kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по математике, посвященный Дню Республики Башкортостан "Башкирский орнамент"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Башкирский народный орнамент

Цель: Познакомить обучающихся с понятием «орнамент», дать понятие «башкирский орнамент», «башкирские орнаментальные комплексы», закрепить теоретические знания практическим заданием.

Задачи:

  • Развитие умения анализировать полученную информацию, синтезировать выводы;
  • Развитие  способности к воображению;
  • Формирование аккуратности и эстетического вкуса;
  • Воспитание познавательного интереса к изучению материальной культуры родного края.
  • Оборудование:
  • Магнитофон, CD диск с записями башкирской музыки;
  • Компьютер и проектор;
  • CD диск с мультимедийным обеспечением урока (Приложение 1);
  • Карточки с опорными словами урока;
  • Шаблоны «колчан» и «фартук» по количеству обучающихся;
  • Краски, кисти

Ход урока:

- Здравствуйте, ребята!

Башкирия моя! Земля и небо!
Моя любовь, мой соловьиный край,
Мне жаль того, кто здесь ни разу не был.
Мне жаль того, кому не пел курай!
Мустай Карим.

Так воспевал родной край известный башкирский писатель и поэт Мустай Карим.

- А сейчас я предлагаю вам послушать курай. Это самый древний и самобытный инструмент. До сих пор мы можем слышать его звучание даже в современных произведениях башкирских композиторов. Давайте послушаем два небольших музыкальных фрагмента.

- Скажите, а чем можно заняться в долгие зимние вечера?

- Как вы думаете, а чем занимались в зимние вечера наши предки? Мужчины? (изготавливали оружие, домашнюю утварь) Женщины? (шили, вязали, делали ковры, вышивали, украшали одежду)

- Сегодня мы с вами займемся украшением. Девочки украсят фартучки, а мальчики колчан для стрел. Украсим их в лучших башкирских традициях. Перед вами шаблоны фартуков и колчанов. Можете приступить к выполнению задания.

У ребят должен возникнуть вопрос, как украсить свои шаблоны?

 Какой использовать узор?

- Ребята, вы не можете выполнить задание? (нет) Почему? (надо знать элементы узоров, особенности исполнения узора)

- Что мы должны знать для того, чтобы выполнить задание? (надо знать элементы узоров, особенности исполнения узора)

- Как, называется узор, который народ использовал для украшения одежды и предметов быта? (орнамент)

- А как мы назовем орнамент, принадлежащий какой-либо нации? (национальный или народный)

- Ребята, исходя из нашей беседы, назовите тему сегодняшнего урока. (Башкирский народный орнамент)

Запись даты и темы урока в тетради

Работа с учебником страница 86.

- Прочитайте первый абзац § 1. (чтение сильным учеником)

- Ответьте на вопросы: от какого слова произошло слово ОРНАМЕНТ, что оно означает? Что означает слово ДЕКОРАТИВНЫЙ? Какое значение имел орнамент и декоративные украшения в древности? Какое значение они имеют в современном мире?

Работа  в тетради

ОРНАМЕНТ – украшенный (на доске как опорное слово)

ДЕКОРАТИВНЫЙ – украшение краса (на доске как опорное слово)

Рассказ учителя

Декоративно-прикладное искусство никогда не существовало отдельно от других видов дея­тельности человека. Оно было вплетено в них, существовало как составная часть охоты, ры­боловства, земледелия, других видов хозяйст­венной деятельности человека. И сейчас декоративно-прикладное продолжает оставаться составной частью многих видов деятельности. Особенно таких, где требуется ручной труд. Например, труд гончаров, стеклодувов, ювелиров, сапожников, портных, столяров-краснодеревщиков.

Истоки декоративно-прикладного искусства башкир, точно так же как и любого другого наро­да, уходят в глубь веков. В произведениях деко­ративно-прикладного искусства воплотились особенности мировосприятия башкир, их пони­мание прекрасного. Ткачество, вышивка, художественно-декоративная обработка дерева, металла и кожи, особенности украшения одежды и жилища дают нам прекрасные образцы орнамента.

- Где мы можем встретить орнамент? Скажите, ребята,  теперь мы можем выполнить задание? (нет) Почему? Что нам нужно еще узнать? (особенности башкирского народного орнамента)

Рассказ учителя

Орнамент составляет обязательный компонент художественного оформления вещей. У башкир это узор, который образуется сочетанием геоме­трических, зооморфных и растительных фигур и элементов.

Словарная работа [2]

геоме­трические  (на доске как опорное слово)

зооморфные  (на доске как опорное слово)

растительные (на доске как опорное слово)

В зависимости от назначения орна­мент располагался бордюром, отдельными розетками или сплошной сеткой.

Словарная работа

Бордюр (на доске как опорное слово)

отдельные розетки (на доске как опорное слово)

сплошная сетка (на доске как опорное слово)

В цветовой гамме орнамента наиболее распространенными были красный, желтый и зеленый цвета.

В Башкортостане выделяется шесть орнамен­тальных комплексов

Древнейший орнаментальный комплекс представляет собой сочетание простейших геометрических фигур: треугольники, зигзаги, параллельные косые линии, круги, вихревые розетки. Применялся он при украшении изделий из дерева. Больше всего этот комплекс был рас­пространен в горной Башкирии.

Работа в тетради

Основные фигуры и пояснение (на доске как опорные слова)

Кускар – бараньи рога – символ скотоводства,  трав, плодородия

Сердечко – гостеприимство

Солярный знак – солнце                

Ромб – символ земледелия

S-образный орнамент

Гусиная лапка 

Рассказ учителя (с остальными комплексами знакомимся поврехностно)[5]

Другой комплекс представляют криволиней­ные узоры: спирали, сердцевидные и роговидные, волны, которыми украшались в основном предметы кочевого быта. Эти виды орнамента характерны для степных районов Башкортостана.

Третий комплекс, распространенный по всей территории расселения башкир, представлен стилизованным растительным орнаментом.

Четвертый комплекс, испытавший значи­тельное влияние соседних народов — татар, чувашей, марийцев, русских и других — пред­ставлен в западных областях Башкортостана. Это группа сложных узоров, связанная с различными видами ткачества. Сюда входят многоступенчатые композиции из ромбов, треугольников, которые дополнялись парными спиральными завитками.

Пятый орнаментальный комплекс представ­лен украшениями в виде женских налобных повязок, аппликации на обуви в виде парных изображений животных и птиц, разделенных рас­тительным орнаментом. Распространен был в юго-восточной части Башкортостана и Зауралье.

Шестой комплекс включает геометрические узоры ткачества и вышивки: квадраты и ромбы, простые, уступчатые, зубчатые, с продолженны­ми сторонами, с парными роговидными завитка­ми на вершинах, восьмиконечные розетки и др. Узоры этой группы, распространенные в запад­ной и северной части Башкортостана и в Заура­лье, применялись в орнаментации одежды и предметов убранства жилища.

Физкультминутка

- Вспомним. О чем мы говорили?

- Что означают слова ОРНАМЕНТ и ДЕКОРАТИВНЫЙ?

- Сочетанием каких фигур образуется башкирский орнамент?

- Как располагается узор в башкирском орнаменте?

- Какие цвета распространены в башкирском орнаменте?

- Какие основные фигуры используются в башкирском орнаменте?

- Сколько орнаментальных комплексов выделяют в Башкортостане?

- Ребята, а теперь мы сможем выполнить задание – украсить шаблоны?

- Приступаем к работе, а для того, чтобы вам было проще подобрать орнамент для украшения – картинки помощники на нашем экране.

Дети выполняют задание.

Готовые работы вывешиваем на доске.

По работам подводится итог урока,

проверяются теоретические знания,

воплощенные в практической работе.

- Сегодня мы многому научились, порадовали друг друга. А домашнее задание для всех творческое: представьте себе, что вы дизайнер одежды. Нарисуйте модель одежды и оформите ее в национальном стиле, используя полученные сегодня знания. Урок окончен.  Спасибо за урок!

Использованная литература:

  1. Бикбулатов Н. В. Юсупов Р. М., Шитова С. Н., Фатыхова Ф. Ф. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.
  2. Декоративно-прикладное искусство башкир / Авт.-сост.: К. Р. Игбаев, Р. А. Хафизова, А. Р. Хуснуллин. – Уфа: РИАЗ, Информреклама, 2003.
  3. История и культура Башкортостана. Хрестоматия / Под ред. Ф. Г. Хисамитдиновой. – М.: АО МДС, 1997.
  4. Поэты Башкирии. Антология советской башкирской поезии в двух томах. Том второй. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1979.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике, посвященный Дню Республики Башкортостан "Башкирский орнамент" »

Тема: Башкирский народный орнамент


Цель: Познакомить обучающихся с понятием «орнамент», дать понятие «башкирский орнамент», «башкирские орнаментальные комплексы», закрепить теоретические знания практическим заданием.


Задачи:

  • Развитие умения анализировать полученную информацию, синтезировать выводы;

  • Развитие способности к воображению;

  • Формирование аккуратности и эстетического вкуса;

  • Воспитание познавательного интереса к изучению материальной культуры родного края.


Оборудование:

  • Магнитофон, CD диск с записями башкирской музыки;

  • Компьютер и проектор;

  • CD диск с мультимедийным обеспечением урока (Приложение 1);

  • Карточки с опорными словами урока;

  • Шаблоны «колчан» и «фартук» по количеству обучающихся;

  • Краски, кисти


Ход урока:


- Здравствуйте, ребята!

Башкирия моя! Земля и небо!
Моя любовь, мой соловьиный край,
Мне жаль того, кто здесь ни разу не был.
Мне жаль того, кому не пел курай!
Мустай Карим.


Так воспевал родной край известный башкирский писатель и поэт Мустай Карим.

- А сейчас я предлагаю вам послушать курай. Это самый древний и самобытный инструмент. До сих пор мы можем слышать его звучание даже в современных произведениях башкирских композиторов. Давайте послушаем два небольших музыкальных фрагмента.


- Скажите, а чем можно заняться в долгие зимние вечера?

- Как вы думаете, а чем занимались в зимние вечера наши предки? Мужчины? (изготавливали оружие, домашнюю утварь) Женщины? (шили, вязали, делали ковры, вышивали, украшали одежду)

- Сегодня мы с вами займемся украшением. Девочки украсят фартучки, а мальчики колчан для стрел. Украсим их в лучших башкирских традициях. Перед вами шаблоны фартуков и колчанов. Можете приступить к выполнению задания.

У ребят должен возникнуть вопрос, как украсить свои шаблоны?

Какой использовать узор?

- Ребята, вы не можете выполнить задание? (нет) Почему? (надо знать элементы узоров, особенности исполнения узора)

- Что мы должны знать для того, чтобы выполнить задание? (надо знать элементы узоров, особенности исполнения узора)

- Как, называется узор, который народ использовал для украшения одежды и предметов быта? (орнамент)

- А как мы назовем орнамент, принадлежащий какой-либо нации? (национальный или народный)

- Ребята, исходя из нашей беседы, назовите тему сегодняшнего урока. (Башкирский народный орнамент)

Запись даты и темы урока в тетради

Работа с учебником страница 86.

- Прочитайте первый абзац § 1. (чтение сильным учеником)

- Ответьте на вопросы: от какого слова произошло слово ОРНАМЕНТ, что оно означает? Что означает слово ДЕКОРАТИВНЫЙ? Какое значение имел орнамент и декоративные украшения в древности? Какое значение они имеют в современном мире?

Работа в тетради

ОРНАМЕНТ – украшенный (на доске как опорное слово)

ДЕКОРАТИВНЫЙ – украшение краса (на доске как опорное слово)

Рассказ учителя

Декоративно-прикладное искусство никогда не существовало отдельно от других видов дея­тельности человека. Оно было вплетено в них, существовало как составная часть охоты, ры­боловства, земледелия, других видов хозяйст­венной деятельности человека. И сейчас декоративно-прикладное продолжает оставаться составной частью многих видов деятельности. Особенно таких, где требуется ручной труд. Например, труд гончаров, стеклодувов, ювелиров, сапожников, портных, столяров-краснодеревщиков.

Истоки декоративно-прикладного искусства башкир, точно так же как и любого другого наро­да, уходят в глубь веков. В произведениях деко­ративно-прикладного искусства воплотились особенности мировосприятия башкир, их пони­мание прекрасного. Ткачество, вышивка, художественно-декоративная обработка дерева, металла и кожи, особенности украшения одежды и жилища дают нам прекрасные образцы орнамента.

- Где мы можем встретить орнамент? Скажите, ребята, теперь мы можем выполнить задание? (нет) Почему? Что нам нужно еще узнать? (особенности башкирского народного орнамента)

Рассказ учителя

Орнамент составляет обязательный компонент художественного оформления вещей. У башкир это узор, который образуется сочетанием геоме­трических, зооморфных и растительных фигур и элементов.

Словарная работа [2]

геоме­трические (на доске как опорное слово)

зооморфные (на доске как опорное слово)

растительные (на доске как опорное слово)

В зависимости от назначения орна­мент располагался бордюром, отдельными розетками или сплошной сеткой.

Словарная работа

Бордюр (на доске как опорное слово)

отдельные розетки (на доске как опорное слово)

сплошная сетка (на доске как опорное слово)

В цветовой гамме орнамента наиболее распространенными были красный, желтый и зеленый цвета.

В Башкортостане выделяется шесть орнамен­тальных комплексов

Древнейший орнаментальный комплекс представляет собой сочетание простейших геометрических фигур: треугольники, зигзаги, параллельные косые линии, круги, вихревые розетки. Применялся он при украшении изделий из дерева. Больше всего этот комплекс был рас­пространен в горной Башкирии.

Работа в тетради

Основные фигуры и пояснение (на доске как опорные слова)

Кускар – бараньи рога – символ скотоводства, трав, плодородия

Сердечко – гостеприимство

Солярный знак – солнце

Ромб – символ земледелия

S-образный орнамент

Гусиная лапка

Рассказ учителя (с остальными комплексами знакомимся поврехностно)[5]

Другой комплекс представляют криволиней­ные узоры: спирали, сердцевидные и роговидные, волны, которыми украшались в основном предметы кочевого быта. Эти виды орнамента характерны для степных районов Башкортостана.

Третий комплекс, распространенный по всей территории расселения башкир, представлен стилизованным растительным орнаментом.

Четвертый комплекс, испытавший значи­тельное влияние соседних народов — татар, чувашей, марийцев, русских и других — пред­ставлен в западных областях Башкортостана. Это группа сложных узоров, связанная с различными видами ткачества. Сюда входят многоступенчатые композиции из ромбов, треугольников, которые дополнялись парными спиральными завитками.

Пятый орнаментальный комплекс представ­лен украшениями в виде женских налобных повязок, аппликации на обуви в виде парных изображений животных и птиц, разделенных рас­тительным орнаментом. Распространен был в юго-восточной части Башкортостана и Зауралье.

Шестой комплекс включает геометрические узоры ткачества и вышивки: квадраты и ромбы, простые, уступчатые, зубчатые, с продолженны­ми сторонами, с парными роговидными завитка­ми на вершинах, восьмиконечные розетки и др. Узоры этой группы, распространенные в запад­ной и северной части Башкортостана и в Заура­лье, применялись в орнаментации одежды и предметов убранства жилища.

Физкультминутка

- Вспомним. О чем мы говорили?

- Что означают слова ОРНАМЕНТ и ДЕКОРАТИВНЫЙ?

- Сочетанием каких фигур образуется башкирский орнамент?

- Как располагается узор в башкирском орнаменте?

- Какие цвета распространены в башкирском орнаменте?

- Какие основные фигуры используются в башкирском орнаменте?

- Сколько орнаментальных комплексов выделяют в Башкортостане?

- Ребята, а теперь мы сможем выполнить задание – украсить шаблоны?

- Приступаем к работе, а для того, чтобы вам было проще подобрать орнамент для украшения – картинки помощники на нашем экране.

Дети выполняют задание.

Готовые работы вывешиваем на доске.

По работам подводится итог урока,

проверяются теоретические знания,

воплощенные в практической работе.

- Сегодня мы многому научились, порадовали друг друга. А домашнее задание для всех творческое: представьте себе, что вы дизайнер одежды. Нарисуйте модель одежды и оформите ее в национальном стиле, используя полученные сегодня знания. Урок окончен. Спасибо за урок!


Использованная литература:

  1. Бикбулатов Н. В. Юсупов Р. М., Шитова С. Н., Фатыхова Ф. Ф. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. – Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.

  2. Декоративно-прикладное искусство башкир / Авт.-сост.: К. Р. Игбаев, Р. А. Хафизова, А. Р. Хуснуллин. – Уфа: РИАЗ, Информреклама, 2003.

  3. История и культура Башкортостана. Хрестоматия / Под ред. Ф. Г. Хисамитдиновой. – М.: АО МДС, 1997.

  4. Поэты Башкирии. Антология советской башкирской поезии в двух томах. Том второй. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1979.

  5. Родной Башкортостан: Учебник для 6 класса. /Азнагулов Р. Г., Ами­нева Ф. X., Галлямов А. А. — Уфа: Китап, 2003. — 192 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Хакимьянова Марина Константиновна

Дата: 09.11.2014

Номер свидетельства: 128783


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства