kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

9 класс «Геометрическая прогрессия в задачах Я.И. Перельмана»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

• выработать навыки нахождения суммы членов конечной геометрической прогрессии, используя за­дачи с необычными сюжетами и задачи из ГИА

• показать применение алгебры в практической жизни.

Оформление доски: портрет Я.И. Перельмана, де­виз урока: «Творческим считается любое действие, ко­торое... вызывает удивление» (Дж. Брунер).

Вступление

В декабре этого года исполнилось 132 года со дня ро­ждения великого популяризатора науки Я.И. Перель­мана, с задачами которого мы уже с вами знакомы. Они необычны, интересны, поучительны. Ученицы нашего класса подготовили небольшую презентацию о жизни и творчестве Якова Исидоровича Перельмана {демонстрируется через проектор).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«9 класс «Геометрическая прогрессия в задачах Я.И. Перельмана» »

9 класс «Геометрическая прогрессия в задачах Я.И. Перельмана»

Цели урока:

• выработать навыки нахождения суммы членов конечной геометрической прогрессии, используя за­дачи с необычными сюжетами и задачи из ГИА

• показать применение алгебры в практической жизни.

Оформление доски: портрет Я.И. Перельмана, де­виз урока: «Творческим считается любое действие, ко­торое... вызывает удивление» (Дж. Брунер).

Вступление

В декабре этого года исполнилось 128 лет со дня ро­ждения великого популяризатора науки Я.И. Перель­мана, с задачами которого мы уже с вами знакомы. Они необычны, интересны, поучительны. Ученицы нашего класса подготовили небольшую презентацию о жизни и творчестве Якова Исидоровича Перельмана {демонстрируется через проектор).

Закрепление изученного материа

Задача№1. Однаж­ды незнакомец постучал в окно к богатому купцу и предложил такую сделку: «Я буду ежедневно в течение 30 дней приносить тебе по 100 ООО р. А ты мне в первый день за 100 000 р. дашь 1 копейку, во второй день за 100 000 р. — 2 копейки, и так каждый день будешь уве­личивать предыдущее число денег в два раза. Если тебе выгодна сделка, то с завтрашнего дня начнем». Купец обрадовался такой удаче. Он подсчитал, что за 30 дней получит от незнакомца 3 000 000 р. На следующий день пошли к нотариусу и узаконили сделку.

Вопрос. Кто в этой сделке проиграл: купец или не­знакомец? Можно ли решить эту задачу и каким способом?

Учащиеся предлагают записать геометрическую прогрессию и найти сумму 30 первых ее членов.

(b„): 1, 2, 4, 8,16, 32, 64,128, 256, 512, где в1= 1, q = 2, п =30.

Ответ: да, надо знать формулу суммы п первых чле­нов конечной геометрической прогрессии.




S30 = =230 -1 = (2s ) -1 = 1 0J3 741 932 (к.). Ответ очевиден — купец проиграл.

Задача№2 «Покупка лошади»

В старинной «Арифметике» Магницкого мы нахо­дим следующую забавную задачу.

Некто продал лошадь за 156 р. Но покупатель, при­обретя лошадь, раздумал ее покупать и возвратил про­давцу, говоря:

— Нет мне расчета покупать за эту цену лошадь, которая таких денег не стоит.

Тогда продавец предложил другие условия:

— Если, по-твоему, цена лошади высока, то купи только ее подковные гвозди, лошадь же получишь то­гда в придачу бесплатно. Гвоздей в каждой подкове 6.

За первый гвоздь дай мне всего ¼- к., за второй 1/2 к.,за третий — 1 к. и т.д.

Покупатель, соблазненный низкой ценой и желая получить лошадь, принял условия продавца, рассчитывая, что за гвозди придется уплатить не более 10 р.

На сколько покупатель проторговался?

Решение. Рассмотрим геометрическую прогрессию, где в1= ¼,

q = 2, п = 24. Воспользуемся формулой для нахождения суммы п первых членов геометрической прогрессии. Сумма эта равна

2-2 (224 -1)=4194 303 3/4 (к.),


То есть около 42 тыс. р. При таких условиях не обидно дать и лошадь в придачу.

Следующая задача — из другого учебника, носяще-пространное заглавие: «Полный курс чистой математики, сочиненный Артиллерии Штык-Юнкером Математики партикулярным Учителем Ефимом Войтяховским в пользу и употребление юношества и упражняющихся в Математике» (1795).

Задача№3 «Вознаграждение воина». Служившему яну дано вознаграждение: за первую рану 1 копей-, за другую — 2 копейки, за третью — 4 копейки и т.д. По исчислению нашлось, что воин получил всего вознаграждения 655 р. 35 к. Спрашивается число его ран.

Решение.Рассмотрим геометрическую прогрес­сию 1; 2; 4; …, где, q = 2, Sn - 65 535. Вос­пользуемся формулой для нахождения суммы п пер­вых членов геометрической прогрессии. Составим уравнение:




При такой системе вознаграждения воин должен получить 16 ран и остаться при этом в живых, чтобы удостоиться награды в 655 р. 35 к.

Итог урока

Вопрос: Что дают задачи Я.И. Перельмана для жизненного опыта? Напишите на обратной стороне буквы (лежат на столах учащихся} свои мысли.

После зачитывания мнений учащихся, на доске из букв составляется надпись ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА.

Задание на дом №

1. При каком русском царе изучали математику в России по «Арифметике» Магницкого?

2. Что означали в XV111 веке звания Артиллерии Штык-Юнкер и Математики партикулярный Учи­тель?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
9 класс «Геометрическая прогрессия в задачах Я.И. Перельмана»

Автор: Базакина Анна Васильевна

Дата: 15.06.2014

Номер свидетельства: 105054

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект-урока-геометрическая-прогрессия"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-ghieomietrichieskaia-proghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "286252"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454318674"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства