Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в колледже
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в колледже
Постоянно растущее неблагоприятное влияние экологической ситуации, стрессы, учебные нагрузки приводят к истощению и даже срыву адаптационных механизмов ребенка. Поэтому в этих условиях очень важно развивать любые формы оздоровления детей. Я уверена, что каждый учитель на своем уроке может много сделать для сохранения здоровья школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в колледже»
Швец Р.П.
Преподаватель математики БПОУ ВО «ЧСК»
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в колледже.
Постоянно растущее неблагоприятное влияние экологической ситуации, стрессы, учебные нагрузки приводят к истощению и даже срыву адаптационных механизмов ребенка. Поэтому в этих условиях очень важно развивать любые формы оздоровления детей. Я уверена, что каждый учитель на своем уроке может много сделать для сохранения здоровья школьников. Главное, понимать значимость проблемы, последовательно следовать выбранному направлению, уметь применять на практике здоровьесберегающие технологии,целью которых является - обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Я работаю в школе уже не один год и, проанализировав показатели здоровья учеников, могу сказать, что здоровье учащихся не на должном уровне. Таким образом, передо мной стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников. Ведущая моя идея – создать комфортное условие работы на уроке для каждого ребенка. Использовать в своей работе педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся. Создать такую организацию учебной деятельности, при которой снимается проблема перегрузки учащихся. Определить комплекс мер направленных на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья учащихся. Основные задачи, которые я ставлю в своей работе на уроках математики: - исключение перегрузки учащихся большим количеством информации; - сохранение работоспособности на уроках; - непротиворечивость учебной информации; - представление математических понятий и способов действий на языке, доступном детям, расширение и развитие способов представления математического знания детьми как естественное обогащение их речи; - обеспечение положительного эмоционального состояния школьников; - включение в учебный процесс жизненного опыта ребенка, опора на него в обучении. Для сохранения здоровья учебный процесс организован с соблюдением расписания занятий, составленного в соответствии с требованиями СанПиНа; через каждые 40 минут – перерыв; между занятиями проводится проветривание кабинета. При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровье сбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
1. 5-25-я минута — 80%;
2. 25-35-я минута — 60-40%;
3. 35—40-я минута — 10%.
На своих уроках, я использую следующий план работы.
Примерный план урока
Тип урока – комбинированный Тема урока Задачи урока: образовательная; коррекционно-развивающая; воспитывающая. Оборудование урока 1. Организационный этап Цель – подготовка учащихся к работе на уроке. Содержание этапа (возможные варианты): по звонку найти свое место; взаимное приветствие; запись числа; настрой учащихся на работу, организация внимания; проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид); сообщение темы и цели урока. 2. Проверка домашнего задания Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Возможные варианты проверки домашнего задания:фронтальный опрос; индивидуальный опрос с вызовом к доске; фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам); индивидуальный письменный опрос; практическая работа; проверка тетрадей; ИКТ. 3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Ввод нового понятия возможен разными способами: загадка; ребус; кроссворд; игра; словарная работа (связь с новым материалом); проблемный вопрос. 4. Сообщение нового материала Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п. Сообщение нового материала возможно: в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами); вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме); чередование беседы и рассказа; применение ИКТ. 5. Закрепление полученных знаний В данной части урока организуется актуализация знаний по теме урока, это наиболее информативная часть урока. Антистрессовым моментом является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Цель этапа – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Используемые методы:беседа; работа с учебником; работа с тетрадью; практическая работа; дидактические игры; ТСО, ИКТ; таблицы, схемы, тесты; самостоятельная работа. 6. Подведение итогов Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке: выводы; вопросы на понимание изученного материала; разбор и запись домашнего задания; оценка работы учащихся.
При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.
Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта. Домашнее задание даётся с соблюдением норм объёма, предусмотренных СанПиНами.
Учитывая возрастные особенности детей, часть времени урока я использую на проведение физкультминуток. На разных этапах урока для тренировки и разминки определенных частей тела и органов я широко использую веселые физкультминутки в стихотворной форме. В состав упражнений для физкультминуток я включаю: упражнения по формированию осанки, укреплению зрения, укрепления мышц рук, ног, отдых позвоночника, упражнения для пальцев. Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддерживания рабочей позы. Поэтому я стараюсь не требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка.
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой - появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.