kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебно-познавательные задачи для устного счета как средство повышения познавательного интереса к математике у учащихся среднего звена

Нажмите, чтобы узнать подробности

В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин.  При изучении данного предмета от учащихся требуется немало волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания, математика развивает личность учащегося. Кроме того, изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников.

Учителю необходимо развивать у детей  интерес к этому предмету, ведь, математика – одна из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни.

Перемены в жизни современной школы требуют от учителя умения придать учебно – воспитательному процессу развивающий характер, активизировать познавательную деятельность учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-познавательные задачи для устного счета как средство повышения познавательного интереса к математике у учащихся среднего звена »

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Кафедра естественно-научного образования













Учебно-познавательные задачи для устного счета

как средство повышения познавательного интереса к математике у учащихся среднего звена




Слушатель: Денцова А. В.

учитель математики

Куратор: Казачкова Т. Б.
доцент каф.ЕНО







г.Санкт-Петербург

2014 г


Содержание


Введение………………………………………………….………………………3

Глава 1. Анализ методической и психолого-педагогической литературы…..6

Глава 2. Виды упражнений для устных вычислений………………………...14

Глава 3. Формы восприятия устного счета…………………………………..16

Глава 4. Практическая часть…………………….…………………………….19

Заключение ……………………………………………………………………..24

Литература ……………………………………………………….……………..26


















Введение


В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин.  При изучении данного предмета от учащихся требуется немало волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания, математика развивает личность учащегося. Кроме того, изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников.

Учителю необходимо развивать у детей интерес к этому предмету, ведь, математика – одна из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни.

Перемены в жизни современной школы требуют от учителя умения придать учебно – воспитательному процессу развивающий характер, активизировать познавательную деятельность учащихся.

    В процессе обучения математике важно развивать у детей умения наблюдать, сравнивать, анализировать, рассматривать объекты, обобщать, рассуждать, обосновывать выводы, к которым учащиеся приходят в процессе выполнения заданий.

Большую роль в деле развития мышления учащихся на уроке математики могут сыграть систематически и целенаправленно предлагаемые учащимся учебно-познавательные задачи для устного счета проводимые устные упражнения.

Формирование навыков устного счёта занимает особое место не только в начальной школе, но и у учащихся среднего звена.

Для математики начало урока – это устный счет. От того, какие задания подберет учитель для устных упражнений, в какой последовательности будет их выстраивать, существенно зависит достижение целей урока и степень активности учащихся в процессе познания. Чтобы заинтересовать детей, необходимо подбирать разнообразные задания, рассчитанные как на слабых детей, так и на наиболее сильных. Это могут быть задания вычислительного характера, разгадывание ребусов, задания на внимание, геометрические задания.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всего периода обучения на каждом уроке необходимо выделять 7-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях. Устные упражнения должны проводиться не только регулярно, но и в определенной последовательности, которая определяется программой средней школы. Устные упражнения важны не только тем, что активизируют мыслительную деятельность учеников, но и тем, что они играют и воспитательную роль в обучении - дисциплинируют учащихся, учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им.

Устный счет помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одного вида деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задание на повторение и обобщение пройденного материала.

Прививая любовь к устным упражнениям, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, побуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более экономичными. А это – важнейшее условие сознательного усвоения материала. Направленность мыслительной деятельности ученика на поиск рациональных путей решения проблемы свидетельствует о вариативности мышления.

Я считаю, что эта тема актуальна, так как в данное время надо заинтересовать детей в изучении математики. В этой связи, важной является рассмотрение темы «Учебно-познавательные задачи для устного счета как средство повышения познавательного интереса к математике у учащихся среднего звена».

Целью курсовой работы является продемонстрировать разнообразные вычислительные приемы, помогающие значительно облегчить учащимся процесс устных вычислений, а также отобрать и систематизировать учебно-познавательные задачи для устных вычислений, направленные на развитие познавательного интереса учащихся и иллюстрирующие учащимся красоту и изящество устных вычислений. Так же я хочу провести исследование, в результате которого доказать результативность использования различных видов устного счета для повышения познавательного интереса к урокам математики. Объект исследования – специально организованный педагогический процесс, в плане поиска эффективных методов обучения (в частности устных упражнений).

Я перед собой поставила следующие задачи:

1) изучить теорию данного вопроса в психолого-педагогической и методической литературе; 2) подготовить и провести различные виды устных упражнений для повышения познавательного интереса к урокам математики; 3) сделать выводы, по использованию данных видов устных упражнений.

Методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы; наблюдение; анкетирование; сравнительный анализ.

 В теорию устный счет надо всегда проводить так, чтобы ребята начинали с легкого, затем брались за вычисления все более трудные. Если сразу обрушить на учащихся сложные устные задания, то они обнаружат свое собственное бессилие, растеряются, и их инициатива будет подавлена.   

Таким образом, устный счет - очень нужный этап урока, ведь, именно на этом этапе появляется настрой на весь урок. Устный счет украшает урок, делает его логически стройным и интересным, способствует лучшему усвоению программного материала.  А хорошо развитые навыки устного счета – одно из условий успешного обучения учащихся на следующей ступени обучения в старших классах.                                     


Глава 1. Анализ методической и психолого-педагогической литературы.


Одним из важнейших способов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Ещё на рубеже XIX века, известный методист С. И. Шохор-Троцкий в книге «Чему и как учить на уроках арифметики» писал, что для «…обогащения интеллекта учащихся математическими знаниями необходимо, чтобы учащийся испытывал живые эмоции интереса и удовольствия как по поводу удовлетворения этого интереса, так и по поводу движения работы вперед и преодолевания её трудностей.»

Интерес же является сложнейшим психическим образованием. Его нельзя свести к отдельному психическому акту.

- Интерес выступает как избирательная направленность человека, его

внимания, его мыслей (Т. Рибо, Н.Ф. Добрынин, С.П. Рубенштейн)

- Интерес рассматривается как проявление умственной и эмоциональной активности (Е.Стронг).

- Интерес трактуется как активатор разнообразных чувств и как своеобразная

чувствительность (Ш. Бюлер, Д. Фрейд).

- В интересе видят тенденцию заниматься деятельностью, вещами, процессами занятий (Английский словарь психологических терминов).

- Интерес – это активное, познавательное, активно-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова, В.Г. Иванов).

- Интерес – это активная познавательная направленность, связанная с

положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодоления трудностей, с осознанием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности (Метельский Н.В.)

- Интерес – это одна из психических активностей, характеризующаяся как

общая сознательная устремленность личности к объекту, эмоционально

насыщенная и влияющая на повышение продуктивности деятельности (М.Ф.

Беляев)

Таким образом, психолого-педагогическое понятие интерес отображает

множество значимых процессов: от единичных (внимание), до их совокупности, он выражается в тенденциях, потребностях, отношениях.

Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна

человеческая деятельность. Интересы различают по их содержанию или

направленности. В этом плане можно выделить математические, общественные и духовные интересы.

Нас интересуют духовные интересы, так как они характеризуют

высокий уровень развития личности. Это прежде всего познавательные интересы (в широком смысле слова) к математике, физике, химии, биологии и т.п. к ним также относятся познавательные интересы к литературе и различным видам искусства (музыке, живописи).

Познавательный интерес относится к различным областям познавательной деятельности. Он может быть весьма широким, распространяющимся на получение информации вообще, на изучение нового о различных сторонах предметного мира и углубленным в определенную область познавания (речь идет о процессе

овладения учащимся научными истинами, закономерностями, системой знаний в школе). Познавательный интерес направлен на познавание, овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. При этом он обращен не только к содержанию данной предметной области, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности. Познавательный интерес может приобрести характер склонности, если человек усиленно и постоянно занимается определенным видом деятельности.

В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляется: активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач.

Эмоциональные проявления вплетенные в познавательный интерес: эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство успеха.

Ядром познавательного интереса являются мыслительные процессы. По выражению К.Д. Ушинского, это интерес полный мысли.

Также я согласна с К.Д. Ушинским в том, что познавательный интерес

составляет важнейший мотив учения, который лежит в основе положительного отношения учащихся к школе, к знаниям, которые побуждают учиться с охотой. Важнейшей особенностью познавательного интереса является и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной поисковой или творческой деятельности, а не элементарной ориентировки на новизну и

неожиданность.

“…интерес возникший в процессе обучения, …активизирует

Умственную деятельность не только в данный момент, но и направляет её к последующему решению интеллектуальных задач, т.е. способствует организации последующей деятельности”.

Б.Г. Ананьев.

Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной

деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление. Он усиливает и углубляет другие познавательные мотивы, с которыми он переплетается и взаимодействует: возможность получать знания, узнавать новое, успехи в учении и др.

Также познавательный интерес взаимодействует и с моральными мотивами, главным образом с чувством долга и ответственности. Познавательный интерес выступает не только как мотив и средство обучения, но и как устойчивое качество личности. Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности, “жажда знаний”, все это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его познания. Познавательный интерес определяет активность в учении,

инициативу в постановке познавательных целей. Он определяет поисковый, творческий характер любого вида познавательной деятельности, благоприятствует формированию способностей к творчеству в самых разных видах деятельности. Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения – одна из центральных. Решение её связано с двумя главными вопросами: во-первых, содействовать наиболее полноценному отражению в сознании учащихся явлений науки, проникновению в их существенные взаимосвязи; во-вторых, на этой почве пробуждать, поддерживать

и подкреплять такое отношение к знаниям, к учению в школе, которое

наполнено готовностью овладеть знаниями, стремлением не скользить по поверхности, а углубляться все более и более в процессе познавания.

Как же стимулировать познавательный интерес у учащихся?

Различают три группы условий стимулирующих развитие

познавательных интересов:

Первая - связана с содержанием учебного материала – к ней относится новизна содержания, обновление уже усвоенных фактов, исторический подход к сообщаемому материалу.

Вторая – организация процесса обучения – различные формы самостоятельной работы, проблемное обучение, исследовательский подход к изучаемому материалу, творческие работы.

Третья – определяется отношениями, складывающимися между учениками и учителем – сюда относят способности учащихся, увлеченность преподавания самого учителя, его готовность придти на помощь ученикам, вера в их силы и возможности.

Все условия, стимулирующие возникновение и развитие

математических интересов можно расположить в следующем порядке:

Первая группа – связанная с содержанием.

- задачи повышенной трудности и удовлетворение, получаемое при решении.

- новизна и разнообразие материала школьного курса математики, сведения из истории науки, обогащение содержания предмета.

- сила и изящество методов вычислений, исследований и доказательств.

Вторая группа – связана с организацией учебного процесса.

- разнообразные системы уроков, нешаблонное их построение, включение по

возможности в каждый урок новых элементов.

- увлекательное проведение уроков, активизация деятельности учащих-ся,

организация творческих работ, соревнований, дидактических игр,

использование Т.С.О.

Третья группа – связана с отношением личности.

- прирожденные математические способности.

- успех в изучении предмета и поощрение.

- влияние родных и близких.

Действие практически всех этих условий в значительной степени

зависит от учителя, его знаний, умений и мастерства. Учитель не определяет

содержание математического образования, но он может обогатить его,

привлекая исторический материал, материал из смежных дисциплин, подчеркивая красоту и мощь методов математики. Что же касается организации методики занятий, а также отношений с учениками, то тут всё зависит от учителя.

Задача учителя: сформировать познавательный интерес как устойчивый

мотив познавательной деятельности, что составляет прочную основу и

направленности личности и её отношение к учению, к духовным ценностям.

Учение – основа развития познавательных интересов учащихся. В

учебном процессе, организующем и направляющем познавательную деятельность школьника, заключены важнейшие условия и возможности прямого и косвенного влияния на познавательный интерес. Эти влияния, выступающие как стимулы познавательного интереса систематически и повседневно формируют не только ситуативный интерес, но и содействуют становлению его как самого значимого мотива познавательной деятельности.

Стимуляция познавательных интересов в учебном процессе имеет разные источники и, чтобы управлять формированием интереса, учитель должен ясно осознавать, что именно способствует их возникновению и укреплению.

Существует три важнейших источника стимуляции познавательных интересов:

1) Содержание учебного материала – вызывает удивление перед новыми

открытиями, уважение к науке и её представителям, понимание значимости

науки для жизненной и общественной практики.

2) Организация познавательной деятельности – рациональная организация

обучения рождает удовлетворение собственным продвижением, стремление к

преодолению трудностей.

3) Отношения, которые складываются в учебном процессе между учителем и

учащимися – учение с учителем, товарищами, в результате чего складываются многозначительные отношения, сопутствуют возникновению иного строя моральных и интеллектуальных переживаний, являющихся также сильными побудителями познавательного интереса. Здесь возникают коллективные сопереживания, радость за успех товарища, стремление оказать ему помощь.

Повышение интереса на уроках математики может достигаться следующим образом:

1) Обогащение содержания материалом по истории науки.

2) Решение задач повышенной трудности и нестандартных задач.

3) Подчеркивание силы и изящества методов вычислений, доказательств,

преобразований и исследований.

4) Разнообразием уроков, нешаблонным их построением, включением в уроки элементов придающих каждому уроку своеобразный характер, использование Т.С.О., наглядных пособий, разнообразием устного счета.

5) Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке с

использованием форм самостоятельной и творческой работы.

6) Используя различные формы обратной связи: систематическим проведением опроса, кратковременных устных и письменных контрольных работ, различных тестов, математических диктантов наряду с контрольными работами предусмотренными планом.

7) Разнообразие домашнего задания.

8) Установление внутренних и межпредметных связей, показом и разъяснением применения математики в жизни и в производстве.

Большую роль для формирования интереса к изучению математики играет личность учителя, причем наиболее важной чертой в этом является его увлечённость предметом и преподаванием, желание учителя поверить в

возможности ученика, готовность придти ему на помощь. Учитель должен быть сдержан и терпелив и никогда не допускать грубости по отношению к ученику. Благотворно влияет на формирование интереса поощрение учителя, его похвала.

В методике математики различают устные и письменные приемы

вычисления. И хотя в современных программах содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико, за счет введения

алгебраического и геометрического материала, а также за счет большого

внимания к свойствам действий над числами и величинами и других вопросов, название “устный счет” по отношению к устной форме проведения упражнений сохранилось до сих пор.

Как пишет опытный педагог Зайцева О.П. в своей статье “Роль

устного счета в формировании вычислительных навыков и развития личности ребенка”: важность и необходимость устных упражнений доказывать не приходиться. Значение их велико в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ребёнка. Создание определённой системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.

Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют

мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.

В сочетании с другими формами работы, устные упражнения позволяют создать условия, при которых активизируются различные виды деятельности учащихся: мышление, речь, моторика. И устные упражнения в этом комплекте имеют большое значение.

Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он

имеет свои задачи:

1) Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.

2) Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.

3) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Глава 2. Виды упражнений для устных вычислений.

Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды:

1) Нахождение значений математических выражений.

Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать числовые математические выражения и буквенные (выражение с переменной), при этом буквам придают числовые значения и находят числовое значение полученного выражения, например:

- найдите разность чисел 780 и 90.

- найдите значение выражения С-К , если С = 300, К = 19.

Выражения могут предлагаться в разной словесной форме:

- из 780-90; 780 минус 90

- уменьшаемое 780, вычитаемое 90, найти разность чисел 780 и 90

- уменьшить 780 на 90 и т.д.

Эти формулировки использует не только учитель, но и ученики.

Выражения могут включать одно и более действий. Выражения с

несколькими действиями могут включать действия одной ступени или разных ступеней, например:

- 147+24-56

- 72:12·94

- 4050-7·54 и др.

Могут быть со скобками или без скобок: (90-42):3, 90-42:3. Как и выражения в одно действие, выражения в несколько действий имеют разную словесную формулировку, например:

- из 90 вычесть частное чисел 42 и 3

- уменьшаемое 90, а вычитаемое выражено частным чисел 42 и 3.

Выражения могут быть заданы в разной области чисел: с однозначными числами (7-4), с двузначными (70-40, 72-48), с трехзначными (700-400, 720- 480) и т.д., с натуральными числами и величинами (200-15, 2м-15см).

Выражения можно давать и в форме таблицы:

|Уменьшаемое |127 |145 |157 |174 |287 |

|Вычитаемое |110 |105 |107 |170 |180 |

|Разность | | | | | |

Основное значение упражнений на нахождение значений выражений – выработать у учащихся твердые вычислительные навыки, а также они способствуют усвоению вопросов теории арифметических действий.

2) Сравнение математических выражений.

Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше. 6+4*4+6 20+7*20+5

20·8*18·10 8·9*8·10

Вместо “*” поставить знак , =

Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно из выражений, а другое выражение надо составить или дополнить: 8·(10+2)=8·10+…

Выражения таких упражнений могут включать различный числовой материал: однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины. Выражения могут быть с разными действиями.

Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков.

3) Решение уравнений.

Это прежде всего простейшие уравнения (х+2=10) и более сложные (15·х-9=51)

Уравнение можно предлагать в разных формах:

- решение уравнения 24:х=3

- из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить40?

- найдите неизвестное число: 73-х=73-18

- я задумал число, умножил его на 5 и получил 85. Какое число я задумал?

Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение,

помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами

арифметических действий.

4) Решение задач.

Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи.

Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков.

Разнообразие упражнений и возбуждает интерес у детей, активизирует

их мыслительную деятельность.


Глава 3. Формы восприятия устного счета.


1) Беглый слуховой (читается учителем, учеником, аудиозапись) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.

2) Зрительный (таблицы, плакаты, карточки, записи на доске, компьютере) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.

3) Комбинированный.

А так же:

  • обратная связь (показ ответов с помощью карточек, взаимопроверка, угадывание ключевых слов).

  • задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность).

  • упражнения в форме игры ( молчанка, продолжи цепочку, хлопки)

Задания в игровой форме способствуют формированию у школьников интереса к математике, развивают аналитическое мышление.

Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались,

необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.

Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим, специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта. Материал для этого можно подобрать из учебника или специальных сборников. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости от этого учитель определяет место устного счета на уроке. Если устные упражнения предназначаются для повторения материала, формированию вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то лучше их провести в начале урока до изучения нового материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо провести устный счет после изучения нового материала. Не следует проводить его в конце урока, так как дети уже утомлены, а устный счет требует большого внимания, памяти и мышления. Количество упражнений должно быть таким, чтобы

их выполнение не переутомляло детей и не превышало отведенного на это времени урока.

При подборе упражнений для урока следует учитывать, что

подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь ненужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков и особенно для применения их в различных условиях, наоборот должны быть однообразнее. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования. В случаях, когда задания всё-таки трудны для усвоения на слух, необходимо

прибегать к записям или рисункам на доске.

Вывод: Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка. На наш взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее

условие сознательного усвоения материала.












Глава 4. Практическая часть

Для подтверждения моей гипотезы и выполнения поставленных мною соответствующих задач была проведена экспериментальная работа, которая проходила в два этапа: 1) Констатирующий эксперимент.

2) Формирующий эксперимент.

Цель моего исследования: убедиться в эффективности использования различных видов устных вычислений для развития познавательного интереса на уроках математики. Я задействовала в этом эксперименте учащихся 5 и 6 классов.


Мною были проведены следующие методы:

1) Анкетирование учащихся.

Учащимся была предложена следующая анкета:


Фамилия, Имя……………………………………………………….

  1. Какой предмет в школе тебе больше всего нравится?

  2. Какие задания ты любишь выполнять на уроках математики?

(решать выражения, задачи, устные упражнения, никакие)

  1. Ты быстрее решаешь устно или письменно?

  2. Любишь ли ты устный счет?

  3. Тебе больше нравится выполнять задания по русскому языку, литературе или по математике?

  4. На какой бы урок ты опоздал(а)? (русский яз., математика, литература)


Основное внимание при анализе анкет учащихся уделялось на 1 и 6 вопросы, 2 и 5 вопросы дополняли ответ, а 3 и 4 вопросы были дополнительными и не давали ответа на то интересна ли ученику математика или нет.

В 5 классе из 22 учащихся больше всего нравится математика 50% учащихся, также 59% любят решать задачи, всего 9% - выражения и только 32% - устные упражнения.?3% учащихся, по их мнению, быстрее решают письменно , а остальные 27% - устно. Устный счет любит большая половина данного класса 59%! И поровну поделились мнения по поводу выполнения домашнего задания.

В 6 классе из 21 учащихся больше всего нравиться математика 33% учащихся, также 33% любят решать задачи, всего 9% - выражения и 33% - устные упражнения, 9% - уравнения и по одному человеку ответили, что нравится всё выполнять или ничего не нравится. 57% учащихся, по их мнению, быстрее решают письменно, а остальные 43% - устно. Устный счет любит большая половина данного класса 67%! И 62% учащихся любят выполнять домашнее задание по математике.

Анализ анкет учащихся показал, что математика – не самый любимый предмет среди учащихся, хотя результаты говорят и о том, что и не последнее место она занимает.

2) Наблюдение за работой учащихся на уроке математики.

Цель: провести наблюдение и выяснить, на сколько учащиеся активны и заинтересованы на уроках математики. Критериями являлось: активная работа, частота правильных ответов, быстрота реакции, стремление достичь положительных результатов. В итоге я выяснила, что большая часть класса, а именно;0% не проявляют интереса, 40% проявляют частичный интерес в различных видах деятельности и лишь 20% активно участвуют в работе на уроках математики.

На этой основе я сделала следующий вывод: что учащиеся в большинстве любят математику поэтому необходимо поддерживать работу, направленную на повышение уровня познавательного интереса к математике, а также уровня усвоения знаний, умений и навыков устных вычислений при помощи проведения систематической работы с устными упражнениями в различных их видах на разных этапах урока.



Формирующий эксперимент.


Цель: повышение уровня познавательного интереса к урокам математики.

Задачи:

- подобрать различные виды упражнений для устных вычислений;

- способствовать повышению познавательного интереса к уроку математики;

- провести данные виды устных упражнений в классе.

На основе особенностей данных классов, с учетом содержания курса математики и возрастных особенностей учащихся, мною были взяты следующие виды упражнений для устных вычислений: 1) нахождение значения математических выражений; 2) сравнение математических выражений; 3) решение задач.

Цель устных упражнений: активизировать внимание детей на уроках математики, сделать процесс учения более интересным, повышать с помощью них познавательный интерес к уроку математики. Задания в занимательной форме более доступны и привлекательны для детей. Учащиеся незаметно для себя выполняют большее число арифметических действий, упражняются в устных вычислениях.

Устные упражнения проводились чаще всего в начале урока, чтобы привлечь внимание детей и подготовить их к усвоению последующего материала, или в конце урока, как бы подытоживая новый материал.

Использовалась безоценочная система знаний, поощрялись быстрота и правильность.

Различные виды устных упражнений:

Я на своих уроках использую следующие виды устных вычислений:

1. Расшифруйте слово.

И. 75: (3*5) Т. 82:21+15 К. 42-13*3

Л. 64:32+9 Г. 81-19*3 О. 92-18*3

У. 75: (3*25) Н. 9+3*7 Е. 15*4+16

Р. 18*5-42 Ь. 16*6-7

19

48

76

1

24

38

11

89

30

5

3













2. Выполните вычисления.


Вычисления в виде схемы:

+30 :2 - 35 :5 *17


+4,7



?



17,4


  1. Найдите пропущенные числа.

а)

:10 :2

:6 *0,5

*0,1

б)

в

13

60

17

16

?

14

)





4. Вычислите устно:

а) 2 : 4 500 + 310

* 3 : 90

- 1,2 * 50

: 0,1 + 150

_______ _______

? ?

б)

  1. Определите знак.

- 68 · 9 * 0 7,3 · (- 8) * 7,3

- 4,5 · (- 4,5) * 0 7,3 · (- 8) * (- 8)

5 см 3 мм * 56 мм 3 км 500 м * 530 м

Значение а

0

6

8

3

9

14

Значение а + 12







Значение 16 - а







Множитель

15

5


14

- 2

Множитель

7


3,5

1,2

7,8

Произведение


105

70




Вывод: Проводимые виды устных упражнений вызывали интерес у детей – они более активно работали на уроках, с готовностью выполняли задания учителя, стремились прийти к правильному результату. Особенный интерес вызывали детей упражнения в занимательной форме.


Вывод: система устных упражнений на повышение познавательного интереса доказали свою эффективность – дети стали активнее и заинтересованнее заниматься на уроках математики. Дети, которые пассивны на уроках, с удовольствием вовлекаются в работу, активнее идут на контакт с учителем. Ученики соревнуются друг с другом в сообразительности и быстроте ума. С помощью устных упражнений учителю легче работать с отстающими детьми (осуществляется индивидуальный подход) – в игровой обстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа.

Устные упражнения позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию.


Заключение.


В результате проделанной работы мною были выполнены следующие задачи: 1) Изучена методическая и психолого-педагогическая литература по данному вопросу; 2) Подготовлены и проведены разнообразные виды устных упражнений для повышения познавательного интереса к урокам математики; 3) Сделаны выводы и рекомендации по использованию данной системы.

Повышение познавательного интереса - это длительный процесс, поэтому в ходе моей экспериментальной работы еще не у всех учащихся повысился уровень познавательного интереса. Я буду продолжать работать над этой темой и заинтересовывать учащихся. Но в целом, моя экспериментальная работа прошла плодотворно и я могу только предложить учителям использовать на уроках устные упражнения для повышения уровня познавательного интереса.

Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка. Вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала.

Математика – предмет настолько серьезный, что воспользоваться каждой возможностью оживления уроков – чрезвычайно важно.

Учитель должен помочь ученику увидеть в серьезном – курьезное, в скучном – занимательное, в обычном – необычное. Ведь интерес служит стимулом к дальнейшей работе ученика.





 

 








Список литературы

1) Волошина М.И. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках математики. //Н.ш. 1992 №9 с15

2) Бурлыга А.Я. Интересные приёмы устного счёта. //Н.ш. 1985г. №5

3) Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка // Начальная школа, 2001 г. № 1

4) Зимовец К.А., Пащенко В.А. Интересные приемы устных вычислений. //Н.ш. 1990 №6 с.44-46

5) Зимина С.В. Как развивается интерес к математике? //Н.ш. 1999 №8

6) Иванова Т. Устный счёт. //Н.ш.1999г. с.11-14

7)  В. П. Коваленко “Дидактические игры на уроках математики”.

8) Липатникова Н.Г. Роль устных упражнений на уроках математики. //Н.ш. 1998 №2 с.34-38

9) Абдулаева О.А. Педагогический потенциал учебно-познавательных задач: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПбАППО, 2010.

10) Абдулаева О.А. Учебно-познавательные задачи в контексте ФГОС II поколения // Естественно-научное образование в идеологии стандартов второго поколения: Материалы городской научно-практической конференции «Проблемы естественно-научного образования в идеологии стандартов второго поколения» / под ред. И.Ю. Алексашиной. – СПб.: СПбАППО, 2011 – 152 с.

11) Концепции стандартов второго поколения для основного общего образования.– http://standart.edu.ru





- 26 -


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Денцова Анна Вячеславовна

Дата: 11.06.2015

Номер свидетельства: 219145


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства