Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете "Развитие ключевых компетенций на уроках математики через самостоятельную работу"»
Выступление на методическом объединении учителей естественно – математического цикла «Развитие ключевых компетенций на уроках математики через самостоятельную работу»
Учитель математики С.С.Курова
В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи.
Перед школьным учителем математики остро стоит проблема необходимости использования таких моделей обучения предмету, которые позволят выпускнику школы получить систему знаний соответствующую современным Российским и международным требованиям. К настоящему времени разработаны и используются в образовательной практике технологии трансформирования знаний, умений и навыков, проблемного, модульного программированного, разноуровневого, адаптивного, обучения и др.
В науке термин «компетенции» на сегодняшний день не имеет строгого определения. Большинство современных ученых под компетенциями понимают комплекс обобщенных способов действий, обеспечивающий продуктивное выполнение деятельности, способность человека на практике реализовать свою компетентность. Компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью, получили название ключевых.
Формирование ключевых компетенций в образовательном процессе школьников на уровне уроков математики рассматривается как особым образом организованная модель взаимодействия участников образовательного процесса на уровне «учитель–ученик», «ученик–ученик».
Удачным, на мой взгляд, для формирования ключевых компетенций будет применение технологии критического мышления через чтение и письмо. Эта технология позволит создать условия, в которых ученик приучается действовать сам, задавать вопросы, обосновывать своё мнение, выслушивать мнение другого, критически относиться к мнению автора, осуществлять рефлексию своей деятельности.
Технология РКМЧП:
Формирует самостоятельное мышление.
Вооружает методами и способами самостоятельной работы.
Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе “учитель-ученик”.
Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса.
Структура урока по этой технологии имеет следующие стадии технологического цикла:
1. Вызов. На этой стадии формируется мотив к обучению. Учащийся ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
2. Осмысление. Контакт с новой информацией. Форма получения информации может быть различна – чтение текста, лабораторная работа, лекция, эвристическая беседа. На данной стадии учащийся под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на те вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии.
3. Рефлексия. Это закрепление новых знаний, прояснение нового материала. На этой стадии может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося, возврат к стадии вызова.
Технология критического мышления подразумевает использование различных методических приемов. При этом применяются различные формы организации совместной деятельности: индивидуальная и групповая. При комплектовании групп в расчет берутся три критерия:
- количественный (работа в парах, триадах, микрогруппах по 4 человека, работа в командах, а так же в сообществах: учащийся – группа, учитель – группа)
- качественный (объединяются для работы учащиеся разного уровня учебных успехов)
- межличностный (условия комфортности)
Критическое мышление должно стать стратегической основой для постоянного образования людей, а учитель становится важным звеном в этом процессе. Перед учителем математики встает задача не просто ознакомить ребят с правилами и приемами решения задач, а в первую очередь, научить их ориентироваться в безбрежном море информации, отличать верную версию от лживой, находить причины ошибок, т. е. развивать критическое мышление. Ведь критически мыслящий человек способен:
поднимать и формулировать жизненно важные вопросы и проблемы;
собирать, оценивать и эффективно интерпретировать относящуюся к делу информацию;
тестировать/ проверять полученные выводы и принятые решения в соответствии с релевантными (способными служить для различения языковых единиц.) критериями и стандартами;
признавать и оценивать допущения, скрытые смыслы и практические последствия;
эффективно общаться с партнерами, решая сложные проблемы, аргументируя свою точку зрения.
Некоторые правила технологии РМК:
1. Задавайтесь вопросами, интересуйтесь.
Речь идет не о поверхностном любопытстве, проявляющемся в том, чтобы всюду совать свой нос, а о любознательности, пытливости, интеллектуальной жажде. Вопросы могут служить мотивацией к изучению материала, могут способствовать лучшему закреплению изученного, а также работать на рефлексию.
Приёмы постановки вопросов:
1).”Толстый” и “тонкий” вопрос (этап контроля знаний) Составьте вопросы по теме, по тексту.
Толстый.
Тонкий.
Объясните почему….?
Кто..? Что…? Когда…?
Почему вы думаете….?
Может…? Мог ли…?
Предположите, что будет если…?
Было ли…? Будет…?
В чём различие…?
Согласны ли вы…?
Почему вы считаете….?
Верно ли…?
2) Таблица вопросов. Основой являются вопросы, начинающиеся с вопросительных слов.
Что?
Кто?
Когда?
Как?
Почему?
Зачем?
2. Анализируйте идеи, предположения, тексты. Анализ - это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части.
Анализировать можно по нескольким направлениям: “это я уже знаю”, “это я слышал”, “это не знаю”. Другой пример: “это я понимаю и объясню другому”, “это я понимаю, но объяснить не смогу”, “это я не понимаю”.
“ИНСЕРТ” проставление значков в тексте (разметка текста).
\/ - “уже знал”, + “новое”, (-) –“думал иначе или не знал”, ?- не понял, есть вопросы. Составляется итоговая таблица.
3. Исследуйте факты, доказательства.
4. Высказывайте свои предложения, мысли, идеи, а также считайтесь с другими мнениями.
1. Концептуальная таблица. (Сравнительный анализ)
Тема “Функции”. Обобщающий урок. 9класс. Можно попросить учащихся заполнить таблицу, работая в группах. Затем провести обсуждение и сравнение результатов.
Вид функции
Область определения
Область значений
Возрастание убывание
У0
Y
Четность
Нули функции
1. Линейная
2.Квадратичная
3. Степенная
2.“Ромашка” Блума. (как вариант домашнего задания) По теме «Симметрия» составить вопросы, учитывая их назначение.
Таким образом, формирование ключевых компетенций обучающихся создает в школе условия, стимулирующие учебный процесс, способствует углублению и расширению сферы познавательной деятельности учащихся. Учащиеся с большим желанием изучают математику, участвуют в предметных олимпиадах и конкурсах. Ключевые компетенции, которые формируются на уроках математики, применяются ими в других областях, т.к. математика - та база, без которой нельзя изучить ни одну из точных наук