Тезис на тему "Разноуровневые задания по теме «Внетабличное умножение и деление» для обучающихся 3 класса как средство формирования познавательных УУД"
Тезис на тему "Разноуровневые задания по теме «Внетабличное умножение и деление» для обучающихся 3 класса как средство формирования познавательных УУД"
Тема тезиса является на данный год очень актуальным по проблемам начального общего образования. Начальная школа перешла на реализацию Федеральных государственных стандартов начального общего образования второго поколения в основе которого лежит системно-деятельностный подход, который предполагает учёт индивидуальных особенностей младшего школьника, а также гарантирует достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создаёт основу для успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тезис на тему "Разноуровневые задания по теме «Внетабличное умножение и деление» для обучающихся 3 класса как средство формирования познавательных УУД"»
Разноуровневые задания по теме «Внетабличное умножение и деление» для обучающихся 3 класса как средство формирования познавательных УУД
Маслакова Л. В.,
студентка 4 б группы,
специальности
специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Формируется это качество в процессе различных видов деятельности и, прежде всего, в учебной деятельности ученика.
Начальная школа перешла на реализацию Федеральных государственных стандартов начального общего образования второго поколения в основе которого лежит системно-деятельностный подход, который предполагает учёт индивидуальных особенностей младшего школьника, а также гарантирует достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создаёт основу для успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.[4]
В Федеральном государственном стандарте общего образования, разработанном творческой группой учёных под руководством А. М. Кондакова, чётко сформулирована цель начального общего образования – « развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира».
В основе требований, предъявляемых к организации учебной деятельности младших школьников в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения лежат системно-деятельностный подход, формирование УУД [6;19].
Теоретическим основанием данных подходов выступает положение о том, что личностное, психическое и познавательной развитие детей определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.
Для достижения цели начального образования в процессе обучения используются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
В начальной школе предмет «Математика» является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий.Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблемы.[1]
Математика также является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. В то же время большое их число имеет явно выраженные способности к этому предмету и хорошо усваивают учебный материал. Разрыв в возможностях восприятия учебного предмета учащимися весьма велик. Ориентация же на личность ученика требует, чтобы обучение математике учитывалась потребности всех школьников.
Использование разноуровневого обучения является весьма актуальным, так как при использовании учитываются индивидуальные особенности младших школьников. Включение разноуровневых заданий на уроках гарантирует результат освоения базовых знаний всеми обучающимися и одновременно – возможность для каждого ученика реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне.[2]
Включение разноуровневых заданий на уроках гарантирует результат освоения базовых знаний всеми обучающимися и одновременно – возможность для каждого ученика реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне. [3]
Известные зарубежные и отечественные педагоги и психологи Э. Мейман, А. Бине, О. Декроли, Э.Л. Торндайк, П.П. Блонский занисались проблемой индивидуализации и дифференциации обучения. Их поиски привели к созданию различных форм организации учебно-воспитательного процесса, где идея дифференцированного обучения в той или иной степени получила свое практическое воплощение. В методическом аспекте проблема разноуровневого обучения рассматривается в работах Ю. И. Дика, В. М. Монахова, А. А. Кузнецова, М. В. Рыжакова, С. А. Бешенкова, Г. В. Дорофеева, Н. Н. Петровой, В. В. Фирсова, В. А. Орлова, С. Б. Сурововой, Л.В. Кузнецовой и др.
Для решения данной проблемы исследователи (С. В. Алексеев, Р. Грот, Н. П. Гузик, О. Б. Лошнова, Г. К. Селевко, Унт Инге и др.) предлагают применение учебных заданий различных уровней.
В нашей работе мы рассмотрели ряд понятий (разноуровневое задание, универсальные учебные действия, познавательные УУД), проанализировали требования ФГОС НОО, что стало основой для формулировки заданий к текстам художественных произведений, способствующих формированию коммуникативных универсальных умений: готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Анализ учебника 3 класс А. И. Моро «Метаматика» 2 часть (УМК «Перспектива») позволил сделать вывод о том, что задания, данные в учебнике, не разделены на задания по уровням, что затрудняет работу при организации самостоятельной работы.
Цель разработанных и подобранных разноуровневых заданий по теме «Внетабличное умножение и деление» для учащихся 3 класса как средство формирования познавательных УУД является формирование познавательных УУД с учётом индивидуальных способностей учащихся.
Ниже приведены примеры заданий, направленные на формирование познавательных УУД:
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера: «Составьте схемы выражений, содержащих три действия, где: а) вычитание записано вторым, а выполнять его надо третьим; б) сложение записано вторым, а выполнять его надо первым; в) умножение записано третьим, а выполнять его надо вторым действием
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов: «Сравните решения, какой способ удобнее?»
Для определения уровня сформированности познавательных УУД подобраны диагностики, которые позволят сделать выводы об уровне сформированности познавательных УУД у учащихся 3 класса, методика «Логические закономерности», целью которой является выявление уровня развития логического мышления. Диагностика универсального действия общего приема решения задач (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой), целью которой является выявление сформированности общего приема решения задач. Методика «Нахождение схем к задачам» (по Рябинкиной), целью которой методика позволяет определить умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения.
Таким образом, целенаправленное применение разноуровневых заданий, позволяют эффективно организовать учебный процесс на уроке математике по теме «Внетабличное умножение и деление», с учётом индивидуальных особенностей обучающегося 3 класса.
Список литературы:
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.
В. П. Ручкина. Дифференцированные задания по математике для начальных классов. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург, 2002.
Н. Н. Деменёва. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математике. Методическое пособие. – М: Аркти, 2005.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 г.