активно, все задания выполнял самостоятельно
5
2
Задание выполнял без объяснений, опираясь на подсказки .
4
3
Работал пассивно, списывал с доски.
3
4
Другое……
2
Самостоятельная работа
5
1
Решения верны, работал самостоятельно.
4
2
Решено самостоятельно с ошибкой
3
3
Решено самостоятельно, но неверно
2
4
Задание не выполнено
0
5
Другое……
5
Групповая работа- кроссворды
1
Активно работал
5
2
Работал активно, но ошибался
4
3
Работал пассивно
3
4
Не работал, но внимательно следил за выполнением задания
2
5
Другое……
0
Дополнительные задания
1
+
2
+
Итог работы/ оценка
Приложение 2
Статистика аварий с взрывом бензино-воздушной смеси (БВС) на АЗС ведется во всех странах, приведем лишь некоторые из них.
В мировом масштабе:
7 июля 2003 г., АЗС в Турции (при перекачке сжиженного топлива из топливозаправщика в емкости на АЗС) пострадали 180 человек (РИА-Новости и ITAR-TASS);
24 июля 2000 г., АЗС в Масалах (Азербайджан), пострадали 4 человека, в том числе 1 человек погиб (MediaPress).
В России:
14.04.94 г. в г. Камышин, СУ № 19 «Волгоградстрой» произошел взрыв емкости V=800 дм3 с дизельным топливом. В результате взрыва 1 человек погиб и 1 человек получил тяжелую степень поражения. Сгорела автомашина КАМАЗ.
25.04.94 г. в г. Себене Псковской области произошел пожар на автозаправке. Погибло 2 человека.
20.06.97 г. в г. Нижний Новгород произошло возгорание топлива на заправочной станции АО «Нитек».
04.02.99 г. в г. Борзя Читинской области произошел взрыв на автозаправочной станции. Погиб 1 чел., госпитализированы 2 человека. Статистика пожаров на АЗС на 2007-2011 гг. приведена в таблице 2.
15 июля 2000 г., АЗС г. Артема Приморского края, погибло 3 человека (НСН. Архив обзоров);
1 августа 2001 г., АЗС в г. Тольятти, погиб 1 человек;
24 января 2003 г., АЗС в г. Бугульме, телесные повреждения получили 3 человека, полностью разрушены автомойка и магазин;
За последние 10 лет в пределах г. Москвы произошли три крупные аварии с возгоранием топлива:
30.09.97 г. возник пожар на АЗС по адресу ул. Крымский вал. Пожар произошел при сливе топлива из топливозаправщика в емкости АЗС. Можно предположить, что причиной пожара явилась искра от топливозаправщика. Искра вызвала возгорание паровоздушной смеси в результате «большого дыхания» емкости при заправке. Затем огонь распространился на емкости с бензином. Для ликвидации пожара привлекалось 53 пожарника и 16 пожарных машин.
02.11.97 г. произошло возгорание двух топливозаправщиков при сливе топлива в подземные емкости фирмы «Бинон». Сгорело 10 т топлива. Для ликвидации пожара было задействовано 40 пожарных машин. Эвакуировано 70 жителей, размещаемых вблизи фирмы.
21.08.98 г. возник пожар на Московском нефтеперерабатывающем заводе. Произошло возгорание емкости с дизельным топливом объемом 890 м3. Для ликвидации пожара привлекалось 393 чел, 78 единиц техники.
Статистика пожаров на АЗС
Дата
Происшествие
Последствия и причины
15.11.2007
Произошел пожар на газовой заправочной станции в Екатеринбурге
На Режевском тракте сгорело помещение оператора на территории газовой заправки. Огонь охватил шесть квадратных метров. Ожоги лица, рук первой и второй степени (20% тела) получила женщина оператор АЗ, которая была госпитализирована в ожоговое отделение горбольницы. Причина пожара короткое замыкание электропроводки.
22.08.2008
В селе Молчаново Молчановского района Томской области на территории неэксплуатируемой автозаправочной станции произошел взрыв емкостей с горюче-смазочными материалами (ГСМ). На заправочной станции были вкопаны в землю две металлические емкости по 25 м3 с остатками ГСМ.
Трое детей пришли на станцию поиграть. В результате неосторожного обращения с огнем произошел взрыв паров ГСМ, деформация одной из емкостей, розлив и возгорание остатков ГСМ на площади 20 м2. В результате серьезные ожоги получили двое детей, мальчики 1997 и 2000 годов рождения. Они доставлены в центральную районную больницу с ожогами первой степени лица и кистей рук.
Декабрь 2008
В Володарском районе Нижегородской области в поселке Мулино на АЗС ООО «Катран» при перекачке топлива из бензовоза произошло загорание мотопомпы.
Мастер АЗС, заметивший возгорание, бросился тушить пожар, но споткнулся и упал на горящую мотопомпу. В результате с ожогами 1, 2 степени он был госпитализирован в военный госпиталь в п. Мулино.
2.03.2009
Произошел взрыв цистерны с соляркой на автозаправочной станции на территории сельскохозяйственного производственного кооператива "Садовое" Александровского района Ставропольского края.
ЧП произошло при проведении сварочных работ на АЗС. В результате взрыва 4 человека погибли, еще трое были госпитализированы.
29.05.2009
На автозаправочной станции в Приморском районе Новороссийска из-за нарушений правил техники безопасности при проведении сварочных работ произошел взрыв газовоздушной смеси в цистерне.
В результате один рабочий погиб и трое пострадали. Пострадавшие были госпитализированы с ожогами и травмами различной степени тяжести.
17.11.2009
В северной части Ульяновска на автозаправочной станции прогремел взрыв. ЧП произошло во время проведения ремонтно-сварочных работ на топливной емкости реконструируемой АЗС.
Взорвались пары бензина, возгорания не было. В результате взрыва погиб сварщик. Его коллега госпитализирован в тяжелом состоянии. По данным МЧС, причиной ЧП стало нарушение требований безопасности при проведении пожароопасных газосварочных работ.
26.03.2011
В с. Сосновый Бор Юрьев Польского района Владимирской области из-за нарушения правил пожарной безопасности при проведении сварочных работ произошло возгорание паров дизельного топлива в емкости, приведшее к взрыву.
В результате происшествия мужчина 1962 г.р. погиб на месте, еще один мужчина 1977 г.р. с ожогами тела третьей степени был доставлен в больницу, где впоследствии скончался.