kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вклад крупных ученых в развитие дискретной математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дискретная математика - важный раздел математики, в данной работе отметим учёных, внёсших весомый вклад в развитие дискретной математики, а также основные этапы её развития.Применение дискретной математики является основой современных компьютерных наук и информатики. Благодаря дискретной математике - поиску новых алгоритмов решения задач развиваются робототехника, компьютерные технологии. общение без границ стало возможным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вклад крупных ученых в развитие дискретной математики »








Вклад крупных ученых в развитие дискретной математики


Оглавление







Введение 3

Этапы развития дискретной математики 5

Заключение 10

Список литературы 11





Введение

На сегодняшний день дискретная математика является не только основой математической кибернетики, но и очень важным разделом математического образования. Дискретная математика входит в ряд основных дисциплин в программах вузов для специальностей, имеющих отношение к математике, кибернетике, вычислительной технике и многим другим областям современной науки и техники. Применение дискретной математики - основа современных компьютерных наук и информатики.

Более 200 лет потребовалось для развития разделов дискретной математики, таких как математическая логика, прежде чем появились первые компьютеры, занимавшие двухэтажное здание. Прошло еще 50 лет и компьютер умещается на ладони, а современные средства связи и программное обеспечение позволяют за секунду найти нужную информацию, общаться в социальных сетях и даже видеть своего собеседника. Каким будет следующий прорыв?

Теперь для того, чтобы быть современным человеком, спо­собным существовать в «компьютерном» мире, в котором необходимо уметь искать лучшие решения и кратчайшие пути в лабиринте возможно­стей, выпускник вуза должен не только знать элементы дискретной математики, но и уметь думать на языке дискретных моделей. С вы­числительной техникой практически связан любой человек XXI века: либо как создатель новых ЭВМ и их математического обеспечения, либо как разработчик алгоритмов и программ, либо как обычный пользователь стандартных пакетов на своем рабочем месте или в быту. Хорошее знание дискретной математики облегчит любому человеку освоение компьютера и применение его для решения практических задач.1

В данной работе отметим учёных, внёсших вклад в развитие дискретной математики, и рассмотрим основные этапы развития этого важного раздела математики.




Этапы развития дискретной математики


Дискретная математика возникла в глубокой древности. С давних пор известны логические задачи на комбинаторику, решение которых сводится к перебору комбинаций дискретных объектов и логическому анализу возникающих комбинаций. До нашего времени многие из них решаются в занимательной математике как задачи-головоломки или салонные игры (задача о волке, козе и капусте, о Ханойской башне). Если число вариантов, возникающих при решении задачи, велико, а перебор сократить не удается, решение задачи - затруднительно.

Такие задачи в общем виде относят к числу труднейших задач в математике. С древнейших времен дискретные системы используются в вычислительной практике.

Аристотель в IV веке до нашей эры сформулировал законы логики: закон противоречия, закон исключенного третьего. Аль-Хорезми (учёный из Персии) тысячу лет назад охарактеризовал Индийскую десятичную систему счисления и заменил пропущенную позицию цифрой «0». Так же он описал правила вычислений, так называемые алгоритмы, от латинского произношения имени учёного Аль-Хорезми: Algorithmi.

В древнем мире и средневековье и совсем недавно всюду были распространены дискретные вычислительные приспособления: абак, различные счёты. Английское слово "calculation" - "вычисление", точно так как и русское "калькуляция", "калькулятор", относятся к латинскому слову "calculus" - "камешек" (т.е. камешки, с помощью которых производился счёт). В странах юго-восточной Азии (Малайзии, Тайвань, Японии, Китае,и других) счеты до сих пор считаются незаменимым средством для обучения детей арифметике и регулярно проводятся международные соревнования на по расчётам на счётах среди школьников. 

XVIII век послужил началом следующего (современного) этапа развития дискретной математики. Это связано с появлением работ Леонарда Эйлера в области комбинаторного анализа и теории графов, Якоба Бернулли по комбинаторной теории вероятностей. Леонард Эйлер – математик, в своей статье ответил на вопрос: «Существует ли маршрут, через 7 мостов г. Кёнигсберга, соединяющим два острова и берега реки Преголя, при условии, что по каждому мосту можно проходить только 1 раз». Рассуждения Л. Эйлера принято считать началом теории графов2, одного из разделов дискретной математики.

Эти знания долгое время находили использование в разгадках головоломок. Спустя 100 лет произошло дальнейшее развитие дискретной математики. Этому поспособствовал выход знаменитой статьи  Леонарда Эйлера вследствие открытия электрических сетей, молекул, и изучения кристаллов.

Огромная роль в развитии идеологии дискретной математики принадлежит немецкому математику Г. В. Лейбниц. В XIX веке в области дискретной математики работали известные математики: Ж. Л. Лагранж (Франция), А. Кэли, Дж. Буль, К. Жордан и многие другие.

В начале XX века значительно развивались истоки современной дискретной математики: дескриптивная теория множеств, комбинаторная топология, общая алгебра.

Для осознания того, какую роль занимает дискретная математика в науке XX века, большое значение имело возникновение и распространение в современном естествознании представлений о дискретном характере окружающей нас реальности (атомно-молекулярная теория, квантовая и статистическая физика). Повлияли на развитие дискретной математики исследования3 в области оснований математики, такие как, финитистские установки А. Пуанкаре и Д. Гильберта (стремление считать «законными» лишь математические построения, которые сводятся к выполнению в конечное число шагов процедур над конечными объектами), работы Э.Л. Поста, А.М.Тьюринга и других по теории алгоритмов, исследования Э.Л.Поста в области выразимости функций алгебры логики.

"Цифровая революция" в телекоммуникационной и вычислительной технике повлекла бурное развитие дискретной математики во второй половине XX века (и продолжается в наши дни). Дискретная математика является основой проектирования и применения многочисленных цифровых электронных устройств. Первые применения дискретной математики в этой области связаны с именами В. А. Котельникова, К. Э. Шеннона, В.И. Шестакова. Возникновение в рамках кибернетики математической теории управляющих систем повлекло развитие новых разделов дискретной математики: теории сложности, теории тестов, теории надежности схем, теории автоматов и других. Существенно повлияли работы на развитие дискретной математики Дж. фон Неймана, А.А. Ляпунова, С.В. Яблонского, О.Б. Лупанова. В современном комбинаторном анализе большое внимание уделяется изучению комбинаторных конфигураций (дизайнов), алгоритмам решения комбинаторных задач, комбинаторной оптимизации, вероятностной комбинаторике. В теории графов получили большое развитие новые разделы: экстремальная теория графов, теория матроидов, теория потоков в сетях и другие. В 1976 году К. Аппелем и В. Хакеном было предложено «машинное» решение известной проблемы четырех красок, вызвавшее ожесточенные споры о правомерности использования вычислительных машин для доказательства математических утверждений.4 В изучении дискретной математики нельзя не уделять внимания учёным, которым принадлежат основополагающие результаты. Вот имена крупных математиков, внесших существенный вклад в современную дискретную математику: математик и философ Б. Рассел (Англия), математик А. Тьюринг (Англия), американские математики А. Чёрч, К. Гёдель, Э. Пост, С. Клини, математи­ки Л. Лукасевич(Польша), С. Мостовской(Польша), математики А. А. Марков (СССР), И. И.Жегалкин(СССР), П.С.Новиков(СССР), В.М.Глушков(СССР), ученые С. В. Яблонский(Россия), О. Б. Лупанов(Россия), Ю. И. Журавлев(Россия).

В XXI веке дискретная математика продолжает бурно развиваться, как отдельная ветвь математики. Ее роль и место определяются в основном тремя факторами5: 1) дискретная математика рассматривается как теоретические основы компьютерной математики; 2) модели и методы дискретной математики - хорошее сред­ство и язык для построения и анализа моделей в различных науках, включая со­циологию, химию, биологию, физику, психологию, генетику, экологию и др.; 3) язык дискретной математики удобный и стал фактиче­ски метаязыком всей современной математики.

22 мая 2012 года была вручена Международная Абелевская премия за 2012 год работающему в Венгрии и США математику Эндре Семереди «за его фундаментальный вклад в дискретную математику и теорию информатики, и в знак признания его глубокого и долгосрочного вклада в аддитивную теорию чисел и эргодическую теорию»6.

Члены международного жюри, поясняя в сообщении для прессы вклад ученого, отметили, что «Эндре Семереди произвел революцию в дискретной математике, создав оригинальные новые методы, а также решив многие фундаментальные проблемы. Его труды возвели комбинаторику на центральную сцену математики, обнаружив глубокие связи с такими разделами, как аддитивная теория чисел, эргодическая теория, информатика и геометрия инцидентных структур».

Математик Эндре Семереди родился в 1940 году в Будапеште и сегодня является постоянным научным сотрудником института математики имени Альфреда Реньи Венгерской академии наук, с 1986 года он – профессор факультета информатики(Рутгерс), государственного университета штата Нью-Джерси, США.

Мемориальный Абелевский фонд был основан 1 января 2002 года в честь известного норвежского математика 19 века Нильса Хенрика Абеля и управляется министерством образования Норвегии. Первая Абелевская премия была вручена в 2003 году.



Заключение

Мы живем в эпоху компьютерных технологий и робототехники, в эпоху общения без границ. Обрабатываются и передаются на расстоянии: голос, видео и данные. И всё это благодаря дискретной математике, поиску новых алгоритмов в различных областях знаний: физики, информатики, химии, биологии. Появление новых изобретений открывает новые возможности.

Дискретная математика позволяет описывать данные с различной структурой и предусматривает проверенные алгоритмы для их обработки, имеет применение при оптимизации поисковых алгоритмов в сети Интернет, конструировании баз данных, используется в программировании.

На первый взгляд, для успешного написания программ достаточно знаний устройства компьютера, процессов обмена данных с оперативной памятью и основных языков программирования. На практике необходимы готовые алгоритмы для работы с различными структурами данных. Современные ученые подтверждают: подготовка специалиста в области информатики невозможна без освоения курса дискретной математики.









Список литературы

  1. Дискретная математика / М.С. Спирина, П.А. Спирин. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 368с.

  2. Ерусалимский Я.М. Дискретная математика: Теория, задачи, приложения. – М. : Вузовская книга, 2011. – 268с.

  3. Мельников О.И. Обучение дискретной математике. – М. : Издательство ЛКИ, 2011. – 224с.

  4. Осипова В.А. Основы дискретной математики. – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 160с.

  5. Робертс Ф. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экологическим задачам. М.: Наука, 2010.

  6. www.info.ru


1 Дискретная математика / М.С. Спирина, П.А. Спирин. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 368с.



2 Ерусалимский Я.М. Дискретная математика: Теория, задачи, приложения. – М. : Вузовская книга, 2011. – 268с.



3 Осипова В.А. Основы дискретной математики. – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 160с.



4 Робертс Ф. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экологическим задачам. М.: Наука, 2010.



5 Мельников О.И. Обучение дискретной математике. – М. : Издательство ЛКИ, 2011. – 4с.



6 www.info.ru




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Вклад крупных ученых в развитие дискретной математики

Автор: Михеева Татьяна Валерьевна

Дата: 15.11.2014

Номер свидетельства: 131105


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства