Доклад на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках информатики и математики". Данное сообщение содержит краткое точное понятие функциональной грамотности. Приведены примеры заданий ФГ из информатики и математики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Свидетельство о публикации»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Минка»
ДОКЛАД
Тема: «Формирование функциональной грамотности на уроках математики и информатики»
Доклад подготовила: Шмигирилова М.В.
учитель математики и информатики
с.Минка2023г.
Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи. Способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. ФГ включает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Особенности заданий для оценки функциональной грамотности:
задачи, поставленные вне предметной области и решаемые с помощью предметных знаний;
в каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся;
контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
вопросы изложены простым, доступным языком;
требуется перевод с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др.);
используются разные форматы представления информации: рисунки, таблицы, диаграммы и др; На уроках математики информатики дети учатся:
выполнять математические расчеты для решения повседневных задач;
рассуждать, делать вывод на основе информации, представленной в различных формах.
Типовые задания по математике для пятиклассников:
Упражнения, связанные с решением при помощи арифметических знаний проблем, возникающих в повседневной жизни.
Задание на распознавание, выявление, формулирование проблем, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики.
3.Задания на понимание и применение математической символики и терминологии.
Скорость поезда 60 км/ч. Какое расстояние поезд проедет за 8ч?
Самолет за 5 ч пролетел 2990 км. Какова скорость самолета?
Сколько времени понадобится велосипедисту, чтобы проехать 80 км со скоростью 16 км/ч?
Мотоциклист 2 ч ехал со скоростью 63 км/ч, а потом 5 ч со скоростью 65 км/ч. Какое расстояние проехал мотоциклист за это время?
В течение 8 ч один автомобиль ехал со скоростью 75 км/ч, другой - 92 км/ч. На сколько меньше расстояние, пройденное первым автомобилем?
Типовые задания по информатике для пятиклассников:
Задания на читательскую грамотность.
Определите, истинно или ложно данное утверждение.
Человек хранит, передает и обрабатывает информацию;
Компьютер воспринимает информацию с помощью двоичных кодов;
Информация, информатика, информационные процессы не связаны между собой ;
Языки делятся на естественные и формальные;
Компьютер - универсальная машина для работы с информацией;
Информация- сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их свойствах, состоянии и проявлениях, которые воспринимают живые организмы, технические устройства или другие приёмники сведений в процессе их приспособления к условиям окружающей среды, жизни, деятельности или работе;
Статистика- наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и оценки информации с применением компьютерных технологий, обеспечивающих возможность её использования для принятия решений.
Задание на естественнонаучную грамотность.
Животные также получают информацию с помощью своих органов чувств. Какое, по вашему мнению, чувство (зрение, слух, обоняние, осязание) является наиболее развитым у орла, волка, летучей мыши, дельфина, крота?
3.Задание на глобальную компетентность – это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни.
В текстовом редакторе WORD создайте следующую таблицу.
Фамилия
Предмет
Русский язык
Литература
Математика
Музыка
Заполните таблицу на основании следующей информации:
Внимательно прочтите текст «Оценки за год»:
У Мокроусова по литературе оценка за год — «3». У Красноперовой по математике оценка за год — «5». У Кузьмина по музыке оценка за год — «5». У Смирнова по музыке оценка за год — «5». У Герасимович по литературе оценка за год — «5». У Шарифуллиной по математике оценка за год — «4». У Красноперовой по музыке оценка за год — «5». У Кузьмина по русскому языку оценка за год — «4». У Красноперовой по русскому языку оценка за год — «5». У Красноперовой по литературе оценка за год — «5». У Кузьмина по математике оценка за год — «5». У Мокроусова по математике оценка за год — «3». У Мокроусова по русскому языку оценка за год — «3». У Герасимович по математике оценка за год — «5». У Герасимович по русскому языку оценка за год — «5». У Шарифуллиной по русскому языку оценка за год — «4». У Смирнова по русскому языку оценка за год — «4». У Шарифуллиной по музыке оценка за год — «4». У Смирнова по литературе оценка за год — «4». У Шарифуллиной по литературе оценка за год — «5». У Кузьмина по литературе оценка за год — «4». У Смирнова по математике оценка за год — «3». У Герасимович по музыке оценка за год — «5». У Мокроусова по музыке оценка за год — «4».
Попытайтесь ответить на следующие вопросы:
Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте?
По каким предметам приведены годовые оценки учеников?
Сколько учеников имеют только отличные оценки?
Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?
Чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, потребуется перечитать этот не самый интересный текст несколько раз.
Таким образом, использование активных форм обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве, что способствует формированию компетентности функциональной грамотности школьников. Здесь я показала только очень маленькую примерную часть задач, используемых для формирования функциональной грамотности. Все они обеспечивают личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формируют коммуникативные навыки, умение использовать информацию, предприимчивость и креативность.
Однако, существуют проблемы, которые мешают развитию математической грамотности:
1) Очень низкий уровень вычислительных навыков;
2) Отсутствие практической направленности в математике ;
3) Натаскивание на решение по аналогии, неумение организовать свою учебную работу дома, ответственность за выполнение домашних заданий.
4) Непонимание учащимися необходимости заучивания теоретических понятий (правил, формул, теорем).
Использование практико-ориентированных и ситуационных задач в учебном процессе позволяет хотя бы частично эти проблемы решить. Хоть эти задачи и не связаны с непосредственным повседневным опытом обучающегося, но они помогают им увидеть и понять, как и где могут быть полезны в будущем знания из различных предметных областей.