Конспект урока математики по теме:"Уравнение касательной"
Конспект урока математики по теме:"Уравнение касательной"
Направлена на формирование системы математических знаний и умений по теме "Уравнение касательной", необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,продолжения образования,развитие навыков использования компьютера и мультимедийных учебных программ для организации познавательной деятельности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики по теме:"Уравнение касательной" »
Урок алгебры и начал анализа
Тема урока: Уравнение касательной
Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, электронный тест, компьютерная программа AGrapher, информационно-диагностические карты обучающихся, раздаточный материал.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Цели урока:
- продолжить формирование системы математических знаний и умений по теме «Уравнение касательной», необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- развивать навыки использования компьютера и мультимедийных учебных программ для организации собственной познавательной деятельности;
выполнение работы в группах, творческое применение знаний и умений;
обсуждение результатов деятельности обучающихся;
рефлексия деятельности;
домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, доброжелательный настрой учителя и обучающихся, полная готовность класса и оборудования урока к работе, организация внимания всех обучающихся.
2. Сообщение темы и постановка целей урока.
Учитель сообщает обучающимся тему и цели урока, знакомит со структурой урока.
Слайд. Тема урока.
Слайд. Структура урока.
3. Проверка домашнего задания.
Проверить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания всем классом, выяснить причины невыполнения задания отдельными обучающимися, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, навыках и умениях, осуществлять дальнейшее совершенствование последних.
Учитель сканирует тетрадь одного из учеников класса с решением задач базового уровня, заданных на дом и с помощью видеопроектора демонстрирует данное решение на экране. Ученик комментирует свое решение. Выполнение заданий базового уровня обязательно для всех обучающихся.
Базовый уровень.
№ 5.22 (б) Напишите уравнение касательной к графику функции f(x) = в точке с абсциссой x0 = π/2.
№5.27(б) Напишите уравнение касательной к графику функции f(x) = в точке с абсциссой x0 =2.
Обучающиеся проверяют правильность выполнения домашнего задания.
Задачу практического содержания повышенного уровня сложности обучающиеся решали по выбору. Один из учеников представляет свое решение в форме мультимедийного проекта.
Задача практического содержания.
Строится мост параболической формы, соединяющий пункты А и В, расстояние между которыми равно 200м. Въезд на мост и съезд с моста должны быть прямолинейными участками пути, эти участки направлены к горизонту под углом 150. Указанные прямые должны быть касательными к параболе. Составьте уравнение профиля моста в заданной системе координат (рис.).
Учитель акцентирует внимание обучающихся на уравнении касательной к графику функции
Слайд.
Пусть функция у = f(х) непрерывна на интервале (a;b) и имеет в точке х0 Є (a;b) производную. Тогда график этой функции имеет в точке (х0; f(х0)) касательную, уравнение которой y – y0 = k(х - х0), где y0 = f(х0), k= f /(х0).
Уравнение касательной записывают в виде
у = f /(х0)(х - х0) + f(х0)
4. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся.
Актуализировать те знания и умения, которые необходимы обучающимся для дальнейшей работы. Активизировать мыслительную деятельность обучающихся.
Устная фронтальная работа.
Слайд 1.
Найдите угловой коэффициент касательной к кривой в точке с абсциссой х0= - 2.
Ответ: 9.
Формулируется геометрический смысл производной.
Слайд 2.
Укажите значение коэффициента k, при котором графики линейных функций
y = 8х + 12 и y = kх – 3 параллельны.
Ответ: 8.
Формулируется условие параллельности прямых.
Слайд 3.
Функция у = f(х) определена на промежутке (-4; 5). На данном ниже рисунке изображен график ее производной. Найдите число касательных к графику функции у = f(х), которые параллельны оси абсцисс.
Ответ: 1.
Слайд 4.
На рисунке изображена прямая, которая является касательной к графику функции у =f (х) в точке (х0; f(х0)). Найдите значение производной в точке х0.
Ответ: 1,5.
5. Самостоятельная работа обучающихся.
Контроль за уровнем усвоения первичных умений и применения их в стандартных ситуациях обучающимися, испытывающими затруднения при изучении данной темы, осуществляется с помощью компьютерного тестирования. Ученик записывает полученные результаты в предоставленный ему бланк ответов. Проверка работы осуществляется компьютерной программой My Test. В случае ошибки компьютер выдает ученику “неверно” и показывает правильный ответ. Обучающийся записывает в бланке верный ответ, отмечает его знаком «+», в случае неверного ответа выписывает верный для того, чтобы выполнить дома работу над ошибками. Обучающийся получает на дом тест в печатном варианте.
Компьютерная программа My Test определяет уровень усвоения знаний обучающимся по количеству верно решенных задач и выставляет отметку.
Вопросы компьютерного тестирования.
№1. Зависимость температуры Т тела от времени задана уравнением
t2 - 2t+5. С какой скоростью нагревается это тело в момент времени t=5 c?
Ответ: 3.
№2. Найдите тангенс угла наклона касательной к графику функции f(х)=2х4+5х2 – 3 в точке с абсциссой х0= -1
Ответ: -18.
№3. Известно, что . Тогда касательная к графику функции у=f(х) в точке х0 образует с положительным направлением оси Ох угол … .
Ответ: 60°
№4. Найдите угловой коэффициент касательной с кривой в точке с абсциссой х0=8.
Ответ: 8.
№5. К графику функции у =f (х) в точке с абсциссой х0= -3 проведена касательная. Определите угловой коэффициент касательной, если на рисунке изображен график производной данной функции.
Ответ: 4.
№6. Найдите значение производной функции в точке х0=4.
Ответ: 21.
Бланк ответов
№
1
2
3
4
5
6
Ответ
Верно
Самостоятельная работа с последующей проверкой по применению знаний и умений в измененных условиях.
Ученики выполняют задание в тетрадях, один у доски.
№1. Напишите уравнения касательных к графику функции f(x) = 9 – x2 в точках его пересечения с осью абсцисс.
Проверка правильности выполнения задания сопровождается построением графика функции и найденных к нему касательных с помощью компьютерной программы AGrapher.
6. Выполнение работы в группах, творческое применение знаний и умений.
Закрепление изученного материала на основе творческого его применения на практике, в нестандартных ситуациях.
Создается четыре группы, в каждую из которых входит четверо обучающихся с разным уровнем математической подготовки (дифференциация внутри группы). Представители каждой группы из четырех конвертов с заданиями вынимают один конверт. Группы приступают к работе. Решение задач обучающиеся записывают в тетрадях.
Задание 1.
В чем заключается геометрический смысл производной?
Какими свойствами должна обладать функция у = f(x), заданная на интервале (a; b), чтобы в точке с абсциссой х0 Є (a; b) ее график имел касательную?
Каково уравнение касательной?
Составить уравнение касательной к графику функции y=1/х2,х‹0, отсекающей от осей координат треугольник, площадь которого равна 9/8.
Обучающимся предлагается решение, отдельные элементы которого пропущены. Необходимо заполнить пропуски.
Задание 2.
В чем заключается геометрический смысл производной?
Какими свойствами должна обладать функция у = f(x), заданная на интервале (a; b), чтобы в точке с абсциссой х0 Є (a; b) ее график имел касательную?
Каково уравнение касательной?
Напишите уравнение касательной к графику функции , параллельной прямой y = 4х – 5.
Задание 3.
В чем заключается геометрический смысл производной?
Какими свойствами должна обладать функция у = f(x), заданная на интервале (a; b), чтобы в точке с абсциссой х0 Є (a; b) ее график имел касательную?
Каково уравнение касательной?
Прямая, проходящая через начало координат, касается графика функции у = f (х) в точке А (-7;14). Найдите . (КИМ по подготовке к ЕГЭ,2008 г.)
Задание 4.
В чем заключается геометрический смысл производной?
Какими свойствами должна обладать функция у = f(x), заданная на интервале (a; b), чтобы в точке с абсциссой х0 Є (a; b) ее график имел касательную?
Каково уравнение касательной?
Найдите абсциссы всех точек графика функции , касательные в которых параллельны прямой у = 65х или совпадают с ней. (КИМ по подготовке к ЕГЭ,2009 г.)
7.Обсуждение результатов деятельности обучающихся.
Представители каждой группы из четырех карточек, на которых указана форма отчета, вынимают одну карточку. Группы отчитываются о проделанной работе. Записывают решение соответствующих заданий на доске.
Формы отчета:
«Доверие» - отметки за работу в группе выставляет капитан. Учитель тетради берет на проверку. При несовпадении отметок капитана и учителя идет снижение отметок на 1 балл;
«Все» - отвечают все обучающиеся;
«Делегат» - группа сама решает, кто из учеников будет отвечать;
«Выбор» - учитель выбирает ученика, который будет отвечать.
Решение задания №2 сопровождается графической иллюстрацией, выполненной с помощью компьютерной программы AGrapher.
8. Рефлексия деятельности.
Подведение итогов урока: как работал класс, кто из обучающихся работал особенно старательно, что нового узнали на уроке.
9. Домашнее задание.
Домашнее задание задается в тестовой форме. Срок его выполнения - одна неделя. Аналогичные задания задаются обучающимся один раз в месяц. Тест составлен на основе демонстрационного варианта ЕГЭ по математике 2010 года. Он содержит 12 заданий части «В» и задание С1. В данный тест включены задания по теме «Уравнение касательной».
Тест.
В1.Цена товара была понижена два раза: первый раз на 20%, второй раз на 30%. Какова новая цена товара, если до уценки он стоил 500 рублей?
В2.На рисунке показано изменение уровня воды водохранилища в течение 12 часов во время паводка. Как только уровень воды превысил отметку 10 метров, через сливные отверстия в плотине начали сбрасывать воду до того момента, пока ее уровень понизился до отметки 10 метров. Определите, сколько часов длился сброс воды.
В3. Вычислите:.
В4. Найдите значение выражения -4 .
В5. Найдите корень уравнения .
В6. Найдите 5(1 – cos2 α), если sin α = .
В7. Функция у = f(x) определена на промежутке (-7; 6). На рисунке изображен график производной этой функции. Укажите абсциссу точки, в которой касательная к графику функции у = f(x) имеет наибольший угловой коэффициент.
В8. При движении тела по прямой расстояние S( в метрах) от начальной точки изменяется по закону S(t) = t3 – t2 + 5 t + 1 ( t – время движения в секундах). найдите скорость (м/с ) тела через 3 секунды после начала движения.
В9. Найдите значение производной функции y = x6 -4sinx в точке x0 = 0.
В10. Для оклейки стен ванной комнаты (см. рисунок) нужно приобрести керамическую плитку, причем плитка покупается с запасом в 10% от оклеиваемой площади. Ширина двери равна 0,75 м, высота – 2 м. Цена плитки 300 р. за 1м2 . Определите стоимость плитки, если стены решено оклеить полностью, от пола до потолка.
В 11. Найдите наименьшее значение функции у = х3 – 12х + 3 на отрезке .
В12. Отец с сыном должны вскопать огород. Производительность труда у отца в два раза больше, чем у сына. Работая вместе, они могут вскопать весь огород за 4 часа. Однако вместе они проработали только один час, потом некоторое время работал один сын, а заканчивал работу уже один отец. Сколько часов в общей сложности проработал на огороде отец, если вся работа на огороде была выполнена за 7 часов?
С1.Найдите абсциссы всех точек графика функции f(х) = - , касательные в которых параллельны прямой у = - 35х или совпадают с ней.
Результаты работы с тестом каждый обучающийся фиксирует в индивидуальной информационно-диагностической карте. Информационно-диагностическая карта, составленная учителем в помощь обучающимся при подготовке к ЕГЭ по математике, содержит:
словарь терминов по ЕГЭ;
примеры бланков ЕГЭ;
перечень тем по математике, необходимых для повторения при подготовке к экзамену;
список рекомендуемой литературы;
перечень сайтов, на которых можно получить необходимую информацию по ЕГЭ по математике, пройти on- line тестирование;
бланки промежуточного тестирования.
В информационно-диагностической карте обучающиеся указывают свои затруднения, учитель дает рекомендации по их устранению.