kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Уроки контроля и оценки как метод мониторинга предметных (и иных) результатов обучения в школе для обучающихся с задержкой психического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описываются особенности проведения урока контроля и оценки в 5-9 классах в школе для обучающихся с задержкой психического развития.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Уроки контроля и оценки как метод мониторинга предметных (и иных) результатов обучения в школе для обучающихся с задержкой психического развития»

Уроки контроля и оценки

как метод мониторинга предметных (и иных) результатов обучения

в школе для обучающихся с задержкой психического развития


Абросимова Т.А., учитель математики

МБОУ «Школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.Перми;

Куликова В.Н., учитель русского языка

МБОУ «Школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.Перми


Для оценки предметных результатов в педагогической практике часто проводятся контрольные уроки, не связанные с развитием у учащихся с ОВЗ (ЗПР) способностей к контролю и самоконтролю, например, административный контроль или традиционная контрольная работа. Эти уроки следует отличать от уроков деятельностной направленности, поскольку они реализуют иные, а не деятельностные цели образования и, таким образом, не продвигают учащихся вперед в развитии у них необходимых деятельностных качеств и предметных знаний.

Для учащихся с ЗПР наиболее результативными мы считаем уроки развивающего контроля – «уроки контроля и оценки».

Уроки контроля и оценки проводятся в завершение изучения разделов курса в два этапа:

1) написание учащимися проверочной работы и ее «скрытое» оценивание учителем;

2) рефлексивный анализ обучающимися выполненной проверочной работы (сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы), коррекция допущенных в работе ошибок, оценка результата в соответствии с ранее установленными критериями.

Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для «скрытой» проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней).

Уроки контроля и оценки имеют следующую структуру:

  1. этап мотивации к контрольно-коррекционной деятельности;

  2. этап актуализации и пробного учебного действия;

  3. этап самопроверки по эталону;

  4. этап локализации индивидуальных затруднений;

  5. этап обобщения затруднений во внешней речи;

  6. этап самостоятельной работы по коррекции выявленных затруднений с самопроверкой по эталону;

  7. этап решения заданий творческого уровня;

  8. этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

Опишем основные требования к этапам уроков контроля и оценки:

1 этап – этап мотивации к контрольно-коррекционной деятельности.

Основной целью этапа мотивации является выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности ребенка к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме контрольно-коррекционной деятельности.

Поэтому для реализации этой цели требуется:

- определить основную цель урока и создать условия для возникновения у учащегося внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность («я хочу»);

- актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности («надо»);

- исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий («я могу»);

- установить форму и процедуру контроля;

- предъявить критерий выставления оценки.

2 этап – этап актуализации и пробного учебного действия.

Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся к написанию проверочной работы.

Для этого необходимо:

- организовать повторение контролируемых способов действий учеником с комментарием учителя;

- активизировать мыслительные операции и познавательные процессы, необходимые для выполнения работы;

- организовать мотивирование учащихся («хочу» - «надо» - «могу») к выполнению проверочной работы на применение способов действий, запланированных для контроля и последующего рефлексивного анализа;

- организовать индивидуальное написание учащимися проверочной работы;

3 этап – этап самопроверки по эталону.

Основной целью этапа является осознание потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности.

Для этого необходимо:

- организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок);

- предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.

4 этап – этап локализации индивидуальных затруднений.

Основной целью этапа выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении проверочной работы.

Для реализации этой цели необходимо:

- организовать мотивирование учащихся к коррекционной деятельности («хочу» - «надо» - «могу»);

- воспроизвести контролируемые способы действий;

- проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости – согласование их оценок со «скрытой» оценкой учителя.

5 этап – этап обобщения затруднений во внешней речи.

Основной целью этапа является закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

Для реализации этой цели организуется:

- обсуждение типовых ошибок;

- проговаривание формулировок способов действий, вызвавших затруднение.

- уточнение алгоритмов исправления ошибок;

- на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок – место затруднений;

- выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, – причину затруднений.

- самостоятельно исправляют свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения – с помощью предложенного эталона для самопроверки.

6 этап – этап самостоятельной работы по коррекции выявленных затруднений с самопроверкой по эталону.

Основной целью этапа является применение способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в проверочной работе:

- провели самопроверку своих работ по готовому образцу и знаково зафиксировали результаты;

- самостоятельно выполнили задания, в которых допущены ошибки;

- зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения.

Учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу. Также они могут выступать в качестве консультантов.

7 этап – этап решения заданий творческого уровня.

Основной целью этапа является применение способов действий, вызвавших затруднения, в других ситуациях.

Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:

- выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;

- выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.

При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.

8 этап – этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности.

Для реализации этой цели учащиеся:

- проговаривают механизм деятельности по контролю;

- анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления;

- называют способы действий, вызвавшие затруднение;

- фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов;

- оценивают полученные результаты собственной деятельности;

- при необходимости определяются задания для самоподготовки;

- намечают цели последующей деятельности.

Учитель при проведении уроков контроля и оценки берет на себя функции тьютора, консультанта, комментатора.

Данный вид деятельности можно рассматривать как метод мониторинга предметных, личностных, метапредметных результатов обучения и может быть использован на любом предмете.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Абросимова Татьяна Андреевна

Дата: 15.01.2020

Номер свидетельства: 535803


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства