Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по алгебре для 9 класса к УМК А.Г.Мордковича(базовый уровень)»
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана для 9-х классов на основе авторской программы «Алгебра, 9» А.Г. Мордкович, Москва «Просвещение», 2011г. Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Программа составлена для учащихся общеобразовательных классов. Классы сформированы из учащихся с разной математической подготовкой. Среди учащихся есть дети, которые недостаточно хорошо усвоили курс алгебры 8 класса; недостаточно развиты вычислительные навыки, умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения. Поэтому программа предусматривает повторение базового содержания основной школы, обеспечение умений и навыков на базовом уровне по всем содержательным линиям:
-числа и выражения;
- уравнения;
- функция;
- вероятность.
В ходе изучения математики учащиеся продолжат овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- проведения доказательных рассуждений;
- логически обоснованных выводов;
- решения широкого класса задач;
- организация поисковой и исследовательской деятельности;
- выполнение расчетов практического характера;
- построение модели реальных процессов жизни.
Программа обеспечивает решение следующих задач обучения:
-развитие личности средствами задач математики;
-обучение каждого ученика, учитывая уровень его возможностей и способностей;
-формирование знаний, умений и навыков, необходимых в жизни;
-дальнейшее развитие общеучебных умений и навыков по математике;
-развитие культуры тождественных преобразований, логического мышления, творческих способностей, алгебраических умений, позволяющих использовать их при решении задач смежных предметов;
-умение анализировать, обобщать и находить оптимальные варианты решения задач.
Авторская программа А.Г. Мордкович в 9 классе рассчитана на 136 часов (4часа в неделю). Рабочая программа составлена на 136 часов (4 часа в неделю). Курс алгебры реализуется через урочные занятия. Тематическое и примерное поурочное планирование сделаны в соответствии с учебно-методическим комплексом «Алгебра 9 класс» А.Г. Мордкович. С учетом особенности классов была проведена реконструкция календарно-тематического планирования.
Тема
Авторская программа
Рабочая программа
9Б
9В
Повторение
2
2
Рациональные неравенства и их системы
18
22
21
Системы уравнений
21
21
23
Числовые функции
29
32
30
Прогрессии
22
21
21
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности
30
18
18
Обобщающее повторение
16
20
21
В ходе реализации программы продолжатся и получат развитие линии:
-числа и вычисления;
-выражения и их преобразования;
-уравнения и неравенства;
-функции;
-элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятности.
В ходе изучения математики учащиеся продолжают овладение разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
-проведения доказательных рассуждений;
-логически обоснованных выводов;
-решение широкого класса задач;
-планирование и осуществление учебной деятельности;
-выполнение расчетов практического характера;
-самостоятельной работы с источниками информации.
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки, которых должны достигать все выпускники основной школы.
Цели изучения курса:
- развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физики, химии, основы информатики и вычислительной техники);
- усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников;
-повышение теоретического уровня обучения, усиление роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений.
Задачи курса:
-систематизация сведений о числах; формирование представлений о расширении числовых множеств как способе построения нового математического аппарата для решения задач окружающего мира и внутренних задач математик; совершенствование техники вычислений.
-расширение системы сведений о свойствах плоских фигур, развитие представлений о геометрических измерениях;
-совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;
-формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1
Закон об образовании РФ от 10.07.92 № 3266-1 (в редакции Федерального закона от 13.01.96г. №12-ФЗ)
2
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по математике, утвержденный приказом МОРФ №1089 от 05.03.04г.
3
Базисный учебный план, утвержденный приказом МОРФ № 1312 от 09.03.04г.
4
Учебный план МОБУ СОШ №24 на 2011-2012 учебный год принят решением педагогического совета от 27.05.11г. протокол №9.
Утвержден приказом по МОБУ СОШ № 24 № 197 от 31.05.2011г.
5
Сборник рабочих программ. Алгебра 7-9 классы. «Алгебра, 9», А.Г. Мордкович, Москва «Просвещение» 2011г.
Приближенные значения. Абсолютная и относительная погрешности. Округление натуральных чисел и десятичных дробей. Прикидка и оценка результатов вычислений. Запись чисел в стандартном виде.
Квадратный корень. Десятичные приближения квадратного корня. Корень третьей степени.
Вычисления с помощью калькулятора.
Выражения и преобразования
Буквенные выражения. Числовые подстановки в буквенные выражения. Вычисления по формулам. Буквенная запись свойств арифметических действий.
Свойства степени с натуральным показателем. Многочлены. Приведение подобных слагаемых. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители. Квадратный трехчлен: выделение квадрата двучлена, разложение на множители.
Алгебраические дроби. Основное свойство алгебраической дроби. Сокращение дробей. Сложение, вычитание, умножение и деление алгебраических дробей. Степень с целым показателем и ее свойства.
Свойства арифметического квадратного корня и их применение к преобразованию выражений.
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий.
Уравнения и неравенства
Решение рациональных уравнений.
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение нелинейных систем. Графическая интерпретация решения систем уравнений с двумя переменными. Решение текстовых задач методом составления уравнений.
Числовые неравенства и их свойства. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Квадратные неравенства с одной переменной.
Функции
Функция. Область определения и область значений функции. График функции. Возрастание, убывание функции, сохранение знака на промежутке, наибольшее и наименьшее значения. Функции: их свойства и графики.
Таблицы и диаграммы. Графики реальных процессов.
Понятие числовой последовательности. Задание последовательности рекуррентной формулой и формулой n-го члена.
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых n-х членов. Изображение членов арифметической и геометрической прогрессий точками координатной плоскости. Линейный и экспоненциальный рост. Сложные проценты.
Вероятность и статистика.
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Случайная изменчивость. Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, наибольшее и наименьшее значение, медиана, размах. Представление о выборочном исследовании.
Понятие о случайном опыте и случайном событии. Частота случайного события. Вероятности противоположных событий. Независимые события. Достоверные и невозможные события. Равновозможность событий. Классическое определение вероятностей.
Комбинаторика.
Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Комбинаторное правило умножения. Перестановки и факториал.
Теоретико-множественные понятия.
Множество. Элемент множества. Задание множеств перечислением элементов, характеристическим свойством. Стандартные обозначения числовых множеств. Пустое множество и его обозначение. Подмножество. Объединение и пересечение множеств, разность множеств.
Элементы логики.
Понятие равносильности, следовании, употреблении логических связок если….,то в том и только в том случае, логические связки и, или.
Требования к математической подготовке учащихся
Числа и вычисления
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
- правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, рациональное, иррациональное, положительное, десятичная дробь и др.; переход от одной формы записи чисел к другой;
- сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел; понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения степеней и квадратных корней; сочетать при вычислениях устные и письменные приемы, применять калькулятор;
-составлять и решать пропорции, решать основные задачи на дроби, проценты;
- округлять целые числа и десятичные дроби, понимать смысл записи а=7,30,1, производить прикидку и оценку результата вычислений, выполнять вычисления с числами, записанными в стандартно виде.
Выражения и их преобразования
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
- правильно употреблять термины « выражение», « тождественное преобразование», понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «разложить на множители»;
- составлять несложные буквенные выражения и формулы, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; выражать одни переменные через другие;
- выполнять действия со степенями с натуральным и целым показателями, многочленами, алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители, вынесение общего множителя за скобки, применением формул сокращенного умножения;
- выполнять преобразования числовых выражений, содержащих квадратные корни.
Уравнения и неравенства
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
-понимать, что уравнения - это математический аппарат решения разнообразных задач математики, смежных областей знаний, практики;
« решение системы», понимать их в тексте, в речи учителя, понимать формулировку задачи «решить уравнение, неравенство, систему»;
- решать линейные, квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы уравнений с двумя переменными;
- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы, неравенства второй степени;
- решать текстовые задачи с помощью составления уравнений.
Функции
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
- понимать, что функция – это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами, что конкретные типы функций (прямая и обратная пропорциональности, линейная, квадратичная функции) описывают большое разнообразие реальных зависимостей;
- правильно употреблять функциональную терминологию (значение функции, аргумент, график функции, область определения, возрастание и др.), понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке задач;