Закрепление изученного материала (работа в парах) (15 мин)
Анализ результатов, подведение итогов, домашнее задание (5 мин)
Рефлексия (5 мин)
Ход занятия:
1. Орг. момент.
2. Повторение темы «Размещения и перестановки» (тестовые задания).
Мы с вами продолжаем изучение комбинаторики. Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, нам необходимо повторить то, что мы уже знаем. Возьмите бланк с тестом, напишите на нем свою фамилию и выполните предложенные задания. У вас ровно 5 минут.
Вариант 1
Комбинаторика – это:
раздел математики;
самостоятельная наука;
нет верного ответа.
Комбинаторика изучает:
перестановки;
подстановки;
расстановки.
Из города А в город В ведут пять дорог, а в город С – 7 дорог. Сколько различных маршрутов можно проложить из города В в город С через город А?
12;
7!∙5!;
35.
Если объект А можно выбрать х способами, а объект В – у способами, то каким количеством способов можно выбрать объект «А или В»?
x+y;
x∙y;
x.
Найти значение выражения:
182;
;
2184.
Вариант 2
Одно из важных правил комбинаторики называется:
правило вычитания;
правило сложения;
правило деления.
Комбинаторика изучает:
перемещения;
размещения;
замещения.
Если объект А можно выбрать х способами, а объект В – у способами, то каким количеством способов можно выбрать объект «А и В»?
x+y;
x∙y;
x.
Сколькими способами можно расставить 7 участников кросса на семи беговых дорожках?
5040;
720;
49
40320.
Найти значение выражения:
4;
;
140.
- теперь поменяйтесь бланками, и проверьте работу соседа, пользуясь ключом и критериями оценивания, представленными на слайде.
Номер задания
1
2
3
4
5
Вариант 1
a
a
c
a
a
Вариант 2
b
b
b
a
a
- поменяйтесь бланками и положите свой бланк на край парты.
- какие из этих соединений мы изучали на прошедших занятиях? (перестановки и размещения)
- как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня? (изучать сочетания)
- правильно. Итак, тема нашего занятия «Сочетания и их свойства».
- наша цель – научиться решать задачи с помощью сочетаний.
4. Изучение нового материала.
- Давайте вспомним, чем между собой различаются перестановки? (только порядком)
- а размещения? (порядком или составом элементов)
- бывают ли в жизни такие ситуации, когда нас интересует только состав элементов некоторого набора, а порядок не важен? (да)
- приведите примеры (выбор дежурных в группе, выбор студентов, идущих в кино т.д.).
- сочетанием из по называется набор элементов, выбранных из данных элементов.
- если элементы в наборе не повторяются, то такие сочетания называются сочетаниями без повторений и обозначаются , их количество может быть вычислено по формуле
- например, сегодня из вашей группы нужно назначить двух дежурных. Сколькими способами это можно сделать? .
- если элементы в наборе могут повторяться, то такие сочетания называются сочетаниями с повторениями и обозначаются , их количество может быть вычислено по формуле .
- например, в книжном магазине продавались 4 вида книг по математике: занимательная арифметика, занимательная алгебра, занимательная геометрия и математическая шкатулка. Сколькими способами можно купить 7 книг?
- важен ли порядок книг? (нет)
- значит, мы имеем дело с сочетаниями.
- могут ли книги все книги быть различными, не повторяться? (нет)
- значит, речь идет о сочетаниях с повторениями. Их количество вычисляем следующим образом:
- давайте запишем свойства сочетаний и докажем их (первое свойство доказываем у доски, второе – самостоятельно в тетрадях с последующей проверкой): ;
5. Закрепление изученного материала (решение задач у доски).
В цветочном магазине продаются цветы 6 сортов. Сколько можно составить различных букетов из пяти цветов в каждом?
В группе 32 студента. Сколькими способами можно сформировать команду из 4 человек для участия в математической олимпиаде?
В группе 10 мальчиков и 11 девочек. Для участия в конкурсе необходимо выбрать трех мальчиков и трех девочек. Сколькими способами это можно сделать?
6. Анализ результатов, подведение итогов, домашнее задание.
Давайте подведем итоги нашего занятия.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что нового вы узнали на занятии?
- Что нужно проработать дома особенно тщательно?
- Д/З: на карточках.
У студента есть 5 книг, из которых надо прочитать 2. Сколькими способами можно выбрать эти книги?
Сколько различных экзаменационных комиссий по 3 человека можно составить, если на кафедре 20 преподавателей?
Сколькими способами можно выбрать 6 различных пирожных в кондитерской, где имеется 11 сортов пирожных?
Докажите тождества: , .
7. Рефлексия.
- А теперь возьмите в руки бланки рефлексии. Подписывать их не нужно. Поставьте любой знак в одной или нескольких клеточках, которые, по вашему мнению, делают высказывание истинным.