Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Методы решения показательных уравнений» 11 класс. Разработан учителем математики первой квалификационной категории Пушкарёвой Еленой Николаевной.
. Задачи урока:
- Повторить теоретические знания , используемые при решении показательных уравнений.
- Рассмотреть методы решений показательных уравнений различных видов.
- Отработать навыки самоконтроля и самокоррекции, умения выделять главное.
- Развивать способность к творческой деятельности.
Воспроизведение теоретического материала, повторение основных алгоритмов решения уравнений. (30 мин). Готовимся к выполнению самостоятельной работы!
Какие из перечисленных функций показательные:
Какие из перечисленных функций возрастают, какие убывают:
0 ,а#1) равносильно уравнению вида f(x)=g(x) Ответ: 4." width="640"
Определение .Уравнение вида a f(x) =a g(x) называют показательным ,где а положительное число, отличное от 1.
1. Уравнение a f(x) =a g(x) (а0 ,а#1) равносильно уравнению вида f(x)=g(x)
Ответ: 4.
II . Показательные уравнения вида
а).
На основании определения о нулевом показателе имеем его решение:
Пример:
Ответ: 2 и 3.
б).
Уравнения такого вида решаются с использованием теорем о возведении в степень произведения и дроби и им обратные, рассмотрим решение на примере:
Пример 1:
Пример 2:
Т.к.
Т.к.
III . Показательные уравнения вида
где
Вынесем за скобки где -наименьшее число. Имеем:
при N ≠ 0 получим уравнение:
Возможны три случая:
- , уравнение сводится к виду
- , уравнение сводится к виду
- , данное уравнение не имеет корней.
Пример 1:
Пример 2:
Вынесем за скобки
Вынесем за скобки
уравнение корней не имеет.
корней нет.
0 , показательное уравнение превращается в обычное квадратное уравнение Решением этого уравнения являются значения Чтобы найти корни показательного уравнения нужно решить уравнения и Если и одновременно, то данное показательное уравнение корней не имеет." width="640"
IV . Трёхчленное показательное уравнение:
а).
Выполним подстановку где у 0 ,
показательное уравнение превращается в обычное квадратное уравнение
Решением этого уравнения являются значения
Чтобы найти корни показательного уравнения нужно решить уравнения и
Если и одновременно, то данное показательное уравнение корней не имеет.
0 , Решим уравнение -посторонний корень;" width="640"
Пример:
Выполним подстановку где t0 ,
Решим уравнение
-посторонний корень;
0 где" width="640"
б).
Разделим данное уравнение на b x , ( b x ≠0) :
Решение этого уравнения сводится к решению квадратного уравнения:
Чтобы найти корни показательного уравнения нужно
решить уравнения
y0
где
Пример:
Преобразуем уравнение по свойствам степени:
Разделим уравнение на 3 2х , 3 2х ≠0:
выполним подстановку
Решим уравнение
t 1 =1 t 2 =
и
-1 и 0 .
Физкультминутка.(3 мин)
Разноуровневая самостоятельная работа
Карточки.
Группа Ι ( карточка - образец)- желтый цвет, 1, 2 Варианты
Группа II — голубой цвет, 1, 2 вариант,
Группа III — розовый цвет, 1, 2 вариант,
Каждый выбирает себе карточку
самостоятельно!
Ответы к самостоятельной работе. Взаимопроверка.(2 мин)
Нестандартные приёмы решения показательных уравнений.
Решить уравнение
И указать число решений в зависимости от р.
Повторение теоретического материала.
Формулы решения показательных уравнений где
к виду
к виду
не имеет корней.
К виду
К виду
Домашнее задание.
Итоги урока.
- Какие уравнения называются показательными?
- К какому типу уравнений относятся показательные уравнения? Почему?
- Какие виды и методы решения показательных уравнений рассмотрели?
- Сколько решений может иметь показательное уравнение? Когда оно не имеет корней?
Домашнее задание:
карточки.