kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса как необходимое условие реализации ФГОС ООО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время повсеместно осуществляется переход школ на работу по новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса как необходимое условие реализации ФГОС ООО»»

«Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса как необходимое условие реализации ФГОС ООО»

автор: учитель математики

Медведева Л. И.

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 13 им. С.В.Залетина» 2014 г.


В настоящее время повсеместно осуществляется переход школ на работу по новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС).

Процессы модернизации в системе образования потребовали пересмотра целевых установок в определении образовательных результатов обучающихся. Цели образования на сегодняшний день перестают выступать в виде «знаний, умений и навыков», которыми должен владеть выпускник школы 21 века, а предстают в виде характеристики сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей. «Человек знающий» заменяется на «человек, подготовленный к жизнедеятельности». В образовании складывается концепция государственных образовательных стандартов 2-го поколения. Приоритетным направлением которых является реализация развивающего потенциала образования.

Одной из важнейших задач при этом становится развитие универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра образования.

Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы. Как пример: выпускник начальной школы — владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.

Конечно, в портрет выпускника основной школы добавлены направления и компоненты, определяемые целями основной ступени образования и возрастными особенностями ученика, например: осознание им ценности труда, науки и творчества; умение ориентироваться в мире профессий, понимание значения профессиональной деятельности для человека.

Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Этот компонент стандарта считается ведущим и системообразующим. Формируя эту составляющую, разработчики проекта руководствовались тем, что новые образовательные стандарты — это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Сформированные как социальный заказ цели образования трансформируются в требования к результатам, а после их конкретизации и операционализации — в планируемые результаты.

Образовательный стандарт основного общего образования по математике до введения ФГОС был направлен на достижение следующих целей:

  • интеллектуальное развитие учащихся: развитие логического мышления и речи, алгоритмической культуры, формирование качеств мышления, свойственных математической деятельности и необходимых для получения общего образования, для полноценной жизни в современном обществе;



  • воспитание качеств личности, связанных с изучением математики – воображения, интуиции, творческой активности и самостоятельности, способности ориентироваться в новых условиях;





  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для применения в повседневной жизни, изучения смежных дисциплин, продолжения обучения в старшей школе или иных формах среднего образования;



  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества, об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

По новым ФГОС изучение математики в основной школе звучит иначе и направлено достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;

  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

  • создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала советской школы, не только смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:

  • изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);



  • изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов).

При организации учебного процесса надо обращать внимание на избирательную внимательность учащихся. Дети легко откликаются на необычные уроки и внеклассные дела, они в этом возрасте склонны к спорам и возражениям. Этот возраст благоприятен для творческого развития. Учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить сходства и различия, определять причину и следствия, самому решать проблему, участвовать в дискуссиях, отстаивать и доказывать свою правоту. Стандарт ориентирован на воспитание школьника-гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного школьника, его национального самосознания.

Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, являются:

– наличие у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;

– появление самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной творческой деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;

– становление ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;

– осознание себя как гражданина страны, в которой он живёт;

– сформированность эстетических чувств ребёнка, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой художественной культуры, стремления к творческой самореализации;

– появление ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.

Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.

Требования к результатам представлены описанием предметных, метапредметных и личностных результатов и конкретизируются в примерных основных образовательных программах в виде планируемых результатов по учебным предметам, результатов освоения междисциплинарных программ (программы развития универсальных учебных действий, программы «Работа с текстом» и другие).

В соответствии с ФГОС представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

  1. Личностные УУД : положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

  2. Регулятивные УУД : принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

  3. Познавательные УУД : осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

  4. Коммуникативные УУД : вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой, которая включает:

- комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;

- совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий:

компьютеры и иное ИКТ оборудование;

- коммуникационные каналы;

- систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:

- информационно-методическую поддержку образовательного процесса;

- планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

- мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

- мониторинг здоровья обучающихся;

- современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

- дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;

- дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Эффективное использование ИОС предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения.

Требования ФГОС к учебно-методическому и информационному обеспечению реализации

основной образовательной программы основного общего образования



В соответствии с ФГОС ООО учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) включает характеристики оснащения:

  1. информационно-библиотечного центра;

  2. читального зала;

  3. учебных кабинетов и лабораторий;

  4. административных помещений;

  5. школьного сервера;

  6. школьного сайта;

  7. внутренней (локальной) сети;

  8. внешней (в том числе глобальной) сети.

Учебно-методическое и информационное обеспечение направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. При этом в ФГОС ООО отмечается, что учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать:

  • информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);

  • укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой.

Фонд дополнительной литературы должен включать:

  • отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу;

  • научно-популярную и научно-техническую литературу;

  • издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах;

  • справочно-библиографические и периодические издания;

  • собрание словарей;

  • литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.

Одновременно ФГОС ООО определяет требования к наличию в образовательном учреждении, реализующем ООП ООО интерактивного электронного контента по всем учебным предметам.

Главная задача учителя – освоить ИОС школы как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, вписать в ИОС свою собственную педагогическую деятельность, применяя, по мере необходимости, ее компоненты и вступая в информационно-профессиональное взаимодействие с коллегами, учащимися, администрацией, родителями. Педагогическая профессиональная деятельность сопровождается созданием определенной продукции. Успешные авторские разработки (эффективность которых подтверждена экспертизой, участием в конкурсах, публикацией и т. п.) становятся компонентами индивидуального портфолио педагога и пополняют ресурсы ИОС.

Достижение результатов образования обеспечивается через методический аппарат учебников и учебно-методических пособий комплекта. Наша школа работает в 5 классе по УМК в состав которого входят:

  1. Математика. 5 класс. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др.

  2. Дидактические материалы по математике. 5 класс. К учебнику Виленкина Н.Я. и др. –

Попов М.А.

  1. Контрольные и самостоятельные работы по математике. 5 класс. К учебнику Виленкина Н.Я. и др. Попов М.А.

  1. Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Виленкина Н.Я. и др. - Ерина Т.М.

  1. Математика. 5 класс. Рабочие тетради для контрольных работ к учебнику Виленкина Н.Я. и др. - Рудницкая В.Н.

  1. Тесты по математике. 5 класс. К учебнику Виленкина Н.Я. и др. - Рудницкая В.Н.

  1. 20 тестов по математике. 5-6 классы. Минаева С.С.

  1. Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой. 5-6 классы. Минаева С.С.

  1. Контрольные работы по математике. 5 класс. Дудницын Ю.П., Кронгауз В.Л.

  1. Математика. 5-6 классы. Сборник геометрических задач. Гусев В.А.

  1. Математические олимпиады. 5-6 классы. Фарков А.В.

  1. Математика. 5 класс. Экспресс-диагностика. Захарова Г.А. и др.







  1. Математика. 5 класс. 180 диагностических вариантов. Радаева Е.А.

  1. Тесты по математике. 5 класс. Журавлев С.Г., Ермаков В.В. и др.

  1. Математика. 5 класс: технологические карты уроков по учебнику Виленкина Н.Я. и др

Добавилось также:

-тестирование он-лайн-www. kokch. kts. ru/cdo

-энциклопедия Кирилла и Мефодия-mega. km. ru

-сайт энциклопедий-www. encyclopedia. ru

Интернет ресурсы:

-Министерство образования и науки РФ.- /www. mon. gov. ru/.

-Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций.-www. informika. ru

И в соответствии с этим учителю понадобились на уроке и технические средства:

1. Мультимедийный компьютер

2. Мультемедиапроектор

3. Экран

4. Интерактивная доска

Методический аппарат учебников «Математика. 5 класс», выстроен в соответствии с требованиями психологической теории деятельности, в его основу положен принцип предметной деятельности учащихся в обучении.

Так, введение нового материала в учебнике начинается с учебно-познавательных. В каждом случае последовательность заданий (задач, вопросов) представляет собой систему, и их выполнение дает учащимся возможность самостоятельно или с минимальной помощью учителя открыть новое для себя теоретическое знание, т. е. совершить субъективное открытие.

Задания построены таким образом, что способствуют развитию у учащихся познавательных универсальных учебных действий (УУД), связанных с исследовательской деятельностью: наблюдение, сравнение, сопоставление, эксперимент, установление аналогий, классификация, установление причинно-следственных связей;

умение участвовать в дискуссиях, сознательно ориентироваться на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Формулировки вопросов и заданий способствуют созданию благоприятных условий для развития устной и письменной речи учащихся, их способности грамотно излагать свои мысли.

Задания, имеющиеся в сборниках задач и упражнений и рабочих тетрадях, также дифференцированы по уровню сложности. Этому же требованию отвечают и задания тематических контрольных работ Для учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению математики, а также с целью формирования интереса к изучению математики у всех школьников, разработаны пособия для организации занятий математического кружка в 5-х.

С переходом на ФГОС в основной школе изменился подход к составлению календарно-тематического планирования.

Расширились разделы календарно-тематического планирования. Всеми нами известные графы тема уроки, тип урока, количество часов, предметные планируемые результаты (знания, умения, навыки) остались без изменений, добавилось: добавились личностные и метапредметные планируемые результаты, которые в свою очередь поделились на личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД. В процессе составления календарно -тематического планирования используются следующие УУД:

Ø Учитывать правило в планировании и контроле способа решения

Ø Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Ø Учитывать разные мнения и стремиться в координации различных позиций в сотрудничестве

Ø Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Ø Проводить сравнения и классификацию по заданным критериям

Ø Контролировать действия партнера

Ø Ориентироваться на разнообразии способов решения задач

Ø Различать способ и результат действия

Ø Владеть общим приемом задач

Ø Договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Ø Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Ø Строить речевые высказывания в устной и письменной форме

Ø Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок

Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в процессе обучения математике. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим, основная цель, которая стоит перед нами, учителя математики, – научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создавать образовательной среду обучающихся на основе системно-деятельностного подхода, создавать условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов, таких как информационные и телекоммуникационные технологии, метод реализации проблемного обучения, практических работ, опорных схем или карточек-информаторов, метод анализа и синтеза, метод тестирования, использование различных форм ИКТ.







































Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13 им. С. В. Залетина»

















«Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса как необходимое условие реализации

ФГОС ООО»





Подготовила учитель математики: Медведева Л.И.















2014 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Медведева Лилия Игоревна

Дата: 29.10.2015

Номер свидетельства: 245592


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства