Просмотр содержимого документа
«Уроки контроля и оценки как метод мониторинга предметных (и иных) результатов обучения в школе для обучающихся с задержкой психического развития»
Уроки контроля и оценки
как метод мониторинга предметных (и иных) результатов обучения
в школе для обучающихся с задержкой психического развития
Абросимова Т.А., учитель математики
МБОУ «Школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.Перми;
Куликова В.Н., учитель русского языка
МБОУ «Школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.Перми
Для оценки предметных результатов в педагогической практике часто проводятся контрольные уроки, не связанные с развитием у учащихся с ОВЗ (ЗПР) способностей к контролю и самоконтролю, например, административный контроль или традиционная контрольная работа. Эти уроки следует отличать от уроков деятельностной направленности, поскольку они реализуют иные, а не деятельностные цели образования и, таким образом, не продвигают учащихся вперед в развитии у них необходимых деятельностных качеств и предметных знаний.
Для учащихся с ЗПР наиболее результативными мы считаем уроки развивающего контроля – «уроки контроля и оценки».
Уроки контроля и оценки проводятся в завершение изучения разделов курса в два этапа:
1) написание учащимися проверочной работы и ее «скрытое» оценивание учителем;
2) рефлексивный анализ обучающимися выполненной проверочной работы (сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы), коррекция допущенных в работе ошибок, оценка результата в соответствии с ранее установленными критериями.
Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для «скрытой» проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней).
Уроки контроля и оценки имеют следующую структуру:
этап мотивации к контрольно-коррекционной деятельности;
этап актуализации и пробного учебного действия;
этап самопроверки по эталону;
этап локализации индивидуальных затруднений;
этап обобщения затруднений во внешней речи;
этап самостоятельной работы по коррекции выявленных затруднений с самопроверкой по эталону;
этап решения заданий творческого уровня;
этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
Опишем основные требования к этапам уроков контроля и оценки:
1 этап – этап мотивации к контрольно-коррекционной деятельности.
Основной целью этапа мотивации является выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности ребенка к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме контрольно-коррекционной деятельности.
Поэтому для реализации этой цели требуется:
- определить основную цель урока и создать условия для возникновения у учащегося внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность («я хочу»);
- актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности («надо»);
- исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий («я могу»);
- установить форму и процедуру контроля;
- предъявить критерий выставления оценки.
2 этап – этап актуализации и пробного учебного действия.
Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся к написанию проверочной работы.
Для этого необходимо:
- организовать повторение контролируемых способов действий учеником с комментарием учителя;
- активизировать мыслительные операции и познавательные процессы, необходимые для выполнения работы;
- организовать мотивирование учащихся («хочу» - «надо» - «могу») к выполнению проверочной работы на применение способов действий, запланированных для контроля и последующего рефлексивного анализа;
- организовать индивидуальное написание учащимися проверочной работы;
3 этап – этап самопроверки по эталону.
Основной целью этапа является осознание потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности.
Для этого необходимо:
- организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок);
- предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.
4 этап – этап локализации индивидуальных затруднений.
Основной целью этапа выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении проверочной работы.
Для реализации этой цели необходимо:
- организовать мотивирование учащихся к коррекционной деятельности («хочу» - «надо» - «могу»);
- воспроизвести контролируемые способы действий;
- проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости – согласование их оценок со «скрытой» оценкой учителя.
5 этап – этап обобщения затруднений во внешней речи.
Основной целью этапа является закрепление способов действий, вызвавших затруднение.
- на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок – место затруднений;
- выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, – причину затруднений.
- самостоятельно исправляют свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения – с помощью предложенного эталона для самопроверки.
6 этап – этап самостоятельной работы по коррекции выявленных затруднений с самопроверкой по эталону.
Основной целью этапа является применение способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха.
Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в проверочной работе:
- провели самопроверку своих работ по готовому образцу и знаково зафиксировали результаты;
- самостоятельно выполнили задания, в которых допущены ошибки;
- зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения.
Учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу. Также они могут выступать в качестве консультантов.
7 этап – этап решения заданий творческого уровня.
Основной целью этапа является применение способов действий, вызвавших затруднения, в других ситуациях.
Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:
- выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;
- выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.
При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.
8 этап – этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.
Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности.
Для реализации этой цели учащиеся:
- проговаривают механизм деятельности по контролю;
- анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления;
- называют способы действий, вызвавшие затруднение;
- фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов;
- оценивают полученные результаты собственной деятельности;
- при необходимости определяются задания для самоподготовки;
- намечают цели последующей деятельности.
Учитель при проведении уроков контроля и оценки берет на себя функции тьютора, консультанта, комментатора.
Данный вид деятельности можно рассматривать как метод мониторингапредметных, личностных, метапредметных результатов обучения и может быть использован на любом предмете.